Организационно-правовые формы управления
образованием
Право на образование закреплено в ст. 43 Конститу-
ции РФ: общедоступным и бесплатным являются до-
школьное, основное общее (причем оно обязательно),
среднее профессиональное образование; бесплатное
высшее - на конкурсной основе. Также поддерживают-
ся различные формы образования и самообразова-
ния. Основное регулирование - в Законе ≪Об образо-
вании≫ и принятых на его основе подзаконных актах.
Управление осуществляется в следующих организа-
ционно-правовых формах:
- установление государственных образовательных
стандартов (ГОС) (федеральный и региональный
компоненты), которые обязательны для всех ак-
кредитованных образовательных учреждений,
расположенных на территории РФ (ГОС устанав-
ливают минимум содержания образовательных
программ и др.).
- утверждение образовательных программ (опреде-
ляют содержание образования определенного
уровня и направленности). Виды: 1) общеобразо-
вательные (общая культура личности) - для до-
школьного и начального, основного, среднего об-
щего образования; 2) профессиональные (подго-
товка специалистов) - для начального, среднего,
высшего, послевузовского профессионального об-
разования;__
лицензирование на основе заключения экспертной
комиссии (проверка материально-технической базы,
санитарно-гигиенических норм; не учитываются со-
держание, методика образовательного процесса);
-аккредитация - признание способности образова-
тельного учреждения осуществлять деятельность на
уровне официально признанной нормы, выдавать
документ об образовании государственного образца;
- аттестация - установление соответствия уровня,
качества подготовки выпускников требованиям
ГОС (как правило, раз в 5 лет).
Государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ (управление и
координация деятельности других ФОИВ, осуществле-
ние государственной политики в сфере образования;
разработка госстандартов, программ развития образо-
вания, типовых положений об образовательных учреж-
дениях, перечня специальностей, учебной литерату-
ры, порядка приема в государственные учреждения
среднего и высшего образования);
2) органы государственного управления образова-
нием субъектов Федерации (осуществление феде-
ральной политики, лицензирование образовательных
учреждений, разработка учебных планов, организация
переподготовки педагогических кадров и др.);
3) федеральные ведомственные органы управле-
ния образованием (управляют только подведомствен-
ными им образовательными учреждениями по профи-
лю сфер деятельности этих органов; управление об-
разованием - не основное их назначение).__
В зависимости от организационно-правовых форм
выделяют государственные, муниципальные и част-
ные образовательные учреждения. Существуют сле-
дующие типы учреждений: дошкольные; общеобразо-
вательные (школы начального общего, основного об-
щего, среднего (полного) общего образования); на-
чального профобразования (профучилища, вечерние
школы); среднего специального образования (технику-
мы, колледжи); высшего профобразования (универси-
теты, академии, институты); послевузовского профоб-
разования; дополнительного образования и т. д.
Учредители государственного образовательного уч-
реждения - органы государственной власти РФ и ее
субъектов, в том числе Минобразование и государст-
венные органы управления образованием субъектов
Федерации; муниципального образовательного учреж-
дения - органы местного самоуправления. Учредите-
лями также могут быть российские и иностранные ор-
ганизации, общественные и частные фонды, граждане
РФ и иностранцы.
Деятельность образовательных учреждений регули-
руется ФЗ ≪Об образовании≫, ≪О высшем и послеву-
зовском профессиональном образовании≫, Типовыми
положениями о соответствующих типах и видах обра-
зовательных учреждений и их уставами.
Управление государственными и муниципальными
учреждениями осуществляется на принципах само-__
управления (совет образовательного учреждения,
попечительский или педагогический совет, порядок
выбора и компетенция которых определяются в уста-
ве) и единоначалия. Прошедший аттестацию заве-
дующий (директор, ректор) осуществляет непосред-
ственное управление; он может быть нанят по кон-
тракту, избран коллективом с последующим утверж-
дением учредителем, назначен или нанят учредите-
лем). Общее руководство вузом осуществляет вы-
борный ученый совет (ректор, проректоры и другие
члены, избранные общим собранием), а непосредст-
венное управление - ректор (избирается на общем
собрании, потом утверждается органом управления
образования), который издает приказы и распоряже-
ния, обязательные для всех работников и обучаю-
щихся в вузе.
Управление негосударственными образовательны-
ми учреждениями осуществляют учредители или фор-
мируемый ими попечительский совет.
Государственный контроль за качеством образова-
ния в аккредитованных учреждениях возложен на Го-
сударственную аттестационную службу (ГАС). Она
вправе направить учреждению рекламацию на каче-
ство образования по решению собрания родителей
или обучающихся лиц, представлению отделения ат-
тестационной службы, службы занятости; на основе
двух рекламаций или аттестации лишить аккредита-
ции.
Соответствие деятельности лицензии проверяет
Минобразование.