Современный этап в развитии коррупции, интернационализация плюс глобализация
Общее
Коррупция – динамично развивающийся спутник человеческого общества, прошедшая многотысячелетний путь от примитивных форм до современных совершенствующихся технологий, использования должностным лицом или группой должностных лиц служебного положения для достижения личных интересов и интересов третьих лиц с нанесением ущерба законным интересам государства и общества. Коррупция - это сосуды политики и бизнеса, тогда как деньги - её материнское молоко. Коррупция - неизлечимая болезнь человечества и борьба с ней превращается в вечную борьбу добра и зла. Во все времена коррупция жестоко пресекалась, но любая антикоррупционная борьба всегда постепенно ослабевала. Во многих странах сформировался и действует институт «цивилизованной коррупции» - лоббизм. Другой формой «цивилизованной» коррупции выступает частное финансирование избирательной кампании. Кандидат, ставший депутатом благодаря частному финансированию, заочно, априори берет на себя обязательства защищать интересы лица, обеспечившему прохождение в депутаты.
К выше названным цивилизованным формам коррупции можно отнести: 1) социальную защиту наименее защищенных слоев населения, впоследствии оплачиваемую голосами на выборах; 2) принятие выгодных для предпринимателей решений, оплачиваемых денежными взносами и пожертвованиями в партийную кассу или избирательный фонд, устройством близких родственников на высокооплачиваемые должности в коммерческие структуры; 3) открытие каналов социального лифтинга (социально-вертикальной мобильности) представителям социальных слоев (в том числе преступных), для которых эти каналы иначе недоступны – платой становится преданность; 4) официальную легитимацию незаконных видов деятельности, оплачиваемую денежными взносами и пожертвованиями.
Коррупция не является безликой, у неё есть конкретное лицо, конкретное имя, работа, должность, адрес. Носителем коррупции является не просто человек, а конкретный государственный служащий, конкретно избранный представитель народа, поэтому коррупция - это конкретный государственный чиновник, конкретный депутат с его системой морально-этических ценностей.
Коррупция поражает бюрократический аппарат и политическую элиту, которые обладают определенным статусом и иммунитетом.
Госчиновник – это наемный работник у государства, которое наделяет его дискреционной властью, то есть государство наделяет своего наемного служащего правом от имени государства принимать решения и распределять в интересах государства государственные же ресурсы, действуя в рамках закона. Здесь скрыт потенциальный конфликт. Интересы государства-работодателя и интересы наемного госчиновника могут совпадать, а могут расходиться. Госчиновник как наемный работник государства обязан действовать в интересах своего работодателя-государства. Но при определенных условиях госчиновник начинает действовать в своих личных интересах. Из причин, заставляющих его попирать интересы государства в своих корыстных интересах, можно выделить: 1) возможность получить сразу денежную сумму, которую он не получит от государства за весь срок службы – в основе лежат гнилые деформированные морально-этические нормы, сформированные ещё в детстве, и деформированная система ценностей разлагающегося общества; 2) преданность и лояльность за полученную в прошлом поддержку, в частности, обеспечение социального лифтинга (социально-вертикального продвижения), оказание помощи в критической ситуации и в улучшении условий жизни; 3) страх разоблачения недостойного поведения в прошлом; 4) стремление к обогащению; 5) возможность выгодно трудоустроить своих близких и решить их нерешаемые иным путем жизненные проблемы.
Является ли коррупция внутренней природой человека, наделенного определенной властью? Как отмечает Голосенко И.А.[1], в проводимых в первые два десятилетия ХХ века исследованиях природы российской коррупции в рамках отечественной социологии чиновничества были сделаны выводы, что 1) подкуп государственного служащего является традицией (составляющая национальной культуры); 2) формы взяточничества меняются, 3) злоупотребление властью сохраняется; 4) упорная воспроизводимость коррупции нашла отражение в бытовом и литературном языке. Например: Не подмажешь - не поедешь; Земля любит навоз, лошадь - овес, а судья - принос; Всяк подьячий любит калач горячий.
В советский период коррупция рассматривалась в рамках криминологии. Спустя столетие все коррупционные формы продолжают развиваться, совершенствоваться, появляются новые формы коррупционных взаимоотношений предпринимательства и властных структур в виде патерналистско-клиентских отношений (патрон-клиентских отношений), то есть происходит не только воспроизводство всей совокупности коррупционных отношений, но вырабатываются новые формы. Одна из форм коррупции выступает в формате совмещения госчиновником одновременно должностей в госаппарате и в коммерческой структуре (лично или близкими родственниками). Создавая коммерческую структуру или занимая в ней должность лично или через близкого родственника, госчиновник или представитель депутатского корпуса своим статусом обеспечивает такому предприятию привилегированное положение. Запрет заниматься бизнесом госчиновникам и депутатам успешно обходиться делегированием этой деятельности близким родственникам, которые находятся в орбите статуса своего патерна.
Сегодня коррупция становится предметом исследования социологов, политологов, экономистов.
Живучесть коррупции в том, что она слилась с укладом жизни и общественным устройством, стала неотъемлемой частью национальной культуры, обычаем, нормой (подарки врачам, адвокату). На интеграцию коррупции в национальную культуру указывает, например, классификация коррупции А.Хайденхаймера, который подразделяет её по цветному принципу (по аналогии с занятостью) на три вида: белая, серая, черная.[2] В основу классификации положено общее восприятие коррупции общественным мнением и элитой. К белой коррупции относятся формально незаконные действия, но которые воспринимаются властной элитой и общественным мнением как вполне законные. Белая коррупция фактически стала неотъемлемой частью национальной культуры, её обычаем, нормой (подарки, цветы учителям, воспитателям в детском саду). К серой коррупции относятся действия, по которым не сложилось единодушного мнения. Черную коррупцию составляют действия, которые единодушно осуждаются.
Коррупция как общественно-культурное и политико-экономическое явление напрямую связано с функционированием государства. Коррупция задана государством, обществом, властью.
Коррупция - неизменный спутник общественного развития и любые заявления о скорой и окончательной победе над коррупцией - это чистой воды утопия. Но ограничить коррупцию вполне возможно и жизненно необходимо в интересах общества, государства, человека, в силу ответственности перед будущими поколениями.
Коррупция – это сделка двух сторон: одна сторона обязуется предоставить услугу коррупционного характера, другая – оплачивает получаемую услугу. По предварительному негласному соглашению госчиновник обязуется принять выгодное для данного конкретного лица решение, а данное лицо обязуется оплатить данную услугу.
В научной литературе коррупцию рассматривают как неизбежные трансакционные издержки, связанные с излишним вмешательством государства в хозяйственную деятельность. На этом основании делается вывод, что коррупция, противодействуя излишней бюрократизации, является вполне функциональной, ускоряет процессы принятия необходимых управленческих решений, способствующих эффективному хозяйствованию. Функциональность коррупции (функциональная коррупция) оказывает мощнейшее влияние на общественную жизнь: с одной стороны, коррупция выступает ускорителем принятия необходимых решений, оживления экономики и предпринимательства, позволяет преодолеть препятствия. С другой стороны, коррупция ограничивает конкуренцию, подрывает налоговую политику, снижая налоговые сборы, способствует росту теневого сектора экономики, сокращает инвестиции, блокирует реализацию принятых проектов (программ), порождает неопределенность и неуверенность экономической среды.
В 1990-х годах по каналам коррупции в России перераспределялось по данным Всемирного банка - 48% ВВП, по данным российских экспертов - 50% ВВП. Коррупционные издержки в конечной цене продукции составляют: в торговле - 9% и строительстве - 18% при этом в строительстве коррупция удорожает стоимость объекта до 50% и сдерживает введение его в эксплуатацию до двух лет.
Любое излишне суровое ограничение предпринимательства в форме законодательства и разного рода федеральных и муниципальных решений мотивирует многих участников к нарушению установленных правил, побуждая к коррупционным действиям. При достижении критической массы общая совокупность ограничений блокирует предпринимательство и тогда взятка смягчает эти ограничения, включая несовершенство и суровость законодательства. Как писал русский писатель Салтыков-Щедрин «Взятка уничтожает преграды и сокращает расстояния, она делает сердце чиновника доступным для обывательских невзгод». По данным Фонда «Общественное мнение» 56% предпринимателей России дают взятки для решения своих проблем и 44% населения страны не отрицают возможность подкупа должностного лица.[3] По данным фонда ИНДЕМ (Информатика для демократии) ежегодная сумма взяток превышает 0,5 трлн.руб., в том числе население выплачивает чиновникам примерно 170,4 млрд.руб. и предприниматели в два раза больше – 350,5 млрд.руб. Кризис усиливает эти негативные явления. В итоге госаппарат всех уровней становится коррумпированным и неэффективным, поскольку работает только с теми проектами, которые приносят тайный доход и до тех пор пока этот доход поступает, и не проявляет должного интереса к эффективной реализации проекта без такого дохода.
Современный этап в развитии коррупции, интернационализация плюс глобализация
Сегодня во многих странах сформировалась экономика тотальной коррупции, синонимом которой выступает экономика РОЗ как часть властной системы, получившей название монетократия или власть денег. Экономика РОЗ - аббревиатура трех коррупционных составляющих: 1) распил государственных денег; 2) откат - взятка лицам, влияющим на принятие решений о выделении государственных денег; 3) занос - превентивная взятка лицам, влияющим на ход проекта на всех его стадиях. Овладевшая обществом идеология монетократии не считается с интеллектом, образованием, культурой, дружбой, любовью, верностью, системой общечеловеческих ценностей, переводя все в денежный эквивалент. Деньги стали мерилом общественной значимости человека, стали править обществом. Девизом многих чиновников всех уровней стал слоган: Кто ни с чем к нам придет, тот ни с чем от нас уйдет. Стоимость коррупционных услуг постоянно растет, что ставит многих предпринимателей и в первую очередь малого и среднего бизнеса на грань банкротства. В нашей стране рыночный маховик коррупции был запущен в последнее десятилетие ХХ века.[4] И он не снижает обороты. В 1990-е годы в России распил не превышал 20-30%, откат составлял 10% и занос достигал 2-3%, но уже в следующее десятилетие тарифы выросли и составили соответственно 60% - 30% и 10%. В 1990-х годах по словам Сатарова Г.- президента фонда «Информатика для демократии» ежегодные минимальные коррупционные потери России составляли 20 млрд. долл.[5] В 2006 году, по словам первого заместителя Генпрокурора РФ Буксмана А., объём рынка коррупции в России оценивался более чем в 240 млрд. долл.[6] В деловой сфере, по данным фонда ИНДЕМ, за период 2001-2005 гг. объём коррупции в стране вырос с 33 до 316 млрд долл. в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты), а средний уровень взятки вырос с 1тыс. до 136 тыс.долл.[7]
В области предпринимательства коррупцию подразделяют на административную и «захват государства» или «приватизацию государства».
Административная коррупция основана на плохом или слабом знании законодательства населением и предпринимателями, неумением их отстаивать свои права и направлена на преднамеренные искажения процесса исполнения законов и правил и имеет место при распределении госзаказов, получении лицензий, начислении налогов, принятии решений о предоставлении госкредитов, при определении квот, при проверке предприятий различными контролирующими и надзирающими госслужбами - пожарные, санитарно-эпидемиологические, технические, банковские, финансовые, налоговые и т.п.
Коррупция по приватизации государства представляет получение отдельными крупными предпринимателями, крупными корпорациями, отраслями специальных привилегий и специального статуса, получение госактивов, льготных кредитов и субсидий, а также разработку и принятие в их интересах специальных программ и политических документов. Приватизация государства позволяет крупным корпорациям через систему коррупционных отношений реализовывать свои экономические и политические интересы, воздействовать на гражданские институты, политические партии и общественные движения.
Коррупционный бизнес крупных корпораций направлен на захват, приватизацию государства, что позволяет использовать административные ресурсы для устранения неугодных. Арест как форма коррупционного налога на предпринимательство и расправа с слишком самостоятельным предпринимателем.[8] За 2007 г. зафиксировано 223 тыс. арестов в качестве меры пресечения, из них 82 тыс. арестованных были освобождены и 35 тыс. осуждены без лишения свободы. Следовательно, к 40% арестованных можно было применить другую меру пресечения. Арест можно заменить подпиской о невыезде, залогом, поручительством. Во многих случаях проблема не в законодательстве, а в правоприменении – в человеке.
Коррупционный бизнес крупных корпораций стал интернациональным и глобальным. Шведско-финская компания TeliaSonera подозревается в применение коррупционных схем ведения бизнеса в странах на постсоветском пространстве.[9] Немецкий концерн Daimler AG[10] обвиняется в создании коррупционных схем в 22 странах, в том числе в Латвии, Египте, Греции, Хорватии, Индонезии, Ираке, России, Китае, Туркмении, Узбекистане и др. Коррупционный бизнес в глобальном масштабе стал инвестиционно выгодным. Норма прибыли по коррупционным сделкам концерна Daimler колебалась в зависимости от страны от 2180% до 2780%. Мощное воздействие нормы прибыли на поведение бизнеса отмечал ещё К.Маркс. (отмечалось ещё в ХVIII веке)
Последствия коррупции
Коррупционная модель ведения бизнеса при достижении апогея ведет к политическим кризисам, выводя на улицы бунтующие массы недовольных.
Коррупция, будучи инструментом к материально-финансовому благосостоянию и сохранения привилегий, выступает стимулом, в том числе как для правящих элит, так и для оппозиции, прийти, захватить и удержать власть. Это обостряет борьбу между «элитами» и может вызвать политическую дестабилизацию.
Коррупция может протекать латентно, пассивно, не вступая в активную фазу. Для пассивной формы коррупции характерны скрытность её проявления, не замешанность и не запятнанность в ней руководителей государства, членов правительства и высокопоставленных чиновников, неизбежность наказания за коррупционные действия и отсутствие безнаказанности за экономические преступления.
В отличие от пассивной формы суперактивная форма коррупции характеризуется установлением полного контроля одной элиты/элитной группы над всей государственной властью. Такой контроль, снимая все преграды, превращает государственные институты в инструменты наживы, а не управления, позволяя осуществлять коррупционные операции в желаемом режиме и направлении.
Такая суперактивная форма коррупции провоцирует всевозможные социальные потрясения вплоть до насильственной смены власти, поскольку происходит чувствительное ухудшение социально-экономического положения населения. Как сказал некогда Ленин В.И. – верхи не могут, низы не хотят. В итоге складывается ситуация для смены власти, смены элиты.
Например, высокая активизация коррумпированности государственной власти в Киргизии и Украине спровоцировала насильственную смену власти как результат перехода коррупции из пассивной формы в активную.
Коррупцию используют как инструмент идеологической борьбы, как инструмент вмешательства во внутренние дела страны, как инструмент подрыва доверия населения власти, как инструмент подготовки цветных революций.
Если коррупция находится в своей пассивной форме, то независимо от глубины и широты ее проникновения в жизнь людей, включая систему государственного управления, особых социальных потрясений не будет.
Слабое антикоррупционное противодействие власти подрывает доверие населения к ней. Не меньший вред коррупция наносит системе частного и государственного управления, способствуя развитию дилетантизма во всех звеньях управления через сложившуюся систему подбора кадров и назначения на должности. Через механизм непотизма родственники и друзья, независимо от их профессиональных качеств и компетенций, получают различные привилегии, включая должностные и карьерного роста. Система кумовства позволяет обойти отсутствие передачи власти по наследству: чиновник, используя свои служебные возможности, в том числе административные ресурсы, а также неформальные личные связи, устраивает родственников на высокооплачиваемые руководящие должности в крупных бизнес-структурах. Трудоустройство родственников чиновника выступает как оплата его лояльности. Социально-экономический ущерб от подобной кадровой политики значителен, происходит деформация системы управления, поскольку человек назначается на должность, минуя профессиональный отбор и не обладая профессиональными качествами и компетенциями. Коррупционная модель общества определяет и другое ущербное направление кадровой политики. Подбор кадров по принципу 1) личной преданности (современная форма кормления) и 2) принятия идеологии РОЗ как главной основной цели экономической деятельности. В итоге руководящие должности в системообразующих экономических и государственных структурах захватывают циники без профессиональных амбиций. Реализация одобренных проектов их не интересует, поскольку финансовый результат они получают на стадии распила, отката и заноса. Они не могут быть созидателями, творцами. Их интересует воспроизводство только структур с максимально высоким уровнем коррупции: распилом, откатом, заносом, остальное отсекается. Коррупция выгодна власти, она используется как инструмент удовлетворения потребностей и борьбы против неугодных.
Стремление к роскоши и отсутствие морали ведут к развитию коррупции. Коррупция рано или поздно, если ей не будет поставлен заслон, приведет (как показывает история) к разделу общества на две группы: небольшой группы богатых и многомиллионной массы нищих, армия которых пополняется обнищавшими представителями (предпринимателями) малого и среднего бизнеса. Эти две антагонистические группы не сумеют долго сосуществовать. Между ними неизбежен конфликт, который может завершиться гражданской войной.
Причины коррупции
Коррупцию провоцируют прежде всего сложившиеся условия, блокирующие предпринимательство и препятствующие человеку нормально жить. Смягчить эти условия позволяет взятка. И нельзя не учитывать морально-психологические качества человека.
Из опубликованного в ноябре 2011 г. доклада Общественной палаты вытекает, что коррупция носит системный характер, а её главной причиной выступает отсутствие действенного контроля гражданского общества за деятельностью государственных органов власти всех уровней. Это усиливает чувство социальной несправедливости, а антикоррупционные меры власти не соответствуют масштабности коррупции.
Борьба с проявлениями коррупции ведется тысячелетиями с применением самых жестоких устрашающих методов, но она как сорняк растет. Надо выкорчевать корни коррупции, а это значит подрезать основы самого государства. Коррупция - это симбиоз определенных морально-нравственных качеств человека и государственности. Уничтожить коррупцию абсолютно невозможно, но ограничить её размах вполне возможно. Из основных факторов, способствующих коррупции, следует выделить: 1. Наличие дискреционной власти у должностных лиц наделяет их правом распоряжаться не принадлежащими им государственными ресурсами, включая средства госбюджета, госзаказы, госсобственность, льготы, посредством влияния и/или принятия конкретных решений, исходя из собственного субъективного понимания ситуации, что становится благодатной почвой для коррупции. Так, в законе о защите конкуренции имеется три показателя о монополизации рынка, но какой из них использовать решает чиновник. При этом коррупцию провоцирует недостаточная/низкая зарплата чиновника, не отвечающая его квалификации, ответственности, статусу и ряду других факторов. 2. Несовершенство политических институтов, обеспечивающих внутренние и внешние механизмы сдерживания. 3. Недостаточный доход (заработная плата или пенсия) для выживания и/или обеспечения достойного уровня жизни, соответствующего социальному статусу и существующему уровню и качеству жизни, принуждают человека нарушать установленный общественный порядок, принуждают его к приступным действиям. 4. Из других объективных обстоятельств можно выделить: 4.1) двусмысленность законов и юридическая неграмотность населения позволяют должностным лицам трактовать законодательство с выгодой для себя; 4.2) профессиональная некомпетентность бюрократии: 4.2.1) недостаточное участие граждан в контроле за деятельностью государственных органов всех уровней; 4.2.2) диффузия исполнительной власти - различные государственные органы регулируют одну и ту же деятельность; 4.2.3) кумовство и покровительство ведут к заключению негласных соглашений, подрывающих механизмы контроля; 4.3.4) рост госаппарата.
В политическом аспекте, по мнению Быстровой А.С. и Сильвестроса М.В., опасность коррупции особенно в условиях неразвитости гражданского общества проявляется во влиянии политиков и правительственных чиновников на общественные и государственные институты, включая правоохранительные и судебные.[11]
Антикоррупционные меры
Такие явления как взяточничество, лихоимство, коррупция среди чиновников в государственных структурах, в судейской системе, расхищение государственной собственности являются древнейшим злом и вечным спутником развития общества, государства, государственного аппарата с его армией чиновников. Это зло осуждается в священных книгах человечества: Библии и Коране. Задолго до этих священных книг о необходимости антикоррупционной борьбы было сказано в знаменитых Законах вавилонского царя Хаммурапи. Наказания мздоимцев были самые изощренные. Казни были публичными, на них присутствовали и те, кто уже был замешан в коррупционных связях и потенциальные чиновники-взяточники. Но они не остановили коррупцию, которая продолжала процветать. Устрашение смертной казнью стало пустышкой.
Наибольший вклад в антикоррупционную борьбу внес Александр II, потребовавший от госслужащих систематически публично декларировать размеры своего имущества, имущества супруги и домочадцев. Доступ к этой информации был открытым. Введенное в современной России обязательное декларирование доходов чиновника и его домочадцев вскрыло забавную коррупционную схему, когда доходы чиновника в десятки раз уступают доходам его неработающей супруги-домохозяйки. Декларирование доходов и расходов может стать мощным антикоррупционным инструментом только при наличии реального, а не формального контроля над теми средствами, на которое приобретается то или иное движимое и недвижимое имущество, отдыхает и живет госслужащий и его семья, а также сведения, подтверждающие законность полученных средств для приобретения указанных благ.
Российское государство и общество в последнее десятилетие ХХ века было криминализированным и полностью пропитано коррупцией и преступным/бандитским бизнесом. Сложилась и воспроизводилась коррупционная модель российского бизнеса и государственности (государственных структур). Для смены коррупционной модели и запуска новой модели развития общества требовались не просто кадровые перестановки, а полная замена кадрового состава в верхних эшелонах власти, передел собственности и сфер влияния сначала в центре и затем в регионах, также требовалось изменить коренным образом международное отношение к России. Все это пришлось на первые десятилетия ХХI века. Но коррупция осталась, приспособилась к новым условиям.
Из сделанных в 2007 г. высказываний Кабанова К. (председателя Национального антикоррупционного комитета России) вытекает, что в стране не велась борьба с коррупцией, не была выработана политика противодействия коррупции, аресты чиновников среднего эшелона не нарушают систему взяточничества.[12] С 2008 г. происходят серьезные изменения в антикоррупционном противодействии. В 2008 г. принят закон «О противодействии коррупции», за которым последовательно были приняты пять указов президента страны о национальном плане противодействия коррупции (план – 2008 г., план - 2010 г. указ № 460, план на 2012-2013 гг. указ № 297, план на 2014-2015 гг. указ № 364, план на 2016-2017 гг. указ № 147). Россия присоединилась к международным соглашениям по борьбе с коррупцией. В частности, была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции за исключением ряда статей, в том числе ст.20 - Незаконное обогащение, которая противоречит основополагающему принципу презумпции невиновности, содержащемся в ст.49 Конституции РФ. Медленно происходит изменение коррупционной модели, постепенно происходит очищение модели социально-экономического развития от коррупционных наслоений. Тем не менее коррупционные связи остаются, пронизывая властные и силовые структуры и бизнес-сообщество.
До сих пор не выработана эффективная налоговая стратегия. Проводимые реформу неэффективны. А налоговая система напрямую выходит на систему коррупционных отношений. Налогообложение может быть формальным и неформальным. Формальное налогообложение или белое имеет правовой характер и прописано в Налоговом кодексе, тогда как неформальное налогообложение или черное живет и развивается по своим особым непрописанным официально житейским правилам и ни в каких правовых документах не прописано. Проводимые реформы формальной налоговой системы, включая введение упрощенных схем налогообложения, снижение ЕСН, не дают желаемого результата. Из возможных причин неэффективности реформистских решений можно выделить сохраняющиеся высокие ставки, отсутствие порядка и дисциплины в финансовой области, отсутствие налоговой дисциплины. Существует ещё одна причина - невидимая система/наподобие сообщающихся сосудов между формальным и неформальным налогообложением в условиях низкой налоговой дисциплины.
В неформальном или черном налогообложении выделяют 1) неформальный социальный налог и 2) коррупционный налог.
Социальный налог или социальная ответственность предпринимательства преподносится в СМИ как разновидность неформального, но справедливого налога, который должны платить обществу предприниматели в форме спонсорства, благотворительности, прямого финансирования социальной сферы При этом требуется ещё уплатить формальный налог со спонсорских средств. Надо понять, что социальная ответственность предпринимателя/предпринимательства совершенно в ином: вести свой бизнес по правилам, установленными в законодательном порядке, не нарушать эти правила, увеличивать прибыль, расширять свое дело и соответственно создавать новые рабочие места, что в конечном итоге ведет к повышению уровня жизни населения и росту налоговых поступлений в бюджет. В этом случае необходимость в социальном налоге, как его преподносят СМИ, отпадает. Бюджет в состоянии справиться с социальной нагрузкой самостоятельно, не прибегая к социальному налогу.
Коррупционный налог - ещё одна форма неформального черного налогообложения - выступает как откаты, заносы, взятки, доли - это обычные издержки предпринимателя по свободному, самостоятельному ведению своего дела, по защите своего дела от разорения, от принудительного банкротства, от потери. До некоторой степени коррупционный налог представляет разновидность крышевания.
Парадоксальная ситуация в том, что предприниматель уплачивает формальные налоги государству в том числе за гарантию, защиту прав и свобод, создание нормальных условий ведения предпринимательской деятельности. Но государство очень плохо справляется с этими своими обязанностями. Неспособность государства компенсируется государственным чиновником, который взимает коррупционный налог. Последний выступает в форме прямых вычетов из доходов и личного потребления населения и прямых вычетов из оборота предприятия и белого налогообложения. Это двойное налогообложение за одни и те же функции, которые обязано предоставить государство.
Как и кто будет бороться с коррупцией? Чиновник - с самим собою и со своими коллегами - нонсенс. Может ли противостоять коррупционному беспределу руководство Коми, которое на протяжении 2006-2015 гг. занималось преступной деятельностью?
Выявить коррупционные действия не так сложно как говорят. Сложность выявления коррупции вытекает из высокого статуса и иммунитета коррупционера, из власти, которой обладают коррупционеры, составляющие высшие эшелоны государственной власти. В статье «Политическая преступность в России: прошлое и настоящее» автор Лунеев В.В. отмечает чрезвычайно низкую выявляемость/раскрываемость случаев коррупции, которая составляет всего 1-2% от общего числа.[13] Здесь речь идет о низовой коррупции. Тогда как коррупционеры высших и средних эшелонов, по мнению Куликова А.С., «действуют практически безнаказанно», находясь в «зоне безопасности» благодаря депутатскому иммунитету и своему статусу,[14] а также статусу своих покровителей. А если и выявляются, то наказания несоразмерны масштабам преступления. Коррупция порождает двойные стандарты морали и поведения.
Достаточно вспомнить нашумевшее дело Е.Васильевой (главы департамента имущественных отношений МО), которая за создание преступной группы и многомиллиардные противоправные действия 8 мая 2015 г. была приговорена к 5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, а спустя четыре месяца 25 августа 2015 г. была освобождена по УДО. И другое дело простого рядового человека, пытавшегося дать взятку в 100 руб. В 2015 г. Гусиноозерский городской суд Бурятии приговорил местного жителя к 3-м годам реального лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 3 тысячи рублей за попытку дать взятку в размере 100 рублей полицейскому, чтобы тот не привлекал его к административной ответственности. Государственное обвинение согласилось с таким приговором, и он вступил в законную силу.
Два человека - два наказания, но совершенно несоразмерных с тяжестью преступления. Складывается впечатление, что суд, прокуратура отыгрываются на несчастных, а власть демонстрирует непримиримую борьбу с коррупционными проявлениями.
Дело Е.Васильевой и решение Гусиноозерского городского суда не вселяют оптимизм в успех антикоррупционной борьбы. По данным опроса «Левада-центра», проведенного в середине февраля 2016 г., российская власть, по мнению 25% опрошенных, полностью поражена коррупцией, а 32% респондентов против 30% в 2015 г. отмечают рост воровства и коррупции среди руководства страны.[15] Разразившийся Панамский скандал может усилить эту уверенность. Полностью полагаться на опросы нельзя: они носят выборочный характер, получить можно желаемые результаты или заказанные, но как индикатор их следует учитывать.
Содержание антикоррупционной войны начинает постепенно меняться, медленно, но меняться. По данным СК РФ в 2013 г. в качестве обвиняемых за коррупционные преступления были привлечены лица особого правового статуса, включая депутатов субъектов РФ, представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, судей и представителей органов судебной власти, прокуроров и их заместителей, сотрудников СК РФ, МВД и ФСКН России.[16] Задержан губернатор Сахалина, а в Коми задержано все руководство республики по обвинению в коррупционной деятельности.
В апреле 2016 г. президент страны утвердил национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, в котором предусмотрено 1) усиление уголовной ответственности за хищения при осуществлении госзакупок; 2) пресечение откатов при осуществлении госзакупок; 3) минимизация коррупционных рисков при исполнении федерального бюджета. Но почему-то нет конфискации коррупционного.
Мотивы коррупции: деньги, деньги, ещё раз деньги во всех формах, материальное благополучие и сверхблагополучие, денежная власть, которая притягивает экономическую власть и затем политическую власть.
Но если мотивацией коррупции служат деньги и возможность обогащения и коррупционер стремится к материальным благам, то, следовательно, коррупционера надо лишить главного: неправедно нажитых благ (денег, имущества) через механизм конфискации, в том числе записанных на несовершеннолетнего ребенка и неработающую супругу – домохозяйку, а также чистых денег, в основе которых лежат коррупционные деньги.
Сложность антикоррупционного противодействия связана с отмыванием коррупционного капитала, с его легализацией, включая офшоризацию. Например, коррумпированный чиновник, получив преступным путем значительную денежную сумму, допустим 100 млн. руб., вкладывает их в легальный бизнес, который приносит легальные доходы. Через некоторое время этот первоначальный коррупционный капитал (станки, оборудование, машины, заводы, фабрики, мастерские, ценные бумаги – акции, облигации, государственные обязательства - государственные краткосрочные бескупонные облигации) полностью обновляется через амортизационный механизм и становится абсолютно легальным. Создав таким образом абсолютно легальный капитал, уже бывший коррупционер, а сегодня законопослушный бизнесмен начинает активно бороться с расхищением государственного имущества и требовать соблюдать законы. Эта одна из форм первоначального накопления капитала.
Другой коррупционер не может остановиться. Денежная жажда овладевает им. Не следует сбрасывать со счетов и азарт – коррупционные схемы захватывают его. Кроме того, возможность мгновенно получить значительную сумму, размер которой многократно превосходит его годовое жалованье и больше, завораживает коррупционера, подталкивая его к преступлению.
Является ли коррупция клептоманией?
Полученные преступным путем деньги вкладываются в легальный бизнес. В качестве превентивной меры противодействию антикоррупционным действиям коррупционер переводит деньги и имущество на имя неработающей супруги, гражданской жены, детей, близких родственников, преданным сатрапам. Другим вариантом является перевод коррупционных денежных ресурсов в офшор, где не интересуются происхождением денег. Из офшора денежные ресурсы инвестируются в легальный бизнес, приобретая законный характер. Поэтому требуется проверка всех счетов, включая зарубежные и в офшорах.
Прямые экономические потери от коррупции колеблются в пределах 20-40 млрд. долл. в год. К прямым потерям относится также вывоз капитала и офшоризация, нередко осуществляемые коррупционным путем. Размер ежегодно вывозимого капитала составляет примерно 20-25 млрд. долл. С 2013 г. в соответствии с антикоррупционным законодательством госслужащим запрещается владеть зарубежными счетами и участвовать в зарубежных бизнес-операциях. По закону о деофшоризации (2015 г.) российские резиденты и компании должны сообщать о имеющейся доле в офшоре в соответствующие органы, если эта доля превышает 10% суммарного капитала офшорной компании. Через систему коррупционных отношений происходит офшоризация национальной экономики, усиливается её теневая составляющая.
Одним из направлений снижения коррупционности стала её легализация на низовом уровне в форме платности ряда госуслуг. В частности, введение ЕГЭ, принятие закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который установил оплату «государственных услуг» и «государственных функций».
Необходимые условия антикоррупционной борьбы: 1) политическая воля руководства, 2) действенное антикоррупционное законодательство, 3) эффективная непродажная нетелефонная правоохранительная система, 4) эффективная антикоррупционная политика (программа, стратегия).
В современной России антикоррупционная борьба ведется в нон-стоп режиме, но её эффективность остается на низком уровне, если судить по рейтингу важности чиновников, попадающих в антикоррупционные жернова правосудия. Причина низкой эффективности - развитие и усиление клановой борьбы за передел собственности, сфер влияния, власти; предоставление должности/назначение на должность по принципу личной преданности, но не по профессиональным знаниям, способностям и компетенциям, а по принципу «свой - чужой» как разновидность исторической формы кормления. Мотивацией коррупции служат деньги и возможность обогащения. Следовательно, коррупционера надо лишить главного: неправедно нажитых благ (денег, имущества) через механизм конфискации, в том числе записанных на несовершеннолетнего ребенка и неработающую супругу – домохозяйку, а также чистых денег, в основе которых лежат коррупционные деньги.
Глубинные корни коррупция – в самом человеке, в его системе жизненных ценностей, которая составляет фундамент его жизни и деятельности, все остальное - условия, способствующие, или сдерживающие или блокирующие её развитие. Постепенно поражая общественные ценности, коррупционная метастаза распространяется с верхних властных структур на низовые структуры власти и затем поражает линейные системы (рядовых граждан). Нельзя допустить, чтобы коррупция стала частью российской культуры, как это произошло во многих так называемых цивилизованных культурах.
[1] Голосенко И. А. Феномен “русской взятки”: очерк истории отечественной социологии чиновничества// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 3. С. 105-119.
[2] См.: Heidenheimer, Arnold J., Michael Johnston, and Victor T. Le Vine (eds.) Political Corruption: A Handbook. New Brunswick, NJ: Transaction Books. 1989.
[3] Возможности противодействия коррупции в России «в будущем времени и в сослагательном наклонении» исчерпаны // Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернейшнл – Р //
http://www.transparency.org.ru/doc/CPI%202008_Russia_press_01000_279.pdf
[4] Маховик - массивное вращающееся колесо, использующееся в качестве накопителя энергии.
[5] 20 млрд в год - “доход” коррупции. Невское время. 1998. 4 декабря.
[6] Шаров А.Ни дать, ни взять. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников. Российская газета, № 4215 от 7 ноября 2006 г.
[7][7] Исследование фонда ИНДЕМ: Диагностика российской коррупции, 2005.
[8] См. Дело Евтушенкова АФК «Система», Бащнефть
[9] http://www.rbc.ru/politics/27/01/2016/56a8db869a794760e464811d
[10] http://vlasti.biz/korruptsciya-v-stranah/korruptsciya-v-latvii/korruptscionnyi-skandal-v-latvii-vzyatki-davali-maibahami.html
[11]Быстрова А. С., Сильвестрос М. В. Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема?.. (основные понятия, исследовательские подходы)
[12] Латухина К., Баусин А. Двойка за взятки//Ведомости, № 182, 27.09.2007. Фроловская Т., Котов А. Битва понарошку//РБК daily, 27.09.2007
[13] Лунеев В.В. Политическая преступность в России: прошлое и настоящее// Общественные науки и современность. 1999. № 5. С. 77.
[14] Куликов А.С. Законы должны способствовать обузданию организованной преступности// Журнал российского права. 1997. № 9. С. 17.
[15] http://www.rosbalt.ru/federal/2016/04/06/1504205.html
[16] http://www.garant.ru/?m_news2