Карта членов АТЕС. Membership map of APEC
В АТЭС принят термин «участвующие экономики» – participating economies, а не страны-участницы.
В состав организации входят в большинстве своём страны с береговой линией у Тихого океана. Помимо этих государств первоначально в состав организации вошли Бруней, Индонезия, Канада, Южная Корея, Малайзия, Сингапур. США, Таиланд, Филиппины и Япония. В 1991 году в АТЭС вступила Китайская Народная Республика, а также в качестве самостоятельных членов Тайвань и Гонконг. В 1993 году организация пополнилась Мексикой и Папуа-Новой Гвинеей, в 1994 Чили. В 1998 членами АТЭС стали Вьетнам, Перу и Россия.
После включения в состав АТЭС трёх последних стран в 1998 году было принято решение о введении моратория на дальнейшее расширение состава организации сроком на 10 лет. Кандидатами на вступление АТЭС являются Индия и Монголия, от которых поданы заявления.
Конечный список участвующих экономик выглядит так:
Австралия | |
Бруней | |
Канада | |
Индонезии | |
Япония | |
Республика Корея | |
Малайзия | |
Новая Зеландия | |
Филиппины | |
Сингапур | |
Таиланд | |
США | |
Китайский Тайбэй | |
Гонконг | |
Китайская Народная Республика | |
Мексика | |
Папуа-Новая Гвинея | |
Чили | |
Перу | |
Россия | |
Вьетнам |
Азиатский тип культуры и цивилизации
В Азии живут представители трёх основных рас человечества: монголоидной – китайцы, монголы, японцы и др.; европеоидной – народы Западной Азии, негроидной – некоторые народы Южной и Юго-Восточной Азии. Этнический состав населения Азии очень разнообразен.
В Азии зародились такие древние цивилизации, как китайская, японская, индийская, тибето-монгольская, среднеазиатская, вавилонская, арабская и другие.
Азия, в отличие от Европы, развивалась не так последовательно и однообразно в культурном и цивилизационном смыслах. На её огромной территории от западного побережья Средиземного и Красного морей до Тихого океана и от Северного Ледовитого до Индийского океана сформировалось множество культурно-цивилизационных ареалов, среди которых выделяются 5 основных. На Востоке и в средней Азии есть региональная арабская культура и культура исламского мира. На Дальнем Востоке и в западной Азии – дальневосточная культура и культура Китая, Кореи и Японии. Есть культура Индостана: Индия и тяготеющие к ней культурные регионы Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки. Есть очень малочисленная и самостоятельная тибето-монгольская культура: культура северного буддизма, давно отошедшего от своих индийских корней. Наконец, есть великая восточнохристианская культура в азиатской части России.
Но кроме этих пяти есть автохтонная культура Индокитая и Индонезии, Филиппин и народов русского Севера.
Но, несмотря на этнографические и религиозные различия, всем азиатским культурам характерны следующие общие черты:
1) уважительное и почтенное отношение к старшим – эта традиция уходит корнями в эпоху родового строя;
2) вера в сильную власть и централизованное государство – большинство стран Азии являются авторитарными монархиями или государствами с фигурами харизматических лидеров и существенно ограниченной демократией;
3) уважительное и бережное отношение к национальным традициям и культуре.
Эти жизненные принципы уходят корнями в те культуры, которые издавна называли «культурой стран Дракона и Лотоса». Здесь на протяжении многих столетий возникали и погибали государства, мигрировали племена, появлялись и исчезали уникальные цивилизации, оставлявшие после себя руины храмов и крепостей. Например, Ангкор Ват(Angkor Wat) в Камбодже или Мохенджо-Даро в долине реки Инд на территории Пакистана.
В этом бескрайнем регионе находятся два центра культурного «притяжения», оказавшие огромное влияние на развитие региональных культур – Индия и Китай.
Мировоззрение азиатского типа
Мировоззрение азиатского типав целом построено на системе воспитания личности. Восточной традиции свойственная тщательность контроля за процессом становления личности, поскольку в дальнейшем личность в своей духовной жизни становится на путь внутреннего самопознания. От того, насколько полно и глубоко в детстве личность впитает опыт, требования общества, будет зависеть и качество её внутренней жизни, эффективность самостоятельных духовных, эстетических, нравственных исканий. Осуществляя этот внутренний поиск, личность не должна осложнять жизнь как свою, так и общества конфликтами с другими людьми. И даже больше, сословность воспитания предполагает, что человек вне коллектива – семейно-родственного, кланового или хозяйственного – будет беззащитен и морально одинок. Ему прививают привычку доброго отношения ко всем людям, от которых ожидается взаимность. Этот механизм взаимности поддерживает групповую солидарность.
Таким образом, для данной культуры характерна не рабская подчинённость личности общественным интересам и ценностям, а глубокая ответственность за каждый свой шаг, основанная на понимании взаимозависимости всех явлений, нежелание нарушать существующие порядок и тенденции развития.
Общим для всех подтипов восточного воспитания – конфуцианского, буддистского, исламского, синтоистского и др. является особый способ взаимодействия личности и общества, выражаемый в жёстком требовании выполнения традиционных норм и канонов, ограничение самостоятельности в сферах общественной жизни, ограничения в возможности самовыражения. Но тщательное продумывание каждого шага, опасение нарушить обычай, сделав новый шаг, достаточно часто вело к заторможенности прогресса.
При этой общности китайско-корейско-японское воспитание по преимуществу сословное или семейно-сословное. Большую роль сыграло учение Конфуция, в котором идея всестороннего развития личности была одной из ведущих. Высок престиж образованности и постоянного самосовершенствования, уважения к мудрецам и философам. Самой достойной считалась жизнь человека, соблюдающего общественные нормы и стремящегося приблизиться к божественному идеалу.
Индийское воспитание, будучи не только семейно-сословным, но и кастовым, основано на индуизме и буддизме. Мировоззренческий идеал был различным для каждой из каст. Придавалось большое значение наследственности и врождённым способностям, которые и определяли потенциал обучения и воспитания.
Ближневосточная цивилизация строила систему своего воспитания на идеях иудаизма, ислама и христианства.
Характерные черты азиатских цивилизаций:
- сосредоточенность на познании ценностного значения и смысла явлений;
- личностное начало не развито. Стремление к личному самосовершенствованию. Возникновение личностного начала в процессе познания и его результаты, связанные с личностью учителя;
- мировоззренческое представление – полная несвобода человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т.д.;
- созерцательность и слабая активность всех форм человеческой жизнедеятельности;
- нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира – отказ от активного вмешательства в природные процессы, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение человека со средой обитания, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;
- образная трансформация понятий, например, в иероглифическом письме;
- общественная жизнь построена на принципах коллективизма;
- политическая организация жизни в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;
- традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур, строгое соблюдение традиций данной социальной группы;
- экономической основой жизни является корпоративная и государственная форма собственности, а основной метод управления – принуждение.