Из сочинения Де ла Невилля

«Записки о Московии»: о царевне Софье

Софья была выдающаяся натура, достойная сестра своего великого брата. Как и Петр Великий, она обращала на себя внимание прежде всего своею внешностью: тот же высокий рост, то же могучее телосложение, тот же быстрый и огненный взор, в котором светился живой природный ум, скорее мужс­кой, чем женский. Царевна отличалась тою же страстью, той же стремительностью нрава, тою же жесткостью и смелостью и тою же неразборчивостью в выборе средств для достижения поставленной цели. Царевна получила выдающееся образование также под руководством учителя братьев — Симеона Полоцко­го. С тем же чисто революционным пренебрежением к старым обычаям, как бы важны и священны они ни казались, нарушая общепринятые требования скромности, царевна выступила из тишины тесного терема, увлеклась политикой, сначала действуя как скрытая пружина политической борьбы, а затем открыто ухватилась за власть. Добиваясь власти, она пускала в ход хит­рость и интригу, чисто женские способности, какими не обладал всегда открыто действовавший Петр, а затем шагала через трупы, жёстко расправлялась с противниками и казнила их без суда. Она не может быть спокойной зрительницей идущей вокруг борьбы и равнодушно смотреть, как разыгрываются события. Она хочет быть движущей и направляющей силой. Везде она на первом месте, везде она приковывает к себе общее внимание…. Девица-царевна, вообще женская личность сама по себе, по смыслу своего положения в обществе была монастырка, постница, пустынница. В этом состояла идея её общественного положения. Другой образ жизни ставил её личность в положение, зазорное для общественных глаз. Другой образ жизни, хотя бы самый скромный — только самостоятельный, был уже отрицанием пост­нического идеала и являлся непростительным нигилизмом. В существенном смысле зазорным нигилизмом являлось не худое поведение, а всякий признак независимого, самостоятельного отношения к обществу, что осуждалось ещё больше и сильнее, чем худое поведение….. у царевны достало бы и ума, и смелости выйти на этот путь, но у ней недоставало главного: жи­вой веры, что этот путь столь же свят; живой веры в ту истину, что общество спасается не постническим идеалом, а идеалом полной, всесторонней свободы. Она же искала не настоящей свободы, а искала лишь приличной формы, приличной, по мнению века, одежды для своего девического своеволия, стремилась устроить не общественную, но лишь свою личную свободу по византийс­ким образцам …..

Познавательные:

1. Какими чертами характера обладала царевна? ( стремительностью нрава, жесткостью и смелостью, неразборчивостью в выборе средств для достижения поставленной цели, хит­рость и интригу, чисто женские способности, шагала через трупы, жёстко расправлялась с противниками и казнила их без суда. Она не может быть спокойной зрительницей идущей вокруг борьбы и равнодушно смотреть, как разыгрываются события. Она хочет быть движущей и направляющей силой . )

2. Опишите внешность царевны . (высокий рост, могучее телосложение, быстрый и огненный взор, в котором светился живой природный ум)

3. Какими методами она нарушала общепринятые требования? (выступала из тишины тесного терема, увлеклась политикой, действовала как пружина политической борьбы, затем открыто хваталась за власть. Пускала в ход хит­рость и интригу, чисто женские способности)

4. Какой черты характера не доставала Софье для достижения больших высот?( жи­вой веры, веры в ту истину, что общество спасается не постническим идеалом, а идеалом полной, всесторонней свободы.)

Продуктивные:

1. Как вы думаете, личностные качества Софьи положительно или отрицательно сыграли во внешней и внутренней политике? Аргументируй свой ответ

2. Если бы Софья имела более мягкий характер, добилась бы она тех же высот ? аргументируйте

3. Каково ваше отношение к Софье?

Репродуктивные:

1.Какие средства использовала Софья для утверждения своей власти?( жесткостью, смелостью, неразборчивостью в выборе средств для достижения поставленной цели. нарушала общепринятые требования скромности, сначала действуя как скрытая пружина политической борьбы, а затем открыто ухватилась за власть. Добиваясь власти, она пускала в ход хит­рость и интригу, чисто женские способности, шагала через трупы, жёстко расправлялась с противниками и казнила их без суда.)

2.Какие личные и деловые качества царевны наиболее высоко оцениваются?( быстрый и огненный взор, в котором светился живой природный ум. страстью, стремительностью нрава, получила выдающееся образование.)

3.Какие исторические личности отражены в документе?( царевна Софья, Симеон Полоцкий, Петр Великий)

Класс

Россия в Первой мировой войне. История России. Рабочая тетрадь 9 класс.

Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вме­сте с этим человек распущенный и порочный, натура демо­нической силы, — он сочетал поначалу в своей душе и жиз­ни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха.

Архиепископ Евлогий

Он хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним бе­седовать, и после такой беседы мне всегда на душе делает­ся легко и спокойно.

Николай II

Хитрый, в высшей степени приметливый, он, несомнен­но, обладал колоссальной силой гипноза. Мне не раз каза­лось, когда я смотрел ему в глаза, что, помимо всех своих пороков, он одержим каким-то внутренним «беснованием», которому он подчиняется и, в силу этого, многое делает без всякого участия мысли, а по какому-то наитию, похожему на припадочное состояние. «Бесноватость» сообщает осо­бую уверенность некоторым его словам и поступкам, а по­тому люди, не имеющие твердых душевных и волевых устоев, легко ему подчиняются.

Князь Ф. Ф. Юсупов

Он был очень умный, он был великий комедиант.

И.Ф. Манусевич-Мануйлов

Познавательные:

1. К кому из исторических лиц России относятся данные характеристики (речь идет об одном человеке)? (Речь идет о Григории Распутине.)

1. Опишите основные черты характера человека

2. Объясните термин «Беснование»

3. Объясните почему И.Ф. Манусевич-Мануйлов называет этого человека «…он был великий комедиант.»

Продуктивные:

1. Напишите небольшое эссе о роли этого человека в российской истории.

2. Как вы думаете, какой же все таки был характер у этого человека? Аргументируйте опираясь на документ и остаточные знания

3. Было ли влияние этого человека на императора? Аргументируйте свой ответ

Репродуктивные:

Наши рекомендации