Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе нравственной.
Конечно, высказывание это правильное. Действительно, политик должен действовать, опираясь на законы нравственности. Но почему-то слово «власть» у многих ассоциируется с противоположным мнением. Этому в истории есть множество подтверждающих примеров, начиная от древнеримских тиранов (например, Нерон), до Гитлера и Сталина. Да и современные правители не блещут примерами нравственности.
В чем же дело? Почему глубоко нравственные нормы, такие как, честность, совесть, обязательность, правдивость никак не вписываются в политическую власть?
Видимо, многое связано с природой самой власти. Когда человек стремится к власти, он обещает людям улучшение их жизни, наведения порядка, установление справедливых законов. Но как только он оказывается у руля власти, ситуация резко изменяется. Постепенно забываются многие обещания. Да и сам политик становится другим. Он живет уже другими мерками, у него появляются новые взгляды. Те, которым он обещал, всё более отдаляются от него. А рядом появляются другие, которые всегда готовы быть в нужную минуту: посоветовать, подсказать. Но действуют они больше не в интересах общества, а в своих корыстных интересах. Как говорят в народе, власть портит человека. Возможно это и так. А может, есть и другие причины? Приходя к власти, политик понимает, что он не в силах справиться с тем грузом проблем, которые стоят перед государством: коррупция, теневая экономика, организованная преступность. В таких сложных условиях происходит отступление от моральных принципов. Приходится действовать жестко. Мне кажется, что лучше перефразировать это высказывание так: «Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе закона». Для политики это наиболее разумно. Только вот законы тоже должны быть нравственными….
Памятка работы с текстом (задания С4-С-7)
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
3. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? — и определите его основную идею.
4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
9. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
10. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Список литературы
1. .Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебное пособие для Студенов высш. учеб. Заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2. Бошно С.В. Обществознание: основы права и государства. Учебное пособие. – М.: Право и закон XXI. 2004
3. Касьянов В.в. Обществознание: Учебное пособие для ссузов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,2002
4. Кравченко А.И., Певцов Е.А.Обществознание: Учебники для 8-11 кл. М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2003
5. Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов – 2-е изд. – М.: Научно-технический центр «Университетский»: Айрис –пресс, 2003
6. Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2000
7. Морозова л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы. – М: ООО «Издательство Новая Волна»»,1999
8. Обществознание: Учебное пособие/ Отв. Ред. Проф. Ю.Г. Волков. – М: Гардарики, 2001
9. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. С углубленным изучением экономики/ Гос унив. Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. – 2-е изд.,перераб. – в 2-х книгах., М: Вита-Пресс,2000
10. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов/Ю.Ю.Петрунин, М.И. Панов, Л.Б.Лагунова и др.; Под ред. Ю.Ю. Петрунина. – 2-е изд., исп. – М: КДУ, 2005
11. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознании. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, л.Ф, Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: просвещение,1999
12. Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Простор. 2005