Основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать:

Ø изученные разделы науки о языке;

Ø смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;

Ø функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

Ø основные единицы языка, их признаки;

Ø основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, -

Ø орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

Ø объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

Ø определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

Ø опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

Ø использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Ø адекватно понимать информацию устного сообщения;

Ø читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

Ø воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

Ø осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

Ø владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

Ø свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

Ø соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

Ø соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Ø соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

Ø владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Ø извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

Ø по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

Ø по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

Ø по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;

Ø по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;

Ø по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

Ø по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

Ø по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Наши рекомендации