Внешняя и региональная политика в условиях новой геополитической ситуации. 2013 – 2016.

В своей внешнеполитической деятельности , в том числе и в регіональной политике Российской Федерации опирается на ориентиры, доказавшие свою эффективность и закрепленные в Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 года, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».

Международная обстановка на современном этапе становится всё более сложной. Объективный процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом нестабильности на глобальном и региональном уровнях. Всё острее ощущается дефицит доверия, очевидно нежелание искать компромиссы и взаимоприемлемые решения. Растут риски углубления межцивилизационных конфликтов.

В числе серьёзных системных проблем, дестабилизирующих ситуацию на международной арене:

- упорное стремление исторического Запада любой ценой сохранить доминирующие позиции в мире;

- отсутствие желания у западных партнеров приступить к созданию системы равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике;

- курс на расширение контролируемого ими геополитического пространства на восток,

- деление участников международного общения на «своих» и «чужих»;

- вмешательство во внутренние дела государств в обход норм международного права.

События на Украине явились отражением такого подхода западных стран. Оказанная США и Европейским Союзом поддержка осуществленному в стране антиконституционному государственному перевороту привела к глубокому расколу украинского общества и вооружённому конфликту. В этих условиях Российская Федерация продолжает активно содействовать урегулированию кризиса на Украине на основе Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года.

Россия и далее будет противодействовать попыткам довести ситуацию в Евро-Атлантике до открытой конфронтации и добиваться строительства на континенте единого пространства равной неделимой безопасности, стабильности и сотрудничества, гарантирующего суверенитет государств и невмешательство в их внутренние дела. По-прежнему актуальна выдвинутая Российской Федерацией в 2008 году инициатива заключения Договора о европейской безопасности.

Сохраняется сложная обстановка в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вооруженные конфликты и дестабилизация в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Ливане, тупик в палестино-израильском урегулировании, рост экстремистской и террористической активности – всё это новые вызовы и угрозы, подрывающие международную безопасность.

Постоянного мониторинга и своевременного принятия необходимых мер требует развитие событий в Афганистане. Учитывая хрупкость внутриполитической обстановки и значительное сокращение военного присутствия США и других государств-членов НАТО в этой стране. Совместно с международным сообществом успешно решается задача химической демилитаризации Сирии.

В таких условиях особенно востребована активная внешняя политика Российской Федерации, направленная на создание благоприятных условий для всестороннего развития страны, оздоровление международной обстановки, выстраивание коллективных действий мирового сообщества по поиску решений глобальных и региональных проблем.

Важнейшим стратегическим приоритетом внешнеполитического курса России остается укрепление тесных дружественных связей с соседями на пространстве Содружества Независимых Государств, обращая особое внимание на евразийскую интеграцию в связи с началом функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕВРАЗЭС). Привлекательность Евразийского экономического союза как ориентированного в будущее проекта обусловлена тем, что он строится на понятных и равноправных основах и преследует демократические цели.

Постоянных усилий требует восточное направление российской дипломатии с целью использования внушительного потенциала Азиатско-Тихоокеанского региона в интересах развития России и обеспечения безопасности её восточных рубежей.

Важным стабилизирующим фактором в международных делах является российско-китайское взаимодействие, которое не направлено против третьих стран и является примером взаимоуважительного и продуктивного диалога. Предприняты значительные меры по дальнейшему развитию отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия России и Китая. Благоприятные перспективы открываются для сотрудничества по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути.

Активно и динамично развиваются отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки. Последовательно продвигаются российские интересы в Арктике и Антарктике.

Энергично проводится линия на политико-дипломатическое урегулирование в рамках международно-правового поля различных региональных конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Афганистане, на Корейском полуострове. При активном участии России достигнута договоренность по решению вопросов, связанных с иранской ядерной программой, продолжается работа по обеспечению окончательного урегулирования этой проблемы.

В международных отношениях утверждается многосторонняя сетевая дипломатия, предполагающая различные, подчас перекрещивающиеся, формы взаимодействия государств в интересах решения общих задач. Регулирующим началом служит объективное совпадение национальных интересов. На этих принципах основана, в частности, работа таких форматов, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, «Группа двадцати» (G-20).

Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации остается парламентская дипломатия, которая рассматривается как инструментарий «мягкой силы». Сфера её применения достаточно широка – от налаживания и поддержания связей по линии сотрудничества с парламентами иностранных государств и на международных парламентских площадках до расширения российского гуманитарного присутствия в других странах и привлечения к сотрудничеству организаций соотечественников за рубежом.

Российская дипломатия энергично и наступательно действует в гуманитарной сфере, обеспечивая всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан за рубежом, способствуя углублению связей с соотечественниками, расширению российского культурного присутствия и укреплению позиций русского языка в мире. С опорой на инструментарий «мягкой силы» ведётся работа по формированию объективного восприятия России в мире, эффективному информационному сопровождению внешнеполитической деятельности.

В переломный момент мирового развития Россия остаётся открытой к объединению усилий со всеми, кто проявляет встречную готовность сотрудничать на принципах равноправия, взаимного уважения и выгоды с опорой на общепризнанные принципы и нормы международного права и центральную координирующую роль Организации Объединенных Наций. Российская Федерация заинтересована в том, чтобы новая глобальная архитектура была справедливой и устойчивой, опиралась на сотрудничество ведущих государств и интеграционных объединений во имя развития широкого международного взаимодействия.

Исходя из сложившейся напряжённой обстановки Российская Федерация планирует продолжить проведение внешнеполитического курса, направленного на:

- укрепление международной безопасности Российской Федерации, её суверенитета и территориальной целостности;

- создание благоприятных внешних условий для устойчивого стабильного развития Российской Федерации, повышения уровня и качества жизни населения;

- укрепление международного мира, обеспечение общей, равной и неделимой безопасности при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций; развитие равноправных и партнерских отношений с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями;

- защиту прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом, поддержку и укрепление позиций русского языка в мире.

Для реализации этих задач необходимо проводить последовательную политику по урегулированию конфликтных ситуаций на основе международного права, включая:

- активное содействие политическому урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины на основе неукоснительного выполнения всех положений Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года;

- совместный с партнёрами поиск путей всеобъемлющего урегулирования ситуации вокруг Ирана на основе предложенных российской стороной принципов поэтапности и взаимности;

- активное участие в международных усилиях по поиску решений острых конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке – в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Ливане, по снижению экстремистской и террористической угроз;

- противодействие угрозам, исходящим с территории Афганистана, принятие и реализацию мер в случае негативного влияния ситуации в Афганистане на Центрально-Азиатский регион, укрепление международных усилий на афганском направлении;

- дальнейшее развитие Организации Договора о коллективной безопасности как инструмента поддержания региональной безопасности;

- укрепление потенциала и повышение эффективности в деятельности Организации Объединенных Наций и её Совета Безопасности;

Как приоритетные направления региональной политики Россия выделяет:

- продолжить углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств;

- создание благоприятных условий для дальнейшего развития государств-участников Содружества Независимых Государств, укрепление добрососедских отношений, наращивание сотрудничества в гуманитарной сфере с целью сохранения исторических, культурных и духовных ценностей народов;

- углубление сотрудничества Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации в рамках Евразийского Экономического Союза, развитие его взаимодействия с третьими странами.

- наращивать взаимодействие в БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества, учитывая российское председательство в них в 2015 году, а также в «Группе двадцати»;

- укреплять позиции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях обеспечения безопасности и сотрудничества, более динамичного развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке;

- активнее задействовать потенциал субъектов Российской Федерации при реализации внешнеполитических задач, в том числе через использование координационных механизмов Совета глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, содействовать вовлечению Республики Крым и города федерального значения Севастополя в процессы межрегионального сотрудничества.

Наши рекомендации