Владимиро-суздальское княжество

КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Киевское княжество по-прежнему считалось первым среди других русских княжеств. Его князь продолжал носить титул великого киевского князя. Киев сохранил и свою историческую славу матери русских городов. Оставался он и главным религиозным центром русских земель. Но вместе с тем с 1140-х гг. Киев безвозвратно потерял контроль над русскими землями и превратился в одно из русских княжеств, с которым все меньше считались сильные соседи. Все более пустынными становились водные пространства Днепра, умирал международный путь "из варяг в греки". Для Киевской земли ушли в прошлое большая европейская политика, грандиозные походы на Балканы, в центр Европы, в глубь половецкой степи. Теперь внешняя политика Киева сосредоточилась на борьбе с Северо-Восточной Русью, с Юрием Долгоруким и его наследниками и на изнуряющих схватках с половцами.

ЧЕРНИГОВО-СЕВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Черниговское княжество рано обособилось от Киева. Со временем Чернигов стал одним из крупнейших русских городов. В Черниговской земле расцвели и другие крупные центры - Новгород-Северский, Путивль, Курск, Козельск, Мосальск, Воротынск, Мценск, Стародуб. Подчинялись Чернигову Муром и Рязань в Северо-Восточной Руси. Черниговские князья дружили с половцами, поэтому Черниговская земля не испытывала в течение десятилетий такого напора кочевников, как, скажем, Киевское княжество.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

В Юго-Западной Руси сформировалось мощное Галицко-Волынское княжество. Здесь появились крупные, богатые, хорошо укрепленные города - Владимир-Волынский, Галич, Перемышль, Луцк, Холм, Дорогобуж, Червен, Бужеск и др. Большую силу в Галицко-Волынской земле приобрело мощное боярство, располагавшее обширными землями. Бояре опирались на многочисленных дружинников и со временем стали соперничать с местными князьями.

В середине XII в. от Волынского княжества отделилось Галицкое княжество с центром в Галиче, богатом торговом и промышленном городе. Борьба князей между собой, а также противостояние княжеской власти и боярских группировок, в котором активное участие приняло городское население, привели к длительным и тяжелым смутам в Галицкой земле. И все же, именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств, стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Господин Великий Новгород, как называли его современники, рано обособился от Киева. Новгородская земля простиралась от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. С самого начала русской государственности Новгород выступал наравне с Киевом за лидерство в русских землях. Но одновременно Новгород постоянно стремился сохранить свое особое положение в русских землях, утвердить свою вольность. Хотя киевские правители регулярно посылали в Новгород наместников - своих старших сыновей, княжеская власть никогда не была здесь такой сильной, как в других русских княжествах. Это объяснялось мощью местного боярства, силой городских слоев - богатого купечества и ремесленников. Большой авторитет имел здесь местный руководитель Русской Православной Церкви - новгородский архиепископ, или владыка, как его величали.

Причина особой роли Новгорода в русской истории лежала в самом строе жизни города. Долгое время он располагался в центре важных торговых путей - в Южную Прибалтику и далее - в немецкие земли, Скандинавию, а также в страны Востока. Новгород вырос на торговле, труде ремесленников, на пушном промысле, на хозяйствах крупных землевладельцев. Здесь ранее, чем в других городах, появились купеческие объединения. Со временем в Новгородской земле выросли крупные города Псков и Изборск; по-прежнему заметную роль играла Ладога.

Сюда не доходили печенеги и половцы. Это создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгороде со временем получили крупные землевладельцы - бояре. Интересы боярства, купечества, Церкви сплетались воедино. Вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои богатства, играла весьма значительную роль в жизни города.

Аристократия вела за собой в политической жизни ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества.

Городские власти выбирались на вече, здесь же обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика. По существу, это была республиканская форма правления. Новгородское княжество нередко именуют Новгородской аристократической республикой, потому что в реальности все рычаги управления и влияния находились в руках аристократии.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Здесь, в междуречье Оки, Волги и Клязьмы, было немало превосходных пахотных земель, в поймах рек простирались великолепные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство. Леса были богаты пушниной, ягодами и грибами. Издавна в этих местах процветало бортничество. Реки и озера изобиловали рыбой. Северо-Восточная Русь не знала нашествий кочевников - печенегов и половцев. Постепенно здесь зарождалось вотчинное землевладение, развивались города - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Со второй половины XI в. эти земли принадлежали Всеволоду Ярославичу, его сыну Владимиру Мономаху и его потомкам. Владимир Мономах основал Владимир-на-Клязьме и Переяславль-Залесский. Города были небольшими, без каменных зданий и храмов.

Если в старых городах, Ростове и Суздале, князьям приходилось считаться с влиянием сильного боярства, то в молодых центрах - Владимире и Ярославле - они опирались на растущие городские сословия, купечество, ремесленников, мелких землевладельцев, получивших землю за службу князю.

Наши рекомендации