Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, их организационно-правовые формы.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трёх блоков:

1) Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.

2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчинённость.

3) Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Её можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.д.), применительно к определённым субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

ОИВ – государственная организация, предназначенная для исполнения функций гос. управления, реализации законов и иных НПА, обладающая определённой компетенцией и государственно-властными полномочиями.

Черты :

ОИВ структурно обособлены, не входят в качестве структурного подразделения в другие организации, органы;

ОИВ функционально обособлены, они самостоятельны в своей компетенции

ОИВ юридически обособлены, каждый орган наделен своей компетенцией.

ОИВ наделены государственно-властными полномочиями и средствами принуждения, что позволяет им реально решать поставленные задачи;

Деятельность ОИВ финансируется либо из средств федерального бюджета, либо из бюджета субъекта РФ.

Все ОИВ независимо от формы являются юридическими лицами;

Сейчас система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь час­тью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государ­ства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятель­ности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социаль­но-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

2. Административная правоспособность и дееспособность органов испол­нительной власти возникают одновременно с их образованием и опре­делением компетенции; прекращаются в связи с их упразднением.

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности. формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответ­ствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

Органы исполнительной власти:

• осуществляют организационно-распорядительную деятельность;

• наделены оперативной самостоятельностью;

• имеют, как правило, постоянные штаты;

• образуются вышестоящими органами;

• подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков.

• целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах дея­тельности);

• организационно-структурного (предусматривает правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвида­ции; структуру; линейную и функциональную подчиненность);

• компетенционного - совокупность властных полномочий и подведом­ственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

16. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ.

В соответствии с Законом РФ ≪Об основах государ-

ственной службы в Российской Федерации≫ от 5 июля

1995 г. государственная служба - профессиональная

деятельность по обеспечению исполнения полномо-

чий государственных органов.

Государственная должность (ГД) - должность в фе-

деральных органах государственной власти, органах го-

сударственной власти субъектов Федерации, а также

иных государственных органах, образуемых в соответст-

вии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязан-

ностей по исполнению и обеспечению полномочий дан-

ного государственного органа, с денежным содержанием

и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

ГД делятся:

- на должности категории ≪А≫ (политико-судебные) -

должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ,

конституциями, уставами субъектов Федерации для

непосредственного исполнения полномочий госу-

дарственных органов (напр., Президент РФ);

- на. должности категории ≪Б≫ (патронатные) -

должности, учреждаемые в установленном зако-

нодательством РФ порядке для непосредственно-

го Обеспечения исполнения полномочий лиц, за-

мещающих должности категории ≪А≫ (напр., рабо-

чий аппарат Президента РФ);

- на должности категории ≪В≫ (административные) -

должности, учреждаемые государственными органами

для исполнения и обеспечения их полномочий

(напр., секретари и т. д.).

Виды ГС:

- федеральная ГС, находящаяся в ведении РФ;

- ГС субъектов Федерации, находящаяся в их веде-

нии.

Принципы ГС:

- верховенство Конституции РФ и иных ФЗ;

- приоритет прав и свобод человека, их непосредст-

венного действия;

- единство системы государственной власти, разгра-

ничение предметов ведения между РФ и субъекта-

ми Федерации;

- разделение властей;

- равный доступ граждан к государственной службе в

соответствии со способностями и профессиональ-

ной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих ре-

шений, принятых вышестоящими государственны-

ми органами и руководителями в пределах их пол-

номочий и в соответствии с законодательством РФ;

- единство основных требований, предъявляемых к

ГС;

- профессионализм и компетентность государствен-

ных служащих;

- гласность в осуществлении ГС;

- ответственность государственных служащих за не-

исполнение или ненадлежащее исполнение обязан-

ностей;

- внепартийность ГС; отделение религиозных объе-

динений от государства;

- стабильность кадров государственных служащих.

Наши рекомендации