Организационно-правовые формы управления

образованием

Право на образование закреплено в ст. 43 Конститу-

ции РФ: общедоступным и бесплатным являются до-

школьное, основное общее (причем оно обязательно),

среднее профессиональное образование; бесплатное

высшее - на конкурсной основе. Также поддерживают-

ся различные формы образования и самообразова-

ния. Основное регулирование - в Законе ≪Об образо-

вании≫ и принятых на его основе подзаконных актах.

Управление осуществляется в следующих организа-

ционно-правовых формах:

- установление государственных образовательных

стандартов (ГОС) (федеральный и региональный

компоненты), которые обязательны для всех ак-

кредитованных образовательных учреждений,

расположенных на территории РФ (ГОС устанав-

ливают минимум содержания образовательных

программ и др.).

- утверждение образовательных программ (опреде-

ляют содержание образования определенного

уровня и направленности). Виды: 1) общеобразо-

вательные (общая культура личности) - для до-

школьного и начального, основного, среднего об-

щего образования; 2) профессиональные (подго-

товка специалистов) - для начального, среднего,

высшего, послевузовского профессионального об-

разования;__

лицензирование на основе заключения экспертной

комиссии (проверка материально-технической базы,

санитарно-гигиенических норм; не учитываются со-

держание, методика образовательного процесса);

-аккредитация - признание способности образова-

тельного учреждения осуществлять деятельность на

уровне официально признанной нормы, выдавать

документ об образовании государственного образца;

- аттестация - установление соответствия уровня,

качества подготовки выпускников требованиям

ГОС (как правило, раз в 5 лет).

Государственные органы управления образованием:

1) Министерство образования РФ (управление и

координация деятельности других ФОИВ, осуществле-

ние государственной политики в сфере образования;

разработка госстандартов, программ развития образо-

вания, типовых положений об образовательных учреж-

дениях, перечня специальностей, учебной литерату-

ры, порядка приема в государственные учреждения

среднего и высшего образования);

2) органы государственного управления образова-

нием субъектов Федерации (осуществление феде-

ральной политики, лицензирование образовательных

учреждений, разработка учебных планов, организация

переподготовки педагогических кадров и др.);

3) федеральные ведомственные органы управле-

ния образованием (управляют только подведомствен-

ными им образовательными учреждениями по профи-

лю сфер деятельности этих органов; управление об-

разованием - не основное их назначение).__

В зависимости от организационно-правовых форм

выделяют государственные, муниципальные и част-

ные образовательные учреждения. Существуют сле-

дующие типы учреждений: дошкольные; общеобразо-

вательные (школы начального общего, основного об-

щего, среднего (полного) общего образования); на-

чального профобразования (профучилища, вечерние

школы); среднего специального образования (технику-

мы, колледжи); высшего профобразования (универси-

теты, академии, институты); послевузовского профоб-

разования; дополнительного образования и т. д.

Учредители государственного образовательного уч-

реждения - органы государственной власти РФ и ее

субъектов, в том числе Минобразование и государст-

венные органы управления образованием субъектов

Федерации; муниципального образовательного учреж-

дения - органы местного самоуправления. Учредите-

лями также могут быть российские и иностранные ор-

ганизации, общественные и частные фонды, граждане

РФ и иностранцы.

Деятельность образовательных учреждений регули-

руется ФЗ ≪Об образовании≫, ≪О высшем и послеву-

зовском профессиональном образовании≫, Типовыми

положениями о соответствующих типах и видах обра-

зовательных учреждений и их уставами.

Управление государственными и муниципальными

учреждениями осуществляется на принципах само-__

управления (совет образовательного учреждения,

попечительский или педагогический совет, порядок

выбора и компетенция которых определяются в уста-

ве) и единоначалия. Прошедший аттестацию заве-

дующий (директор, ректор) осуществляет непосред-

ственное управление; он может быть нанят по кон-

тракту, избран коллективом с последующим утверж-

дением учредителем, назначен или нанят учредите-

лем). Общее руководство вузом осуществляет вы-

борный ученый совет (ректор, проректоры и другие

члены, избранные общим собранием), а непосредст-

венное управление - ректор (избирается на общем

собрании, потом утверждается органом управления

образования), который издает приказы и распоряже-

ния, обязательные для всех работников и обучаю-

щихся в вузе.

Управление негосударственными образовательны-

ми учреждениями осуществляют учредители или фор-

мируемый ими попечительский совет.

Государственный контроль за качеством образова-

ния в аккредитованных учреждениях возложен на Го-

сударственную аттестационную службу (ГАС). Она

вправе направить учреждению рекламацию на каче-

ство образования по решению собрания родителей

или обучающихся лиц, представлению отделения ат-

тестационной службы, службы занятости; на основе

двух рекламаций или аттестации лишить аккредита-

ции.

Соответствие деятельности лицензии проверяет

Минобразование.

Наши рекомендации