Лекция 1. Происхождение и сущность права

Возникновение права. Соотношение государства и

Права

По мере развития обществом выработано множество правил поведения. Отдельные правила основаны на обычаях, традициях и морали. Они соблюдаются благодаря общественному мнению и доброй воле людей. Так, нарушение норм морали влечёт за собой общественное порицание и осуждение, причём только той части общества, которая эту мораль принимает и поддерживает.

Результатом перехода общества от первобытного состояния к цивилизованному явилось государство. Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всё население в пределах территории страны, издаёт юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.[3]

Аналогией процесса становления права может служить пример постепенного процесса формирования языка, когда отбирались лучшие и наиболее приемлемые образцы речи.

Так же, как и по проблемам государства, имеются различ­ные теории происхождения права: теологическая (божественная), договорная или естественно-правовая, историческая школа права, марксистская, психологическая, позитивистская и др., у которых единый подход к пониманию сути права как регулятора общественных от­ношений. Каждая из теорий преувеличивает одну сторону права в ущерб другим. Например, историческая школа права(Г. Гуно, К.Савиньи, Ф.Пухта и др.) рассматривает право как результат народного правового убеждения, складывающегося постепенно в ходе исторического процесса. Право всегда национально. Принимая законы, законодатель должен учитывать исторические условия, сложившиеся общественные отношения и устоявшиеся правовые обычаи; по мнению приверженцев психологической теории права (Л.И. Петражицкого, З. Фрейда, А. Фрезера, Г. Тарда и др.), право возникло благодаря особым свойствам психики человека: большинство желает быть защищённым и подчиняться более сильным; отдельные индивиды не подчиняются обществу, нарушают общественный порядок, поэтому их необходимо обуздать; классовая теория права(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) рассматривает его как выражение и закрепление воли экономически и политически господству­ющего класса. Как и государ­ство, оно продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер. Право ничто без государ­ства, способного принуждать к исполнению права (В.И. Ленин). Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

В теории по проблемеприроды и характера взаимодействия государства и права выделяют три подхода:

1) этатистскийподход. Госу­дарство имеет приоритет над правом; право результат и следствие государственной деятельности; право подчинено государству. Сжатая форма данного подхода: политика (государство) есть концентрированное выражение экономики, право - концентрированное выражение поли­тики;

2)подход школы есте­ственного права ограничивает государство правом. Приоритет права по сравнению с государством; право возникает до государства, старше его; государ­ство не является источником права;

3)государство и право друг без друга не могут существовать.

В юридической науке утверждается, что государство яв­ляется непосредственным факторомсоздания права и глав­ной силой его осуществления. Оно (государство) использует право для достижения целей государственной политики. Однако глубинные истоки права находятся в экономи­ке, культуре, традициях, обычаях.

Вместе с тем неверно рассматривать право в полном отрыве от государства. Творческая роль государства в отношении права состоит в:

- осуществлении правотворческой деятельности, т.е. в определении потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, определении их юридической формы, учреждении общих норм;

- санкционировании государством норм, которые не относятся к прямому государственному правотворчеству, например в исламских странах действуют законы шариата;

- признании юридически обязательными фактически сложившиеся отношения в качестве норм права;

- обеспечении развития всей системы источников права, во влиянии на выбор методов правового регулирова­ния, в том, что оно управляет правовой средой общества, способствует ее обновлению.

Как пишет С.С. Алексеев, право существует и развивается в известном противоборстве с государством. Государство нуждается в праве не в меньшей степени, чем право в государстве. Направления воздействия права на государство:

1. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние отношения в государственном механизме; закрепляет форму, устройство государства, компетенцию органов государственной власти, препятствует узурпации власти какой-либо одной ветвью власти;

2. Право составляет необходимую сторону государствен­ной деятельности. Оно обеспечивает цивилизованное управ­ление обществом (не через метод насилия и произвола);

3. Право воздействует на государство при его взаимоот­ношениях с населением, гражданами. Государственные орга­ны могут совершать только такие действия, которые предус­мотрены законом.

4. Право легализует государственную деятельность, обес­печивая дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

5. Право указывает границы деятельности госу­дарства, пределы вмешательства в частную жизнь граждан;

6. Право регулирует взаимоотношения государства с наци­ями и народностями;

7. Право позволяет осуществлять контроль за деятельно­стью государственного аппарата;

8. Право обеспечивает язык общения с другими государ­ствами, мировым сообществом в целом.[4]

Итак, право - средство ограничения государ­ства, главный институт цивилизации, способный обуздать государство, его произ­вол (С.Алексеев).

Понятие, сущность, содержание, принципы и функции права.

Общая теория права различает право в объективном смысле и субъективное право.

Право в объективном смысле - это совокупность юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Субъективное право - правомочие конкретного субъекта права (физического или юридического лица), реализованная возможность, за­крепленная правовой нормой (объективным правом). Субъективное право - обеспеченная законом мера возможного поведения субъекта, направленного на реа­лизацию своего интереса.

Основные признаки права: общеобязательность, нормативность, формальная определённость, государственная обеспеченность, системность; социальная ценность.

Сущность права многообразна, но она имеет двойственный характер: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы государства (власти) – классовая сущность, а с другой стороны, является средством защиты интересов всех субъектов права – общесоциальная сущность. Итак, право - это система об­щеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены суще­ствующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

Право строится и функционирует на основе определен­ных принципов, которые выражают его сущность, соци­альное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права - это основные, первоначальные положения, идеи, юридически закрепляющие закономерности об­щественной жизни, лежащие в основе его реализации. Главные принципы права: равенство всех перед законом и судом; сочетание прав и обязанностей; справедливость; гуманизм; сочетание убеждения и принуждения и др.

В зависимости от того, на какую область права они рас­пространяются, принципы делятся на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права: принцип социаль­ной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; принципы социальной справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип равноправия перед законом, принцип един­ства юридических прав и обязанностей, принцип ответственности за вину, принцип законности.

Межотраслевые принципы выражают особенности нескольких родствен­ных отраслей права, например, принцип состязательности (гражданском и уголовном процессах); принцип материальной ответственности (в гражданском, финансовом, трудовом, административном и иных отраслях права).

Отраслевые принципы относятся к конкретной отрасли права, например, нет преступления, без указания на то в законе (в уголовном праве); оплата по количеству и качеству труда (трудовом праве).

Активная роль права выражается в его функциях. Функции права - это основные направления его воздей­ствия на общественные отношения, на поведение его субъектов.Выделяют регулятивную, охранительную, экономическую, социальную, законодательную, исполнительную, судебную функции.

Понятие ценности права раскрывает егоположи­тельную роль для общества в целом и отдельной личности. Ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Наши рекомендации