По делу по обвинению ПАПАКИЦА Александр Васильевич. 5 страница
адресатов охватывал приблизительно 14 тыс. человек, что свидетельствует о намерении партийного и государственного руководства придать широкой огласке содержание документа.
В соответствии с утвержденным постановлением «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», «строжайше» приказывалось: «1. Приостановить с 16 ноября сего года вплоть до распоряжения рассмотрение всех дел на тройках, в военных трибуналах и в Военной коллегии Верховного суда СССР»1. Также в распоряжении, отмеченном грубым цинизмом, указывались положительные итоги репрессий против бывшей внутрипартийной оппозиции (троцкистов и бухаринцев), против кулаков, уголовников, «других антисоветских элементов», а также против «национальных контрреволюционных контингентов»2. Одновременно острейшей критике были подвергнуты допущенные НКВД и прокуратурой ошибки, повлекшие за собой нарушение революционной законности, что в конечном счете воспрепятствовало полной победе над врагами3. В частности, к основным ошибкам отнесли отказ от сбора доказательного материала для изобличения врагов народа, необоснованные и противозаконные массовые аресты и многочисленные нарушения самых элементарных норм в ходе следствия4. При этом по поводу распространенной в 1937— 1938 гг. практики получения признаний с помощью применения пыток резолюция партийного и государственного руководства, по вполне понятным причинам, хранила молчание. Как стало известно из закрытого доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях», директива ЦК ВКП(б) разрешала в 1937 г. при определенных условиях применение физического насилия5.
1 См. документ № 195 в настоящем издании.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Оригинал этой инструкции до сих пор не найден. Существование и содержание документа можно доказать на основе содержания письма И. В. Сталина секретарям ЦК национальных компартий, наркомам республик, начальникам УНКВД краев и областей, первым секретарям крайкомов и обкомов ВКП(б) от 10 января 1939 г. См.: Khlevniuk О. V. The History of the Gulag. From Collectivization to the Great Terror. New Haven; London, 2004. P. 190-191. Также см.: «Мемориал-Аспект». Специальный выпуск информационного бюллетеня Московского Мемориала. С. 1. Полное содержание письма опубликовано в: «Шифротелеграмма секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина секретарям обкомов, крайкомов и руководству НКВД (УНКВД) о применении мер физического воздействия в отношении "врагов народа" от 10 января 1939 г.» // Лубянка. Сталин и НКВД - НКГБ - ГУКР «Смерш». 1939 - март 1946 / Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. М.,2006. С. 14-15.
В соответствии с интерпретацией Сталина и Молотова, названные эксцессы были на совести врагов, проникших в органы НКВД и в прокуратуру и вырвавших их из-под контроля партии1. Так выглядел механизм перекладывания вины, неоднократно использовавшийся в сталинском дискурсе 1930-х гг.
Итак, с запретом на проведение новых массовых арестов и депортаций и распоряжением о ликвидации как «кулацкой тройки» — центрального звена репрессивного института Большого террора, так и милицейской, созданной в мае 1935 г., партийное и государственное руководство объявило Большой террор законченным. Теперь аресты, как и гласила 127-я статья Конституции СССР 1936 г., должны были проводиться только по решению суда или с санкции прокурора2. А в соответствии с законодательными нормами уголовные дела должны были передаваться обычным судам и Особому совещанию НКВД3. Таким образом, предпринимаемые меры должны были защитить арестованного от произвола следователей.
Следует отметить, что все перечисленные выше требования не были новыми. Так, в распоряжениях от 8 мая 1933 г. и 17 июня 1935 г. председатель Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотов и генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин заявляли об окончании массовых депортаций и арестов и разрешали аресты только с санкции прокурора4. При этом на всех директивах, запустивших механизм Большого террора, стояли подписи обоих.
1 См. документ № 195 в настоящем издании.
2 Аресты, проводившиеся НКВД без санкции прокуратуры, очевидно, оставались проблемой также после ноября 1938 г. и подвергались критике на самом высоком уровне. См.: «Записка прокурора СССР А. Я. Вышинского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о нарушениях в порядке согласования арестов от 31 мая 1939 г.» // Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 г. — март 1946 г. / Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. С. 9; «Приказ НКВД СССР о недостатках в следственной работе органов НКВД от 9 ноября 1939 г.» // Там же. С. 129-132; Документ № 195 в настоящем издании.
3 См. документ № 195 в настоящем издании.
4 В директиве-инструкции от 8 мая 1933 г., подписанной секретарем ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным и председателем СНК СССР В. М. Молотовым, резко осуждались административно-чекистские операции органов ГПУ и милиции, в частности, принцип «сначала арестовать, а потом разобраться». Указанная директива-инструкция была призвана положить конец массовым операциям в деревне, в соответствии с ней аресты должны были теперь производиться только «с предварительной санкции прокурора». См.: «Директива-инструкция ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О прекращении массовых выселений крестьян, упорядочении производства арестов и разгрузке мест заключения"
Таким образом, имманентно присущее тексту постановления толкование событий 1937-1938 гг. обнаруживает тенденцию к снятию ответственности за массовые операции с партийного и государственного руководства. Появившееся очень рано обозначение Большого террора как «ежовщины» соответствовало этому толкованию событий1. Этому понятию была суждена долгая жизнь как в устах апологетов сталинизма, так и в работах историков. В. М. Молотов также прослеживает в своих мемуарах связь между приписывавшейся Ежову системой репрессий по квотам и его смещением: «Ежова стали обвинять в том, что он стал назначать количество на области, а из области в районы цифры. Такой-то области не меньше двух тысяч надо ликвидировать, а такому-то району не меньше пятидесяти человек [...]. Вот за это и расстреляли его»2.
Российский историк Борис Старков строго придерживался легенды об обманутом И. В. Сталине. Поэтому в своих исследованиях Старков характеризует Н. И. Ежова не как услужливого исполнителя поручений Сталина, а как самовластного, автономного субъекта Большого террора: «Тем не менее важнейшее преступление Ежова заключается в том, что он не информировал Сталина о своих действиях»3. В этот контекст вписывалось и само поведение Ежова в 1938 г., когда он 23 ноября, т. е. спустя несколько дней после принятия Политбюро ЦК ВКП(б) решения об окончании массовых репрессий, подал заявление об отставке. В результате 24 ноября Н. И. Ежов был освобожден от занимаемой должности и назначен наркомом водного транспорта. Наркомом внутренних дел СССР стал Л. П. Берия.
от 8 мая 1933 г.» // Трагедия советской деревни... Т. 3: конец 1930-1933. С. 746-750. Эта элементарная правовая норма была вновь подтверждена и уточнена в постановлении СНК и ЦК ВКП(б) от 17 июня 1935 г. и в 1936 г. была включена в Конституцию. В соответствии со ст. 127 Конституции «никто не может быть арестован иначе как по решению суда или с санкции прокуратуры». Детальнее об этом см.: «Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О порядке производства арестов" от 17 июня 1935 г.» // Трагедия советской деревни... Т. 4:1934-1936. С. 537-538.
1 См.: Запись в дневнике В. И. Вернадского от 4 января 1939 г.: «Во всех этих местах — и по всей стране, очевидно, — это последствия ежовщины — разруха» //Дружбанародов. 1992. № 11-12. С. 8.
2 См.: Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М., 1991. С. 399.
3 См.: Starkov В. A. Narkom Ezhov // Stalinist Terror. New Perspectives / Ed. by J. A. Getty, R. T. Manning. Cambridge M. A., 1993. P. 38.
7.1. ОБУЗДАНИЕ И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Сразу же после своего назначения Л. П. Берия занялся разработкой директив о порядке выполнения постановления СНК и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. Документ «О порядке исполнения постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г.», датированный 26 ноября 1938 г., предназначался исключительно для внутреннего пользования и должен был не только восстановить социалистическую законность, но и коренным образом улучшить оперативно-следственную работу ведомства «по окончательному разгрому врагов народа и очистке страны от шпионско-диверсионной агентуры иностранных разведок, от всех предателей и изменников родины»1.
Если рассматривать указания Берии и постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. не просто как осуждение ошибок, превышения компетенции и эксцессов2 органами НКВД и милиции, а исходя из того, что теперь запрещалась ранее вполне законная практика проведения репрессий, то можно представить размер полномочий, которыми были наделены эти органы в течение почти полутора лет, начиная с августа 1937 г. То же самое правило действует в отношении карательной практики, санкционированной специальными приказами, директивами и циркулярами центрального руководства НКВД и ЦК ВКП(б).
Что же касается содержания указаний Л. П. Берии «О порядке исполнения постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г.», то, на наш взгляд, представляются примечательными следующие пункты:
1. В пункте 1 указаний дается расширенное по сравнению с постановлением от 17 ноября 1938 г. определение понятия «массовые операции»: «[...]под массовыми операциями понимается арест или ссылка целых групп, без взвешенного подхода и предварительного, всестороннего анализа всего имеющегося обвинительного материала по каждому отдельному арестованному или ссылаемому»3.
В действительности именно в рамках приказа № 00447 целенаправленно проводились масштабные акции, в ходе которых в отдельном районе или городе арестовывались группы, включавшие в себя
1 См. документ № 198 в настоящем издании.
2 Олег Хлевнюк говорит об «эксцессах» и о стремлении Берии начиная с конца 1938 г. усилить карательный механизм, дезорганизованный в ходе Большого террора. См.: Khlevniuk О. V. The History of the Gulag... P. 186.
3 См. документ Mb 198 в настоящем издании.
сотни людей1. После завершения массовых операций групповые аресты стали важной темой в ходе прокурорских проверок и внутренних расследований в НКВД по поводу нарушений социалистической законности. Так, массовая акция в Солтонском районе Алтайского края, в ходе которой в ноябре 1937 г. было арестовано свыше 200 человек, послужила для Военной коллегии Верховного суда СССР поводом для осуждения бывшего начальника УНКВД по Алтайскому краю С. П. Попова2.
2. В пункте 6 говорилось об аннулировании 17 приказов, циркуляров и распоряжений НКВД, изданных за период с июля 1937 г. по сентябрь 1938 г., предписывавших проведение репрессий против определенных целевых групп и регулирующих методы их осуществления. В числе аннулированных приказов был и оперативный приказ № 00447. Несомненно, каждое из этих распоряжений было легитимировано постановлением Политбюро.
3. Начиная с 7-го пункта указаний Берии по 10-й пункт особое внимание уделяется единственному оставшемуся в распоряжении НКВД внесудебному органу — Особому совещанию при НКВД СССР3. Дела на его рассмотрение могли быть переданы только в исключительных случаях и рассматривались под строгим надзором прокуратуры и на
1 В качестве примера можно рассмотреть возбужденное дело против одного из руководителей районного отдела НКВД в Алтайском крае А. Г. Агапова: Юнге М., Жданова Г. Д. Проведение карательной акции в Солтонском районе Алтайского края // Массовые репрессии в Алтайском крае 1937-1938... См., в частности, протокол допроса помощника начальника УНКВД Г. Л. Бирим-баума от 26 декабря 1939 г. и протокол допроса сотрудника СПО УНКВД В. А. Меринова от 30 декабря 1939 г.
2 Там же. Попов был арестован 17 декабря 1938 г. и приговорен к расстрелу 28 января 1940 г. См.: Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД, 1934-1941: Справочник. М., 1999. С. 346.
3 Следует отметить, что Особое совещание функционировало с 5 ноября 1934 г. до 1 сентября 1953 г. Его членами были заместитель народного комиссара внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции и народные комиссары внутренних дел республик, в компетенцию которых входило рассматриваемое дело. Обязательным было также присутствие прокурора СССР или его заместителя. См.: Трагедия советской деревни... Т. 4. С. 934. Приказ № 00143 НКВД СССР подробно регулировал в приложении, насчитывавшем 53 параграфа, компетенцию Особого совещания. См.: «Приказ № 00143 НКВД СССР "Об административной ссылке и высылке" от 1 июня 1939 г.» // ОГА СБУ. Ф. 5. Д. 617. Л. 266-277. Об истории Особого совещания в 1920-е гг. см.: Мозохин О. Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности. 1918-1953. М., 2006. С. 48-49.
основании кодекса законов1. Дополнительный контроль обеспечивал учрежденный специальный секретариат Особого совещания2. При этом высшая мера наказания, выносимая Особым совещанием, составляла 8 лет лагерей3.
Дополнительным барьером выступало положение, согласно которому соответствующие дела могли быть отправлены на рассмотрение совещания только начальниками (или заместителями начальников) краевых, областных управлений НКВД и управлений автономных
1 Тем не менее в 1937 г. Особым совещанием вместе с другими внесудебными органами было осуждено 17 911 чел., в 1938 г. — 45 768 чел. В 1939 г., т. е. в период после ликвидации других внесудебных органов, число осужденных Особым совещанием составило 13 021 чел., а в 1940 г. уже достигло 42 912 чел. Аналогично в 1935 г., когда существовали только Особое совещание и милицейские тройки, число лиц, осужденных Особым совещанием, достигло 29 452 чел. См.: «Докладная записка С. Н. Круглова и Р. А. Руден-ко Н. С. Хрущеву о пересмотре дел осужденных Особым совещанием при НКВД-МГБ СССР» от 8 декабря 1953 г. // Реабилитация. Как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы: В 3 т. Т. 1: Март 1953 г. - февраль 1956 г. / Сост. А. Артизов и др. М., 2000. С. 73.
2 См. пункт 10 и заключительную резолюцию в документе № 198 настоящего издания.
3 См.: «Докладная записка С. Н. Круглова и Р. А. Руденко Н. С. Хрущеву о пересмотре дел осужденных Особым совещанием при НКВД-МГБ СССР» от 8 декабря 1953 г. // Реабилитация. Как это было... С. 72-74. Начиная с 8 апреля 1937 г. Особое совещание могло теперь выносить приговоры о лишении свободы сроком не на 5, а на 8 лет. Очевидно, Особое совещание в 1937 г. приговаривало к лишению свободы сроком на 10 лет (см.: Петров Я. В., Ро-гинский А. Б. «Польская операция» НКВД 1937-1938 гг. // Репрессии против поляков и польских граждан / Под ред. А. Е. Гурьянова. М., 1997. С. 29), а также приговаривало к смертной казни (см.: Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области: Мартиролог, 1937-1938 / Гл. ред. Кравцова Е. И. Тверь, 1999. Т. 1. Кн. 1. С. 38, 40,43, 55, 71, 84, 86, 98,122,168, 193,205-206 и т. д.). Только 17 ноября 1941 г. Особое совещание официально получило разрешение приговаривать к высшей мере наказания и на длительные сроки (до 20 лет) заключения. См.: «Записка министра внутренних дел СССР Л. П. Берии в Президиум ЦК КПСС об ограничении прав Особого совещания при МВД СССР» от 15 июля 1953 г. // Реабилитация. Как это было... С. 52-53. В период между 1934 и 1953 г. было вынесено 10 101 приговор к высшей мере наказания и 442 531 приговор к различным срокам заключения. См.: «Докладная записка С. Н. Круглова и Р. А. Руденко Н. С. Хрущеву о пересмотре дел осужденных Особым совещанием при НКВД-МГБ СССР» от 8 декабря 1953 г. // Там же. С. 73. Также см.: Кудрявцев В., Трусов Л. Политическая юстиция в СССР. М., 2000. С. 280-283.
республик. Кроме того, они персонально, под надзором союзного НКВД, должны были лично представлять их в Москве1.
Важность изложенных Берией положений по вопросу о компетенции Особого совещания подчеркивается проектом приказа № 1/001562, автором которого выступил Прокурор СССР А. Я. Вышинский, а также циркуляром № 233 секретариата Особого совещания и Первого спецотдела НКВД СССР «О порядке представления дел на рассмотрение Особого совещания»2.
Проект Вышинского содержит инструкции об осуществлении контроля над арестами, планировавшимися НКВД. В 19 пунктах детально регулировалось, вплоть до уровня районной прокуратуры, какие параграфы уголовного и процессуального кодексов должны приниматься во внимание и какая вышестоящая инстанция прокуратуры должна быть поставлена в известность3.
Что касается циркуляра № 233, то он определял в деталях порядок представляемых дел на рассмотрение Особого совещания4. В отличие от практики проведения «кулацкой операции», теперь для ареста и возбуждения дела необходима была письменная санкция прокуратуры, а имущество арестованных подлежало строгому учету. Именно на этот последний пункт обращалось особое внимание, что указывает на распространенную практику утаивания материальных ценностей и обогащения сотрудников НКВД во время проведения массовых операций5. Зафиксированное в циркуляре требование профессионали
1 См. пункты 7 б, 8,9 и 11 в документе № 198 настоящего издания.
2 Неизвестно, был ли проект приказа № 1/001562 в конце концов одобрен. См.: Записка прокурора СССР А. Я. Вышинского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю СНК СССР В. М. Молотову о проекте приказа № 1/001562 от 26 ноября 1938 г. // Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД... С. 618-622. Циркуляр № 233 появился только месяц спустя и был официальным порядком отправлен руководящим инстанциям НКВД. См. документ № 240 в настоящем издании.
3 См. документ № 198 в настоящем издании.
4 Там же.
5 Александр Ватлин доказывает ряд подобных случаев. См.: Ватлин А. Ю. Террор районного масштаба: «массовые операции» НКВД в Кунцевском районе Московской области 1937-1938 гг.... С. 84-91. См. также ряд указаний в: «Письмо бывшего чекиста, заключенного Усть-Вымского ИТЛ П. А. Егорова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину с просьбой о помиловании от 20 декабря 1938 г.» // История сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х — первая половина 1950-х годов... Т. 1. С. 322; Тепляков А. Г. Сибирь: Процедура исполнения смертных приговоров в 1920-1930-х годах // Голоса Сибири. Литературный альманах. 2006. № 4. http://golosasibiri.narod.ru/almanah/vyp_4/027_ teplyakov_04.htm. Также см.: «Докладная записка военного прокурора войск
зации процесса сбора информации об арестованном, о ее обработке и дальнейшем использовании подтверждает предположение, что в ходе Большого террора через внесудебные органы пропускались дела, не содержащие необходимых доказательств1.
4. В пункте 14 Берия указывал, что все не приведенные в действие приговоры упраздненных органов теряют начиная с 17 ноября свою силу2. Он уточнил это указание в подробном разъяснении, разосланном через месяц начальникам краевых и областных управлений НКВД, транспортных отделов железных дорог и лагерей3.
5. В пункте 15 запрещается произвольное продление сроков ссылки или лагерного заключения, активно практиковавшихся лагерной администрацией4. Местным органам НКВД и милиции разрешалось производить аресты самостоятельно только в указанных в приказе районах и городах после согласования с вышестоящими органами НКВД и милиции областного уровня и с санкции районного прокурора. Только в исключительных случаях или когда промедление грозило опасностью допускалось «незамедлительно» информировать вы
НКВД Туркменского погранокруга Кошарского прокурору СССР М. И. Панкратьеву и исполняющему обязанности главного военного прокурора РККА Гаврилову об итогах следствия по делам "О нарушениях социалистической законности" в органах НКВД Туркменской ССР» от 23 сентября 1939 г. // История сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х — первая половина 1950-х годов... Т. 1.С. 340-359.
1 По этому поводу см.: «Дело Павла Ивановича Ц.» // Юнге М., Бордю-гов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 352-404.
2 См. документ № 198 в настоящем издании.
3 См.: Дополнение к приказу № 00762 от 22 декабря 1938 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 437. В ряде регионов приговоры троек тем не менее приводились в исполнение вплоть до 21 ноября 1938 г. См.: Трагедия советской деревни... Т. 5. Кн. 2. С. 571. А. Тепляков указывает, что в ноябре-декабре 1938 г. только в Сибири было незаконно расстреляно не менее 1000 чел., осужденных «тройками» и «двойками» // Тепляков Л. Г. Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941 гг. М., 2008. С. 386-387. Также см.: «Выписка из заявления члена ВКП(б) парторганизации УГБ, временно исполняющего обязанности начальника 2-го отдела УГБ УНКВД по Харьковской области Коропова на имя секретаря Харьковского обкома КП(б)У тов. Фролкова» от 21 декабря 1938 г. // ОГА СБУ. Ф. 16. Оп. 31 (1951 г.). Д. 93. Л. 84-86; «Рапорт начальника 4-го отдела УГБ УНКВД по Харьковской области С. А. Гинесина заместителю наркома внутренних дел УССР Н. Д. Горлинскому» от [не ранее конца декабря] 1938 г. // Там же. Л. 107.
4 См. документ № 198 в настоящем издании.
шестоящие органы задним числом1. Разница в этом случае состояла в том, что районный прокурор должен был дать санкцию на арест2.
Этот пункт в изложении Берии близок к не подтвержденному пока документально предположению о том, что районные и городские отделы НКВД и милиции имели в ходе массовых операций большую свободу в выборе потенциальных арестованных. Обычная иерархия контроля внутри НКВД, осуществлявшегося сверху донизу, могла сохраниться тогда только в той степени, насколько тщательно областными управлениями и, возможно, оперативными секторами задним числом проверялось, если проверялось вообще, кто и по каким причинам был подвергнут аресту. Эта практика противоречила даже инструкциям приказа № 00447. Так, согласно приказу в оперативных секторах составлялись списки лиц, подлежавших аресту, затем они подписывались руководством оперсектора и отправлялись на утверждение начальника УНКВД, и только после этого начальник оперативной группы производил арест3.
6. В пункте 16 приказа № 00762 речь шла об обязательном предоставлении всем оперативным сотрудникам центрального аппарата НКВД и провинции экземпляра Уголовного и Уголовно-Процессуального кодекса4.
7. В пункте 17 новый народный комиссар внутренних дел приказывал провести на республиканском, краевом и областном уровне собрания сотрудников НКВД, включая руководителей районных и городских отделов. На собраниях должны были быть зачитаны и разъяснены сам приказ Берии, постановление от 17 ноября 1938 г., а также оперативные приказы № 00701 и № 00702 от 23 октября 1938 г.5 В результате в Украине, а также в других краях и областях СССР на многочисленных собраниях в органах НКВД «совершенно секретное» постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» было предано широкой огласке6.
1 См. пункт 4 и заключительную резолюцию в: Там же.
2 Там же.
3 См. документ № 31 в первом томе настоящего издания (пункт 3, подпункт 6.7).
4 См. документ № 198 в настоящем издании.
5 «[...]об упорядочении следственного производства, секретных изъятий и вербовок». См.: Трагедия советской деревни... Т. 5. Кн. 2. С. 570.
6 В Калининской области (ныне Тверской) соответствующее собрание состоялось 4 января 1939 г. См.: «Протокол № 1 закрытого партийного собрания парторганизации УГБ УНКВД по Калининской области» от 4 января 1939 г. // Тверской центр документации новейшей истории (далее —
Что касается Украины, то сохранились четыре протокола подобных встреч оперативных сотрудников НКВД или закрытых собраний партийных организаций соответствующего областного управления НКВД, проводившиеся приглашенными на собрания начальниками отдельных районных или городских отделов НКВД1. На собраниях в Молдавской АССР приняло участие 80 чел., на партсобрании УГБ УНКВД по Харьковской области - 223 чел., УГБ УНКВД по Киевской области — 83 чел., УГБ УНКВД по Сталинской области — 75 чел., УГБ УНКВД по Винницкой области — 149 чел.2
Ход собраний зафиксирован в стенограммах. Самая большая проблема этого источника — его объем. Стенограммы зачастую насчитывают сотни страниц, при этом объем документа находится в резком диссонансе с наличием содержащейся информации3. Выступления сотрудников НКВД отличает, как правило, смесь самовосхваления, самокритики и нацеленного доноса снизу вверх. Но ценность данного источника в том, что он помогает уточнить детали проведения карательной операции.
7.2. КРИТИКА СНИЗУ ДОВЕРХУ
Следует отметить, что с текстом приказа № 00447 в свое время был ознакомлен только избранный круг лиц. Например, бывший начальник уголовного розыска Саратовской области Рудин во время допроса его помощником государственного прокурора СССР Куха-ренко по вопросу практической реализации данного приказа заявил: «Необходимо указать на то, что ни я, ни мои сотрудники сами не читали и даже не видели приказ № 00447»4.
ТЦДНИ). Ф. 722. On. 1. Д. 46. Л. 1-204. Другие материалы партийной организации УНКВД см.: «Первичная партийная организация УГБ УНКВД по Калининской области» // Там же. Ф. 536.
1 См. документы № 196, 199-200, 206 в настоящем издании.
2 Там же.
3 Отпечатанная стенограмма партийного собрания УНКВД по Киевской области, состоявшегося 14-16 декабря 1938 г., насчитывает в общей сложности 405 страниц. См.: «Общее закрытое партийное собрание парторганизаций УГБ УНКВД по Киевской области» от 14-16 декабря 1938 г. // ОГА СБУ Ф. 16. Оп. 31. Д. 95. Л. 1-405.
4 См.: «Показания бывшего начальника уголовного розыска Саратовской области Рудина помощнику прокурора СССР Кухаренко о практике выполнения приказа НКВД № 00447» от 14 октября 1940 г. // Юнге М., Бордю-гов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 472-475.
Что же касается постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г., то его содержание было зачитано на собраниях сотрудников краевого (областного) УНКВД, зачастую первым секретарем краевой (областной) парторганизации. Известны случаи, когда сотрудники органов НКВД несколько раз присутствовали на его проработке. Так, сотрудник УНКВД по Киевской области Плохой за период с ноября по декабрь 1938 г. принял участие в трех собраниях1.
На собраниях сотрудников НКВД УССР, стенограммами которых мы располагаем, нередко нарушалась служебная иерархия. Центр санкционировал критику в адрес руководства НКВД, и в результате подчиненные получили право открыто критиковать своих руководителей. При этом критиками часто оказывались сотрудники, выдвинутые на работу из районных органов в областной аппарат уже после завершения массовых операций2. По такому сценарию было подвергнуто критике руководство УНКВД по Харьковской области. В частности, начальник Валковского райотдела НКВД Зорницкий отмечал, что «УНКВД плохо оказывает практическую помощь, зачастую дают неправильные указания»3. Начальник 2-го спецотдела УНКВД М. Р. Штаркман критиковал начальника УНКВД Л. И. Рейхмана4. А начальник 4-го отдела УГБ С. А. Гинесин констатировал: «Рай-отделениями НКВД мы не руководим»5. Обобщил все услышанное новый первый секретарь Харьковского обкома КП(б)У А. В. Осипов: «Из выступлений можно сделать твердый вывод, что областной аппарат периферией не руководит»6.
1 См. документ № 200 в настоящем издании.
2 В данном случае речь идет о сотрудниках, которые после завершения массовых операций были повышены в должности и переведены на работу из районного в областное звено органов НКВД. Эти сотрудники не отвечали за совершенные преступления, что и объясняет их активность на собраниях. См. биографии сотрудников, выступавших на совещании личного состава УНКВД по Сталинской области.
3 Фактически с аналогичной критикой в адрес начальника Шевченковского райотдела милиции выступил сотрудник райотдела [?] Работа. Подробнее см.: Документ № 199 в настоящем издании.
4 См. там же. Следует отметить, что с 16 августа 1937 г. до 3 марта 1938 г. Л. И. Рейхман работал заместителем начальника, затем начальником УНКВД, после чего перешел на работу в аппарат НКВД УССР, а затем в аппарат НКВД СССР. Был арестован 24 октября 1938 г., а 25 января 1940 г. приговорен к высшей мере наказания. См.: Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД, 1934-1941... С. 358-359.
5 См. документ № 199 в настоящем издании.