Определение объекта и предмета изучения.
Формулирование проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объектом может быть все то, что содержит и порождает проблемную ситуацию, все то, на что направлен процесс познания бакалавра. Это "поле" исследователя, обладающее качественными характеристиками, количественными параметрами в ограниченных пространственных и временных рамках. Необходимо помнить, что количественно измеряться может только то, что обладает одинаковым качеством. Объект исследования не зависит от воли и сознания бакалавра, он "дан" таким, каким сформировался к моменту исследования.
Под предметом изучения обычно понимают существенные свойства и отношения объекта исследования. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Объект исследования не зависит от исследователя, от субъекта познания. Предмет исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Предметом является субъективный взгляд бакалавра на изучаемый объект с целью решения той проблемы, которая представляется ему наиболее значимой для дальнейшего функционирования самого объекта, для совершенствования объекта в нужном для бакалавра направлении.
Поскольку объект – то, что содержит проблему, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее четко устанавливают суть проблемы исследования.
Объект и предмет исследования не соотносятся между собой как общее и частное, как целое и часть. Предмет лежит в основе любой теории. Раскрывая предмет исследования, бакалавр должен представить свое "видение" ситуации. Именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Предмет исследования возникает из центрального вопроса проблемы, который, в свою очередь, связан с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса – источник выдвижения гипотез исследования.
Специфической особенностью предмета научного исследования является также то, что выделенный объект изучения дан субъекту, репрезентирован ему через систему понятийного аппарата данной науки. Категории же воспроизводят свойства и отношения системы. В процессе познания на объект, условно говоря, "накладывается" сетка, система понятий и категорий науки, в результате чего и возникает содержательное наполнение изучаемого объекта и определяется угол зрения на него.
Как отмечалось выше, предметом познания является субъективный взгляд исследователя на изучаемый объект. Может создаться впечатление, что в таком случае бакалавр вместо реального объекта начинает изучать собственную умственную конструкцию, имеющую мало сходства с самим объектом. Но, во-первых, субъективный – не значит произвольный, ничем не обусловленный, во-вторых, изучается нечто реальное, существующее в действительности (то есть объект), но через особую призму, через систему научных понятий и категорий, то есть субъективный взгляд оказывается объективным взглядом на сущность изучаемых явлений и процессов.
Предмет изучения всегда сопряжен с целью исследования, субъективный подход бакалавра определяет именно те свойства и грани в объекте исследования, ради изучения которых собственно и предпринималось само исследование.
3.3. Постановка цели и задач
выпускной квалификационной работы
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения цели исследования. Цель и задачи исследования образуют логически взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньевДругими словами, характер задач зависит от содержания цели, а цель, в свою очередь, зависит от четкости формулирования проблемы. Цель предполагает разрешение проблемы исследования, задачи исследования определяют разные подходы к разрешению общей проблемы исследования.