Понятие предмета и метода административного права.
Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»
1. Понятие предмета и метода административного права.
2. Понятие, содержание и принципы исполнительной власти.
3. Система административного права: понятие и элементы.
4. Понятие, особенности и виды норм административного права.
5. Источники административного права: понятие и виды.
6. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и виды.
7. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ в сфере функционирования исполнительной власти.
8. Административно-правовые гарантии основных прав и свобод граждан РФ.
9. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства РФ.
10. Административно-правовой статус юридических лиц: общая характеристика.
11. Понятие, признаки и классификация органов исполнительной власти.
12. Система органов исполнительной власти в РФ и принципы ее построения.
13. Роль президента РФ в обеспечении функционирования органов исполнительной власти в РФ.
14. Правовой статус Правительства РФ.
15. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, их организационно-правовые формы.
16. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ.
17. Понятие и классификация государственных служащих в РФ.
18. Основные общие правила и обязанности государственных служащих в РФ.
19. Ограничения, установленные для государственных служащих в РФ.
20. Общий порядок поступления граждан на государственную службу.
21. Дисциплинарная ответственность государственных служащих в РФ.
22. Основания и порядок прекращения государственной службы.
23. Формы осуществления исполнительной власти.
24. Понятие и основные признаки административно-правового акта.
25. Классификация административно-правовых актов.
26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.
27. Понятие, основания и принципы применения административно-правового ограничения.
28. Классификация мер административно-правового ограничения.
29. Понятие, основания и принципы применения административно-правового принуждения.
30. Классификация мер административно-правового принуждения.
31. Административная ответственность: понятие, содержание, основания и принципы применения.
32. Понятие и состав административного правонарушения.
33. Понятие и виды административных взысканий, порядок и сроки их наложения.
34. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и общая характеристика стадий, их документально-юридическое оформление.
35. Понятие, основные черты, принципы и стадии административного процесса.
36. Понятие, виды и общая характеристика административных производств.
37. Контроль президента РФ и органов законодательной власти РФ за законностью осуществления исполнительной власти.
38. Прокурорский надзор в сфере осуществления исполнительной власти.
39. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти, ее вида и способы обеспечения.
40. Основания и порядок обжалования в суд действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан.
41. Административный надзор: понятие, органы его осуществляющие, общая характеристика их полномочия.
42. Государственное регулирование и координация промышленного производства, функционирования топливно-энергетического комплекса и строительства в РФ (общая характеристика).
43. Государственное управление в области транспорта и связи в РФ.
44. Государственное управление в области финансов и банковской деятельности в РФ.
45. Государственное управление в области образования в РФ.
46. Государственное управление в области культуры и средств массовой информации.
47. Государственное управление в области труда и занятости населения РФ.
48. Государственное управление в области здравоохранения в РФ.
49. Понятие обороны и средства ее обеспечения.
50. Вооруженные силы РФ, их состав и порядок комплектования.
51. Государственное управление в области обороны РФ (общая характеристика).
52. Понятие безопасности личности, общества, государства. Средства ее обеспечения.
53. Правовой статус органов ФСБ и внешней разведки в РФ.
54. Правовой режим защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
55. Государственное управление в области юстиции (общая характеристика).
56. Государственное управление в области внутренних дел: задачи, система органов и их организационное построение.
57. Правовой статус милиции в РФ, ее виды и полномочия.
58. Пожарная безопасность и деятельность МЧС по ее обеспечению.
59. Безопасность дорожного движения и деятельность ОВД по ее обеспечению.
60. Паспортно-регистрационная система в РФ, режим въезда в РФ и выезда из РФ.
61. Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения (общая характеристика).
62. Государственное управление в области иностранных дел (общая характеристика).
Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»
Исполнительная власть
- это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.
Признаки исполнительной власти:
Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих в РФ.
АП определяет круг субъектов и полномочия органов управления в осуществлении дисциплинарной ответственности. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, напр, военнослужащих и др. Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: а) ее основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; в) взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом. Дисциплинарный проступок - противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, а также военнослужащих определяются законами, указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, уставами, положениями. Так, по Закону об основах государственной службы РФ государственные служащие подлежат ответственности за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей. Вместе с тем предусматривается возможность увольнения государственного служащего за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой. Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различным способом. В понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и воинской чести. Взысканиями, которые могут быть применены к федеральным государственным служащим, являются замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы. Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется АП.
Классификация ПАУ
1. По юридическим свойствам:
- нормативные: устанавливают правила должного
поведения в сфере государственного управления,
рассчитаны на неоднократное применение и не
имеют конкретного адресата. Их назначение (опре-
деляется компетенцией ОИВ и должностных лиц):
конкретизация норм законов, определение орга-
низационно-правового статуса звеньев ИВ, предос-
тавление специальных прав и обязанностей;
- индивидуальные - носят правоприменительный ха-
рактер: решают конфетные административные во-
просы, их адресатом является определенное лицо,
приводят к возникновению конфетного администра-
тивного правоотношения;
- смешанные (напр., ответственность за выполнение нор-
мативных предписаний возлагается на конкретное лицо).
2. По наименованию:
- постановления (Правительства, государственных
комитетов, федеральных комиссий) имеют норма-
тивный характер, разъясняют наиболее сущест-
венные вопросы. Постановления Правительства
могут быть отменены указом Президента РФ;
-распоряжения (Правительства РФ, Президента
РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам
для конкретизации законов;
- приказы - обязательные предписания, осуществ-
ляемые в порядке реализации единоначалия (из-
дают министры, руководители иных ФОИВ);
- правила утверждаются постановлениями, приказами;
регулируют деятельность государственного органа;
- инструкции:
- положения.
ФОИВ не могут издавать правовые акты в форме пи-
сем и телеграмм.
3. По способу нарушения:меры дисциплинарной и
административной ответственности (напр., общеобя-
зательные правила поведения).
Действие ПАУ
Подготовка (1 месяц, с участием юридической служ-
бы, могут образовываться рабочие группы) -≫• согласо-
вание с заинтересованными ФОИВ (межотраслевые
акты, с Минфином) -≫ экспертиза (визирование юриди-
ческой службой, Минюстом) -* принятие (руководите-
лем ОИВ или его заместителем) -* государственная
____________регистрация (в Минюсте, цель - проверка законности)
-≫ официальное опубликование (через 7 дней - для ак-
тов Президента РФ, через 15 дней - для актов Прави-
тельства РФ) -> вступление в силу (акты Президента
РФ - через 7 дней после опубликования, акты Прави-
тельства РФ - со дня подписания или опубликования).
26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.
Первая стадия этого процесса - подготовка решения (об утверждении, отмене,
приеме, выделении, исполнении и т.д.). Чаще всего на этой стадии существуют
этапы правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия
на нее, подготовки проекта решения.
Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Основаниями для принятия, отмены акта
могут быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др. Вторая стадия - принятие решения - тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и обязательно
голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса.
Большинство же правовых актов принимаются единолично, а значит, главное на этой
стадии - подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный
проект могут быть внесены изменения.
Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его оконча-
тельное редактирование, подписание коллегиального акта, присвоение акту порядкового номера.
Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц - завершающая стадия работы с актом. Это делается путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, повесток, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях). Нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию в «Российских вестях». Наряду с официальными средствами обнародования широко используются и неофициальные (вывешивание текстов в общественных местах, сообщения по радио и др.).
России).
Госстрой России - федеральный орган исполни-
тельной власти, осуществляющий межотраслевую
координацию и функциональное регулирование дея-
тельности в области строительства, архитектуры,
градостроительства, жилищной политики, жилищно-
коммунального комплекса и его реформирование во
взаимодействии с органами исполнительной власти
субъектов Федерации.
Госстрой России разрабатывает предложения по со-
вершенствованию законодательных и иных норматив-
ных правовых актов в области строительства, градо-
строительства, архитектуры, жилищной политики и
жилищно-коммунального хозяйства; разрабатывает
основы федеральной политики в области строительст-
ва, градостроительства, архитектуры, технического
учета и инвентаризации, промышленности строитель-__
ных материалов, конструкций и деталей, а также осу-
ществляет контроль за их реализацией; подготавлива-
ет заключения по проектам нормативных правовых ак-
тов других ФОИВ в сфере строительства, жилищно-
коммунального хозяйства ит. д.
Госстрой осуществляет также контроль за реализа-
цией конституционных прав граждан на жилище
на доступных условиях, защищенность и неприкос-
новенность жилища, свободу в выборе места житель-
ства.
Министерство РФ по связи и информатизации
(Минсвязи России)- проведение государствен-
ной политики и осуществление управления в об-
ласти связи (электрической и почтовой) и инфор-
матизации, а также координацию в этой сфере
деятельности иных федеральных органов испол-
нительной власти;
- Государственная фельдъегерская служба РФ
(ГФС России)- руководство деятельностью орга-
нов федеральной фельдъегерской связи по обес-
печению сохранности и оперативной доставки от-
правлений особой важности и т. д.;
- Федеральное агентство правительственной
Министерство финансов РФ (Минфин России)
разрабатывает проекты федерального бюджета и
обеспечивает его исполнение; принимает участие в
разработке и проведении единой политики в сфере
формирования и использования государственных ре-
сурсов драгоценных металлов и драгоценных камней,
в осуществлении государственного финансового кон-
троля, концентрации финансовых ресурсов на приори-
тетных направлениях социально-экономического раз-
вития РФ.__
Федеральное казначействоорганизует осуществ-
ление и контроль за исполнением федерального
бюджета, управление его доходами и расходами;
контроль за поступлением и использованием феде-
ральных внебюджетных средств. Казначейство орга-
низует бюджетное и финансовое исполнение феде-
рального бюджета; организует распределение дохо-
дов между федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов Федерации, а также осуществляет взаим-
ные расчеты между ними; представляет ОГВ РФ от-
четность о финансовых операциях Правительства
РФ, о результатах исполнения федерального бюдже-
та и т. д.
Министерство Российской Федерации по нало-
гам и сборам (МНС России)принимает участие в
выработке налоговой политики и осуществляет ее
с целью обеспечения своевременного поступления
в бюджеты всех уровней и государственные внебюд-
жетные фонды в полном объеме налогов, сборов
и других обязательных платежей; обеспечивает го-
сударственный контроль и регулирование в области
производства и оборота этилового спирта и алкоголь-
ной продукции, а также осуществляет валютный
контроль.
Министерство РФ по делам печати, телерадиове-
щания и средств массовых коммуникаций:
- регулирует производство и распространение
аудио- и видеопродукции;
- регистрирует и осуществляет лицензирование в
сфере своей деятельности (напр., для полиграфи-
ческих предприятий);
- разрабатывает и реализует государственную по-
литику в сфере рекламы, ее распространения;
- осуществляет мероприятия по стандартизации и
сертификации технической базы в этой сфере;
- ведет единые общероссийские реестры СМИ и
массовых коммуникаций.
ОИВ субъектов Федерации:
- разрабатывает территориальные и иные програм-
мы сохранения и развития культуры;
- ведет статистический учет в области культуры.
Органы местного самоуправления:
- создают условия для деятельности муниципальных
учреждений культуры, СМИ, организации зрелищ-
ных мероприятий;
- организуют строительство муниципальных учреж-
дений культуры;
- регулируют работу местных радио- и телестудий,
периодических изданий.
Внешней разведки Федеральной пограничной
службы РФ (ФПС России)(добывание и обработка
информации о затрагивающих жизненно важные инте-
ресы РФ реальных и потенциальных возможностях,
планах инамерениях иностранных государств, органи-
заций и лиц, оказание содействия в реализации мер,
осуществляемых государством в интересах обеспече-
ния безопасности РФ, и др.).
Специальными органами обеспечения безопасности
являются Федеральная служба охраны РФ (ФСО
России),а также Служба безопасности Президента
РФ(прогнозирование и выявление угрозы жизненно
важным объектам государственной охраны, осуществ-
ление комплекса мер по предотвращению этой угрозы
и др.).
К органам безопасности относится Межведомст-
ФПС РФ.
РФ (ГИБДД).
Государственный пожарный надзор возложен на Го-
России.
Органы МИД РФ за рубежом
Зарубежными органами МИД России являются ди-
пломатические представительства и консульские уч-
реждения. Основной организационной формой дипло-
матического представительства является посольст-
во.Оно создается в тех государствах, с которыми РФ
установлены дипломатические отношения.
На посольство возложена функция представитель-
ства РФ в государстве пребывания и обеспечения ди-
пломатическими средствами развития дружественных
отношений, укрепления и развития сотрудничества
в политической, торгово-экономической, научно-техни-
ческой, культурной и других областях между РФ и го-
сударством пребывания.
Консульское учреждение РФосуществляет в пре-
делах соответствующего консульского округа на тер-
ритории государства пребывания консульские функ-
ции от имени РФ.
Основным содержанием деятельности консульского
учреждения является защита в государстве пребыва-
ния прав и интересов РФ, ее граждан и российских
юридических лиц.__
Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»
1. Понятие предмета и метода административного права.
2. Понятие, содержание и принципы исполнительной власти.
3. Система административного права: понятие и элементы.
4. Понятие, особенности и виды норм административного права.
5. Источники административного права: понятие и виды.
6. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и виды.
7. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ в сфере функционирования исполнительной власти.
8. Административно-правовые гарантии основных прав и свобод граждан РФ.
9. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства РФ.
10. Административно-правовой статус юридических лиц: общая характеристика.
11. Понятие, признаки и классификация органов исполнительной власти.
12. Система органов исполнительной власти в РФ и принципы ее построения.
13. Роль президента РФ в обеспечении функционирования органов исполнительной власти в РФ.
14. Правовой статус Правительства РФ.
15. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти, их организационно-правовые формы.
16. Понятие, виды и принципы государственной службы в РФ.
17. Понятие и классификация государственных служащих в РФ.
18. Основные общие правила и обязанности государственных служащих в РФ.
19. Ограничения, установленные для государственных служащих в РФ.
20. Общий порядок поступления граждан на государственную службу.
21. Дисциплинарная ответственность государственных служащих в РФ.
22. Основания и порядок прекращения государственной службы.
23. Формы осуществления исполнительной власти.
24. Понятие и основные признаки административно-правового акта.
25. Классификация административно-правовых актов.
26. Порядок подготовки, принятия, опубликования и введения в действие административно-правовых актов.
27. Понятие, основания и принципы применения административно-правового ограничения.
28. Классификация мер административно-правового ограничения.
29. Понятие, основания и принципы применения административно-правового принуждения.
30. Классификация мер административно-правового принуждения.
31. Административная ответственность: понятие, содержание, основания и принципы применения.
32. Понятие и состав административного правонарушения.
33. Понятие и виды административных взысканий, порядок и сроки их наложения.
34. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и общая характеристика стадий, их документально-юридическое оформление.
35. Понятие, основные черты, принципы и стадии административного процесса.
36. Понятие, виды и общая характеристика административных производств.
37. Контроль президента РФ и органов законодательной власти РФ за законностью осуществления исполнительной власти.
38. Прокурорский надзор в сфере осуществления исполнительной власти.
39. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти, ее вида и способы обеспечения.
40. Основания и порядок обжалования в суд действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан.
41. Административный надзор: понятие, органы его осуществляющие, общая характеристика их полномочия.
42. Государственное регулирование и координация промышленного производства, функционирования топливно-энергетического комплекса и строительства в РФ (общая характеристика).
43. Государственное управление в области транспорта и связи в РФ.
44. Государственное управление в области финансов и банковской деятельности в РФ.
45. Государственное управление в области образования в РФ.
46. Государственное управление в области культуры и средств массовой информации.
47. Государственное управление в области труда и занятости населения РФ.
48. Государственное управление в области здравоохранения в РФ.
49. Понятие обороны и средства ее обеспечения.
50. Вооруженные силы РФ, их состав и порядок комплектования.
51. Государственное управление в области обороны РФ (общая характеристика).
52. Понятие безопасности личности, общества, государства. Средства ее обеспечения.
53. Правовой статус органов ФСБ и внешней разведки в РФ.
54. Правовой режим защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
55. Государственное управление в области юстиции (общая характеристика).
56. Государственное управление в области внутренних дел: задачи, система органов и их организационное построение.
57. Правовой статус милиции в РФ, ее виды и полномочия.
58. Пожарная безопасность и деятельность МЧС по ее обеспечению.
59. Безопасность дорожного движения и деятельность ОВД по ее обеспечению.
60. Паспортно-регистрационная система в РФ, режим въезда в РФ и выезда из РФ.
61. Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения (общая характеристика).
62. Государственное управление в области иностранных дел (общая характеристика).
Вопросы к экзамену по курсу «Административное право»
Понятие предмета и метода административного права.
Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.
Объектом АП являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.
Если сильно сужать предмет отрасли права, то сама отрасль обедняется, многое теряет; если расширять границы предмета до границ объекта, то можно утратить самостоятельность предмета самой отрасли права, так как она смыкается с предметами других отраслей права.
Административный метод – это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (например, ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).
Кроме административного (властного) метода в административном праве широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон, когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступают административные методы. Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти.
В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, так как это дорогостоящие методы и не всегда эффективные. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъектов административно-правовых отношений.
2. Понятие, содержание и принципы исполнительной власти.
Исполнительная власть
- это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.
Признаки исполнительной власти:
Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.