Преимущества электронной торговли для белорусской экономики
В целях обеспечения экономического развития и внесения необходимых изменений в соответствующее законодательство необходимо оценить те преимущества, которые могут быть получены от возможного развития рассматриваемой отрасли. Преимущества электронной торговли довольно широки: от повышения качества социальных программ до увеличения базы налогообложения. В данном разделе рассматриваются данные преимущества, а также даются рекомендации по их достижению.
Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы. Развитие электронной торговли окажет позитивное влияние на структуру и функционирование белорусского рынка труда. Во всем мире электронная торговля служила мощным импульсом к созданию новых рабочих мест. Так, например, в США с 2005 по 2010 годы в рамках индустрии высоких технологий было создано более 12 миллионов новых рабочих мест. Беларусь располагает высококвалифицированной рабочей силой технического профиля. По мере развития электронной торговли белорусская рабочая сила сможет быстро и эффективно адаптироваться с учетом необходимых изменений в осуществлении бизнеса. По мере создания больших возможностей за счет рабочей силы в Беларусь увеличится объем валового национального продукта (ВНП). Возрастет доход на душу населения, увеличится размер налогооблагаемой базы, а также снизится вероятность "утечки мозгов".
За счет электронной торговли существенно увеличится объем занятости по двум следующим специальностям: технические программисты и сервис-провайдеры. В области программирования Беларусь вполне конкурентоспособна на мировом рынке, и ей следует активно развивать имеющийся у нее потенциал.
Расширение деловых возможностей, созданное в результате беспрепятственного развития электронной торговли позволит этим талантливым людям остаться в Беларуси, получать более высокую заработную плату, платить подоходный налог, тратить заработанные средства, а также вкладывать их в развитие новых предприятий в Беларуси, а не экспортировать свои таланты и доходы за рубеж.
Необходимость в службе по работе с клиентами, создаваемая электронной торговлей, является еще одной сферой широкомасштабного создания новых рабочих мест в Беларуси. Необходимость в создании подобных служб также может стать стимулом для создания целой отрасли таких услуг. Финансируемые частными лицами и правительством программы развития этих услуг обеспечат Беларуси, как рынок квалифицированных технических специалистов, так и ориентированный на клиента рынок труда.
Рост экспортного капитала. Потенциал экспорта товаров и услуг может многократно увеличиться, при условии, что этому не будут препятствовать законодательные ограничения. По мере укрепления позиций национальной промышленности и повышения качества товаров белорусские компании могут распространять свою продукцию и в других странах. Электронная торговля может сыграть решающую роль в маркетинге и продаже товаров белорусских компаний за рубежом, а в итоге национальные предприятия будут расширяться, увеличится база налогообложения и доходы государства от сбора налогов и таможенных пошлин.
Расширение видов деятельности. Электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат. В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46 % быстрее, чем те, которые Интернет в своей деятельности не используют [1]. То есть, электронная торговля подтолкнула развитие малых предприятий. Тем самым подкрепляется экономическое развитие государства, а в итоге происходит экономический рост, расширяется база налогообложения и спрос на сопутствующие услуги.
Электронная торговля также полезна для производителей и потребителей в силу того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов. Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернете позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственной реализации, тем самым, ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для белорусских предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом.
Еще одним положительным моментом для Беларуси является то, что электронная торговля позволяет осуществлять ряд работ, таких как разработка программного обеспечения и технические услуги, непосредственно по месту нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются соответствующие услуги. Это облегчит продажу белорусских услуг, которые до последнего времени значительно отставали ввиду ограничений, связанных с передвижением физических лиц. В итоге белорусские граждане получат новые рабочие места и более высокую заработную плату, а государство получит больше налогов с физических и юридических лиц и чистой прибыли.
Помимо существенной суммы сделок электронной торговли (которая с учетом наметившихся тенденций в 2011 г. должна в Беларуси превысить 160 млн. долл. США (деловой прогноз - Deloitte & Touche Tohmatsu)), Интернет-экономика создаст в Беларуси значительное количество сопутствующих предприятий. Это вызвано потребностью в аппаратном компьютерном обеспечении и услугах менеджеров, в том числе в обеспечении безопасности, выставления счетов, бухгалтерского обеспечения и обслуживании клиентов.
Преимущества электронной торговли очевидны; белорусское правительство, белорусские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Тем не менее, важно отметить, что развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, уклонение от налогообложения, несоблюдение конфиденциальности, нарушение прав интеллектуальной собственности, хотя эти риски характерны и не только для электронной торговли.
Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально они могут осложниться по мере развития электронной торговли, в настоящее время компаниям и правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, чтобы не дать возможность разрушить электронную торговлю. Правительства и частные лица во всем мире формируют коалиции с целью совместной выработки соответствующих решений для урегулирования потенциальных угроз электронной торговле.
Преимущества для государственного бюджета. Целью развития экономической структуры Беларуси является создание более широкой базы получения доходов. По мере того как участие Беларуси в электронной торговле будет расширяться, увеличение доходов от налоговых поступлений может стать одним из многих прямых преимуществ. Для того, чтобы расширить базу налогообложения, Беларуси предстоит разрешить еще много вопросов. Первым из них является вопрос о поддержании тонкого баланса между сохранением базы налогообложения при наличии неотслеживаемых электронных сделок и одновременным стимулированием развития электронной торговли на местном уровне.
Феномен электронной торговли повлек за собой целый блок налоговых вопросов международного характера. Государства быстро осознали, что применение электронных сделок создает много трудностей для действующих налоговых органов ввиду анонимности электронной торговли, отсутствия возможности отследить сделки, а также пресечения границ с помощью телефонных линий. Многие государства предприняли меры против потенциального снижения налоговых поступлений, и многие занимаются изучением данного вопроса. Несмотря на то, что эти проблемы пока еще далеки от разрешения, большинство из них четко определены, и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрабатывают рекомендации глобального характера.
ОЭСР, США, Великобритания и ЕС разработали и утвердили четыре основных принципа, а именно:
1) Развитие электронной торговли должно быть использовано главным образом частным сектором в качестве конкуренции рыночным силам.
2) Государственное вмешательство, по мере его необходимости, должно способствовать созданию стабильного международного правового регулирования, предусматривать справедливое распределение дефицитных ресурсов и защищать общественные интересы. Такое вмешательство может осуществляться только там, где оно необходимо, и при этом оно должно быть ясным, прозрачным, объективным, недискриминационным, соразмерным, гибким и технологически нейтральным.
3) Налогообложение сделок, осуществляемых в рамках электронной торговли, должно быть нейтральным по сравнению со сделками, осуществляемых без использования электронных средств.
4) Налогообложение электронной торговли должно соответствовать установившимся международно-принятым обычаям и должно осуществляться с наименьшими затратами.
Реклама. Значительная часть направления "предприятие - потребитель" в Интернете основана на доходах от рекламы. Ввиду того, что большинство физических лиц, имеющих доступ в Интернет просто "просматривают" сеть или "путешествуют" по ней, при этом, фактически не делая через Интернет каких-либо покупок, многие популярные страницы сети выживают только за счет рекламы. Как правило, такая реклама дается в форме размещаемых на них рекламных "баннеров". Тем не менее, в Беларуси существует еще одна проблема, характерная только для Интернет-экономики. Действующие ограничения на вычет расходов на рекламу и дополнительное налогообложение рекламы в Беларуси может значительно затруднить развитие некоторых потенциальных направлений деятельности. Так как в настоящее время белорусское правительство пересматривает эти нормы на основе предложений делового сообщества, в круг рассматриваемых вопросов необходимо включить и данную проблему.
Техническая инфраструктура. Безопасная и надежная связь с Интернетом - основное условие развития электронной торговли. Чем шире доступ к сети, тем больше перспективы роста и выгоды электронной торговли.
Рассматривая телефонную и информационную сети как общегосударственную инфраструктуру, становится ясно, что государство играет определенную роль в ее развитии. Однако, эти сети весьма капиталоемки, и государство не может позволить себе такие вложения. Поэтому оно должно ограничить свое участие только деятельностью по обеспечению условий инвестирования другими лицами в развитие национальной сети Интернет. При наличии спроса поток средств в эту область возникнет естественным образом, как это произошло по всему миру, но только при отсутствии искусственных преград на его пути.
Увеличение объема инвестиций в сетевую инфраструктуру означает не просто расширение возможностей связи, но и новые перспективы и конкуренцию, что приводит к снижению цен и более активному притоку новых групп населения к пользованию сетевыми ресурсами. Функционирование Интернета также связано с новыми технологиями, которые напрямую связаны с конкуренцией.
С настоящее время белорусская индустрия связи регулируется множеством нормативов и находится под жестким контролем. В результате, монополисты рынка связи могут воспользоваться своим исключительным положением для ограничения развития и инвестирования. Например, информационные сети многих сетевых провайдеров построены на линиях, арендованных у национальных телефонных компаний, зачастую государственных или занимающих монопольное положение. В отсутствие действенной конкуренции телефонные компании могут вводить искусственно завышенные цены на аренду линий и ограничения на их использование, что препятствует оказанию услуг сетевыми провайдерами.
Ценообразование применительно к использованию местных сетей. Чтобы попасть к своим подписчикам, сетевым провайдерам зачастую приходится приобретать услуги местных АТС у государственных и монопольных телефонных компаний. Такие услуги также нередко предлагаются по сильно завышенным расценкам, что приводит к росту стоимости информационных услуг для клиентов.
Взаиморасчеты между операторами и обеспечение свободного доступа ко всем компонентам "последней мили": Сетевые провайдеры нуждаются в средствах связи с сетями действующих компаний связи, чтобы все пользователи сети могли беспрепятственно обмениваться информацией. Монопольные или доминирующие на рынке телефонные компании зачастую требуют оплачивать услуги по межсистемной связи между компаниями намного выше себестоимости, а также отказывают в предоставлении подобных услуг, ссылаясь на проблемы с объемом сети и потребности других провайдеров.
Многие годы многие компании связи пользовались своим монопольным статусом в целях ограничения соединения средств связи с технологического оборудования с сетью. Даже после того, как монопольное положение было ими утрачено, используется обременительная политика "совместимости" для ограничения конкуренции, создавая затруднения для потребителей услуг связи.
Все эти препятствия обусловили ограниченность доступа к Интернету и его высокую стоимость, что замедляет развитие и уменьшает выгоды всех видов электронной торговли. Таким образом, в сфере развития инфраструктуры правительство должно сосредоточить усилия на большей открытости отрасли для привлечения инвестиций и усиления конкуренции.
Глобальный рост новых коммуникационных технологий становится предметом широкого общественного интереса. Коммерческие предприятия и органы государственного управления обсуждают наилучшие способы внедрения этих технологий и предоставления клиентам выгоды от их использования. Легкость в использовании компьютерного/телевизионного экрана и моментальный передача электронных сообщений в совокупности обеспечивают новые средства обмена данными, предоставление развлекательных и деловых услуг, теснее связывают покупателей и коммерческие предприятия. Покупатели получили как никогда ранее мощные средства общения с производителями, равно как и средства точного выражения своих потребностей и желаний. Рекламодатели и маркетинговые компании содействуют развитию новых средств связи подобно тому, как они помогли развитию традиционных средств связи в прошлом. Сегодня реклама представляет собой основной источник доходов для традиционных средств массовой информации. В наши дни реклама и маркетинг внесут подобный неоценимый вклад в новые интерактивные средства связи, что позволит обеспечить доступ к товарам и услугам более широкой аудитории в международном масштабе.
Международная торговая палата (МТП) выступает передовым разработчиком кодексов саморегулирования этического поведения в рекламе и маркетинге. По мнению МТП, реклама и маркетинг в Интернете, всемирной сети и сети предоставления услуг должны отвечать наивысшим стандартам этического поведения, отраженным в Международном кодексе рекламной деятельности МТП и других Кодексах саморегулирования, принятых МТП.
Глобальный характер и технологические свойства новых средств связи создали уникальную среду проведения сделок. Владельцев средств связи, в традиционном их понимании, не существует, что привело к исчезновению традиционных посредников - издателей и телерадиовещательных компаний. Ответственные рекламодатели и маркетинговые компании (которые в данном новом контексте, означают любое лицо или компанию, размещающие электронное сообщение коммерческого характера) должны понять, что соблюдение правил, диктуемых внутренней дисциплиной и конкретно приспособленных под условия электронной или интерактивной рекламы и маркетинга, в их интересах. Рекламодатели и маркетинговые компании должны приложить все усилия в том, чтобы создать электронную среду, которой будут доверять во всем мире.
Покупатели и маркетинговые компании должны сотрудничать в целях сведения к минимуму потенциальных затрат и эффективного снижения затрат в электронной торговле. Предоставив соответствующие данные о себе, покупатели получат необходимую информацию о товаре, эффективные и экономичные услуги. Это позволит покупателям выбрать товары и услуги, наиболее отвечающие их потребностям и вкусам.
МТП признает, что реклама и маркетинг в интерактивных средствах связи пребывают на начальной стадии развития, поэтому относящиеся к ним принципы и правила будут изменяться и развиваться по мере углубления знаний о новых технологиях и особенностях их использования. С учетом вышеизложенного, МТП рекомендует повсеместное распространение стандартов в следующих целях:
- укрепление доверия всемирной общественности к рекламе и маркетинга в новых интерактивных системах;
- обеспечение максимальной свободы самовыражения для рекламодателей и маркетинговых компаний;
- сведение к минимуму необходимости в государственном и/или межправительственном правовом или нормативном регулировании; и
- обеспечение максимальной конфиденциальности сделок с клиентами.
Электронная торговля по своей природе имеет глобальный характер. Государственная политика, касающаяся электронной торговли, должна быть скоординированной и согласованной на международном уровне, а также должна создавать благоприятные условия для международного сотрудничества, основанного на принципах добровольности и консенсуса, с целью ее стандартизации. Беларусь может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: повсеместный рост предприятий местной экономики вне зависимости от форм собственности, доступ к экспортному рынку, рабочие места для квалифицированной рабочей силы, доступ к инвестиционному капиталу, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей.
5. Организация системной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования кадров с использованием современных информационных технологий
Сегодня в полной мере проявилась глубокая зависимость уровня социально-экономического развития государства от профессиональных способностей специалистов разных отраслей народного хозяйства, которые закладываются в образовании. Именно поэтому, возможность устойчивого развития общества, успешного преодоления и предотвращения социальных и экономических кризисов тесно связана с достигнутым уровнем образования всех членов общества.
Современное образование - это социальный институт, выполняющий социальную, экономическую и информационную функции в обществе в их новом качественном состоянии [6].
Социальная функция образования заключается в активном участии населения в формировании социально - статусной структуры государства. Общество требует притока социально активных членов, которые лояльны к существующей социально - политической структуре и способны выполнять свои функции на необходимом культурно - технологическом уровне.
Экономическая функция состоит в формировании когорты профессионалов, владеющих не только необходимыми знаниями, навыками и умениями (с чем традиционная система образования вполне справлялась), но и методологией корпоративного управления, творческого коллективного разрешения проблемных ситуаций, а также умением ориентироваться на перспективу.
Информационная функция образования определяется тем, что в настоящее время образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний. Оно становится способом постоянного, непрерывного обмена информацией между специалистами на протяжение всей их деятельности и предполагает не только усвоение полученных знаний, но и отдачу своих в обмен на полученные. Информатика уже стала ядром нового комплекса научных дисциплин, который является научной базой информационного общества.
Создание перспективной системы образования, способной готовить кадры нашего государства к работе в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации, - одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества, решение которой проводиться на уровне государственной политики. Новая образовательная парадигма развития системы подготовки и переподготовки специалистов направлена на способность системы образования не только вооружать знаниями членов общества, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний, формировать потребность и возможность непрерывного самообразования. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять гражданам разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться на протяжении всей их профессиональной деятельности.
Наиболее перспективной образовательной технологией, удовлетворяющей настоящим требованиям, является дистанционное обучение, базирующаяся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях и средствах удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научно - технической и учебно-методической информации. А наиболее перспективной моделью образования является открытое образование, доминирующей тенденцией в развитии которого становится модель личностно-ориентированного обучения, учитывающего индивидуальные, личностные качества каждого обучаемого и основывающегося на передовых педагогических и информационных технологиях дистанционного обучения. Эта модель образования получила всеобщее признание в мире, с ее развитием связывается решение многих социально - экономических, политических и культурных проблем развития общества.
Основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта, то есть используя средства дистанционного обучения. В принципе открытое образование возможно и без использования дистанционных технологий. Однако в действительности обеспечить всех желающих учиться аудиториями, оборудованием, консультациями с преподавателями в удобное для них время крайне сложно. Именно поэтому дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования.
Принципы открытого образования и технологии дистанционного обучения получили свое развитие в системах электронного обучения (СЭО), основными составляющими которой являются средства создания, управления и доставки контента, средства организации процесса обучения и поддержки взаимодействия участников учебного процесса.
В своем большинстве современные системы электронного обучения строятся исходя из портальной схемы. Ядром системы электронного обучения является LMS (Learning Management System) или система управления учебным процессом, которая дает системное представление учебного процесса, когда основной единицей является не хранилище учебных материалов и не отдельные тесты, а изучаемая дисциплина, вокруг которой строится сложный процесс взаимодействия всех участников учебного процесса: преподавателя, методистов, студентов и администратора системы.
Система электронного обучения Академии управления
Академия управления является ведущим государственным высшим учебным заведением в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров органов государственного управления и иных организаций республики. В ее задачи входит внедрение прогрессивных форм и методов обучения, разработка учебных планов и программ, учитывающих характер и специфику работы руководящих кадров, направленных на формирование руководителя нового инновационного типа, владеющего современными профессиональными технологиями, умениями и навыками стратегического управления, системного анализа и прогнозирования социально-экономических процессов.
В рамках этих задач Академия управления проводит целенаправленную политику по формированию информационного обеспечения учебного процесса, созданию и внедрению в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий, базирующихся на принципах открытого образования. Результатом выполненных в этом направлении работ стало создание системы электронного обучения Академии управления, что позволило решить следующие задачи:
- объединить информационные ресурсы Академии управления и организовать централизованный доступ к ним;
- реализовать полномасштабную и управляемую систему;
- построить отказоустойчивую систему передачи данных;
- реализовать мониторинг и управление процессом обучения;
- организовать дистанционное обучение для студентов и слушателей Академии управления.
В состав СЭО Академии управления включены:
- базовый программно-технический комплекс;
- система управления учебным процессом (LMS);
- телекоммуникационная сеть;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР), включая учебные и информационные базы данных, целевые учебно-методические комплексы (УМК), организационно-методические материалы и пр.;
- клиентские комплексы, которые поставляются внешним пользователям Академии управления.
СЭО Академии управления предоставляет современные и высокоэффективные средства организации учебного процесса, широко используемые для:
- подготовки студентов заочной формы обучения Института управленческих кадров по специальности "Государственное управление и экономика";
- подготовки слушателей Института государственной службы по специальности «Государственное строительство»;
- повышения квалификации слушателей Института государственной службы в дистанционном режиме;
- организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения Института управленческих кадров и слушателей Института государственной службы Академии управления.
Система и входящие в ее состав модули позволяют решать следующие задачи:
- создавать новые курсы и обучающие модули;
- строить учебные планы и контролировать их выполнение;
- управлять персональной информацией;
- создавать виртуальные классы, форумы, командные проекты и другие средства для взаимодействия;
- проводить опросы, анкетирование;
- осуществлять мониторинг успеваемости;
- проводить аттестации и отслеживать развитие обучающегося;
- генерировать отчеты по студентам, курсам, преподавателям и т.д.;
- создавать и настраивать персональные разделы пользователей;
- обеспечивать конфиденциальность информации;
Создание системы электронного обучения не только существенным образом повышает эффективность учебного процесса, но также обеспечивает решение проблемы непрерывности и корпоративности обучения за счет широкого использования дистанционной формы обучения.
К основным преимуществам созданной системы СЭО Академии управления относятся:
- отработанная технология организации учебного процесса;
- наличие полноценных учебно-методических комплексов по большинству дисциплин;
- надежная технология работы в условиях низкой пропускной способности интернет-каналов;
- широкий охват обучающихся, форм подготовки, специальностей и учебных дисциплин.
Основным направлением развития СЭО Академии управления является повышение интерактивности электронных курсов и процесса обучения в целом.
5.2 Система поддержки самообразования кадров в сфере управления
В информационном обществе, где постоянно увеличиваются информационные потоки и для принятия эффективных управленческих решений необходимы все новые и новые знания, ключевым элементом развития личности является непрерывное самообразование.
В настоящее время самообразование кадров – это стихийный процесс, который невозможно проконтролировать и результаты которого далеко не всегда очевидны. С целью повышения эффективности самообразования и в соответствии с Указом № 275 Академия управления начала работу по созданию целостной системы информационно-методической поддержки самообразования кадров в сфере управления. Инициатива Академии управления нашла поддержку на уровне правительственных решений - проект Академии управления при Президенте Республики Беларусь «Создание системы поддержки самообразования кадров в сфере инновационного управления на основе компетентностного подхода» включен в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы»).
Объективные предпосылки формирования системы поддержки самообразования, как важного направления в общем процессе непрерывного профессионального развития кадров, обусловливаются:
- инновационным характером развития республики и необходимостью быстрого освоения руководителями новых подходов и технологий в экономической, социальной и информационной сферах;
- существенным отличием методик самообразования от методологического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- тенденциями развития образовательных систем современного белорусского государства, оказывающими комплексное воздействие на профессиональное становление руководящих кадров;
- созданием в последние годы в республике информационно-образовательных сетей, электронных интерактивных библиотек и телекоммуникационных средств обучения.
Основные задачи системы заключаются в следующем:
- создание условий для непрерывного профессионального развития кадров в сфере управления;
- создание эффективной модели обучения, удовлетворяющей требованиям, выдвигаемым современностью к тем видам профессиональной компетентности, которыми должен владеть руководитель;
- создание единой информационно-образовательной сети и адаптивной учебной среды системы поддержки самообразования;
- разработка и распространение электронных информационно-образовательных ресурсов по различным направлениям управленческой деятельности, обеспечивающих формирование требуемых компетентностей в сфере управления;
- обеспечение тесной связи тематики самообразования с реальными процессами социально-экономического и политического развития страны, развитием мирового сообщества;
- внедрение современных образовательных технологий и разработка инновационных инструментальных средств конструирования электронных учебных материалов, деловых игр, обучающих программ;
- разработка средств и методов оценки результатов обучения, процедур выявления и отбора наиболее перспективных управленческих кадров.
В качестве теоретико-методологической основы обучения в системе используется компетентностный подход, с позиции которого уровень профессионализма определяется как совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения этих причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов.
Ключевая идея поддержки самообразования, основанной на компетентностном подходе, заключается в разработке таких образовательных технологий, информационно-аналитических и учебных материалов, а также критериев, методов и средств оценки качества обучения, которые бы позволили в максимальной степени приблизить результаты обучения к ожиданиям организаций, к привычным для них процедурам оценки и развития персонала.
В настоящее время работа в системе поддержки самообразования ведется по трем направлениям:
- формирование и развитие управленческих базовых компетентностей руководящих кадров и их резерва;
- формирование и развитие расширенного состава управленческих компетентностей;
- формирование и развитие компетентностей в сфере идеологии.
По каждому обозначенному направлению разработана модель профессиональной компетентности, которая определяет состав компетентностей, описываемых через систему способностей и соответствующую систему знаний, необходимый и достаточный для того, чтобы опираться на него при подготовке руководителей и оценке их уровня компетентности.
На базе компетентностного подхода ведется большая работа по разработке практико-ориентированных видов учебного процесса, разработке информационно-образовательных материалов по всем компетентностям каждой модели. Создан сайт системы поддержки самообразования, доступ к которому открыт с главной страницы сайта Академии управления http://www.pac.by/ru/ по ссылке «Система поддержки самообразования».
Уже сегодня для подготовки в системе инновационных управленческих кадров создано 160 хрестоматий по управленческим и идеологическим компетентностям. Работа по созданию и внедрению системы ведется в тесном контакте с государственными органами и организациями на основе соглашений о сотрудничестве. Уже за это год в системе прошли подготовку более 700 человек. Результаты проводимого по концу обучения анкетирования свидетельствуют о востребованности и результативности предложенной формы повышения профессионального уровня кадров, об актуальности тематики разработанных хрестоматий.