Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, их организационно-правовые формы.
Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трёх блоков:
1) Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.
2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие:
а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;
б) его структуру;
в) его линейную и функциональную подчинённость.
3) Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Её можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.д.), применительно к определённым субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).
ОИВ – государственная организация, предназначенная для исполнения функций гос. управления, реализации законов и иных НПА, обладающая определённой компетенцией и государственно-властными полномочиями.
Черты :
ОИВ структурно обособлены, не входят в качестве структурного подразделения в другие организации, органы;
ОИВ функционально обособлены, они самостоятельны в своей компетенции
ОИВ юридически обособлены, каждый орган наделен своей компетенцией.
ОИВ наделены государственно-властными полномочиями и средствами принуждения, что позволяет им реально решать поставленные задачи;
Деятельность ОИВ финансируется либо из средств федерального бюджета, либо из бюджета субъекта РФ.
Все ОИВ независимо от формы являются юридическими лицами;
Сейчас система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
2. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникают одновременно с их образованием и определением компетенции; прекращаются в связи с их упразднением.
Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности. формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.
Органы исполнительной власти:
• осуществляют организационно-распорядительную деятельность;
• наделены оперативной самостоятельностью;
• имеют, как правило, постоянные штаты;
• образуются вышестоящими органами;
• подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков.
• целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);
• организационно-структурного (предусматривает правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);
• компетенционного - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).
16. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ.
В соответствии с Законом РФ ≪Об основах государ-
ственной службы в Российской Федерации≫ от 5 июля
1995 г. государственная служба - профессиональная
деятельность по обеспечению исполнения полномо-
чий государственных органов.
Государственная должность (ГД) - должность в фе-
деральных органах государственной власти, органах го-
сударственной власти субъектов Федерации, а также
иных государственных органах, образуемых в соответст-
вии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязан-
ностей по исполнению и обеспечению полномочий дан-
ного государственного органа, с денежным содержанием
и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
ГД делятся:
- на должности категории ≪А≫ (политико-судебные) -
должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ,
конституциями, уставами субъектов Федерации для
непосредственного исполнения полномочий госу-
дарственных органов (напр., Президент РФ);
- на. должности категории ≪Б≫ (патронатные) -
должности, учреждаемые в установленном зако-
нодательством РФ порядке для непосредственно-
го Обеспечения исполнения полномочий лиц, за-
мещающих должности категории ≪А≫ (напр., рабо-
чий аппарат Президента РФ);
- на должности категории ≪В≫ (административные) -
должности, учреждаемые государственными органами
для исполнения и обеспечения их полномочий
(напр., секретари и т. д.).
Виды ГС:
- федеральная ГС, находящаяся в ведении РФ;
- ГС субъектов Федерации, находящаяся в их веде-
нии.
Принципы ГС:
- верховенство Конституции РФ и иных ФЗ;
- приоритет прав и свобод человека, их непосредст-
венного действия;
- единство системы государственной власти, разгра-
ничение предметов ведения между РФ и субъекта-
ми Федерации;
- разделение властей;
- равный доступ граждан к государственной службе в
соответствии со способностями и профессиональ-
ной подготовкой;
- обязательность для государственных служащих ре-
шений, принятых вышестоящими государственны-
ми органами и руководителями в пределах их пол-
номочий и в соответствии с законодательством РФ;
- единство основных требований, предъявляемых к
ГС;
- профессионализм и компетентность государствен-
ных служащих;
- гласность в осуществлении ГС;
- ответственность государственных служащих за не-
исполнение или ненадлежащее исполнение обязан-
ностей;
- внепартийность ГС; отделение религиозных объе-
динений от государства;
- стабильность кадров государственных служащих.