Происхождение и сущность права

1.Понятие «права».

2.Основные правовые системы современности.

3.Правотворчество

4.Норма права.

В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия права, нет также и единого подхода к нему. Среди их множества можно выделить прежде всего нормативно-правовой или нормативистский подход к определению понятия права и к самому праву. В соответствии с ним право определяется как система норм или правил поведения. Исходящих от государства (установленных или санкционированных государством), выражающих волю и интересы государства и гарантируемых от несоблюдений или нарушений со стороны юридических и физических лиц государством. Среди других, наиболее распространенных подходов к определению понятия права и к самому праву выделяется также естественно-правовой подход. Суть его заключается в том, что понятие права вовсе не сводится к системе норм и правил поведения, исходящих от государства, а включает в себя также прирожденные и неотъемлемые права человека и гражданина. Естественное право, по мнению сторонников данного подхода, является общим для всех людей правом, стоящим над позитивным, то есть исходящим от государства правом.

Функции права определяются как основные направления его воздействия на общественные отношения, обусловленные социально-классовым назначением права, а также стоящим перед ним целями и задачами. При определении функций права следует исходить прежде всего из неразрывной связи и взаимодействия государства и права. Функции права не выступают сами по себе, изолированно от других явлений, а проявляются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с функциями государства. Каждому типу государства и права соответствует определенный тип функций права.. Однако независимо от типа, формы государства, право выступает прежде всего, как регулятор общественных отношений – оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения, закрепляет существующий в стране государственный и общественный строй. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности. Помимо этого, право выполняет также воспитательную функцию, которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Право выполняет также правоохранительную функцию – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Как государственному регулятору общественных отношений праву присущи следующие признаки:

1.Право исходит от государства – в этом признаке проявляется монопольное право государства устанавливать общеобязательные законы;

2.Право является системой общеобязательных правил поведения – данный признак указывает на суверенитет государства, то есть на распространение его власти на всю территорию и всех физических и юридических лиц. Ни одна сила в обществе подобной властью не обладает.

3.Право охраняется от нарушений силой государства.

4.Формальная определенность права – нормы права обязательно облекаются в письменную форму и отличаются четким лаконичным изложением, не допускающим различные трактовки.

Реализация права обеспечивается государством разными путями:

Во-1, государство, в частности, в лице судебных органов, охраняет индивидуальные правоотношения, официально признает или не признает то или иное правоотношение существующим или не существующим, констатирует наличие или отсутствие у отдельных лиц прав и обязанностей. То обстоятельство, что активность соответствующих государственных органов проявляется здесь лишь по требованию частных лиц, подчеркивает подчиненный, обслуживающий характер деятельности государства в этой области общественной жизни.

Во-2, государство придает естественно сложившимся и способствующим целостности общества правилам поведения, дополнительный статус, формулируя их, делая писаными, проводя их через законодательные органы и превращая тем самым в нормы, как бы исходящие от государства. Эта процедура называется санкционированием.

В-3, в ряде случаев государство издает законы, в которых содержатся правила поведения, объявляемые им общеобязательными. Эта деятельность в современных условиях получила самое широкое распространение, и во многих странах большинство известных людям норм произведено законодательной или нормотворческой деятельностью государства.

Наши рекомендации