Интерактивные формы проведения занятий

История Отечества

Основная образовательная программа по специальности:

Педиатрия»

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №___

«____» _________ 20 г.

Зав. кафедрой _____________.

Автор-составитель:

Бондаренко В.И.

преподаватель, канд. ист. наук

Краснодар - 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский медицинский институт»

 

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой профессор, Декан факультета к.м.н.

Б.А. Войцехович Т.Н. Футорянская

___________________________ _____________________________

«28» августа 2015г. «28» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине История Отечества

По направлению подготовки Педиатрия (31.05.02)

Курс 1

Вид промежуточной аттестации зачет

Кафедра общественных наук и организации здравоохранения

Трудоемкость дисциплины 108 (час.)/ 3 (зач. ед.)

Краснодар - 2015

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины:

- формирование у студентов целостного видения исторического процесса в единстве всех его характеристик.

Задачи:

- изучение студентами истории возникновения и развития российского государства, эволюции политической системы, экономического и социального развития страны, международных отношений, общественного развития;

- овладение студентами навыками анализа событий и явлений отечественной истории, в усвоении знаний историографического и источниковедческого характера;

- выработать у студентов умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления, владеть сравнительно-историческим подходом к фактам отечественной истории, аргументировать свои суждения и вести политическую дискуссию демократическими средствами;

- привить чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину, сформировать подлинную гражданственность на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и региональных традиций.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Педиатрия (31.05.02). История Отечества –комплекс общественных наук, изучающих прошлое России во всей его конкретности и многообразии.

История Отечества относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающих общекультурное развитие и философско-методическую подготовку.

Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика», «Правоведение», «История медицины», «Философия». В свою очередь, основные положения курса История Отечества - основа для формирования гражданственности, патриотизма и идентичности. Изучение курса истории способствует формированию личности специалиста, а также является основой для изучения других теоретических учебных курсов, относящихся к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций Компетенции
ОК-№ Общекультурные компетенции
ОК-№ 1   Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК-№ 2 Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.
ОК-№ 3 Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию.
ОК-№ 5 Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и решению конфликтов, к толерантности.
  Профессиональные компетенции
ПК -№4 Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая дисциплинарную и др. виды ответственности


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия исторической науки, закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;

- важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления;

- логику и принципы ведения исторических дискуссий в условиях плюрализма мнений.

Уметь:

- применять полученный фактический материал при изучении других учебных дисциплин (правоведения, философии, экономики);

- пользоваться методами и методологией исторической науки при дальнейшей учебной и научной деятельности;

- студент должен приобрести навыки ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов.

Владеть:

- культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации

- основным теоритическим материалом дисциплины, а также навыками их практического использования

- навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления докладов и рефератов

- навыками участия в научных дискуссиях и выступления с докладами

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)
Лабораторные практикумы (ЛП)    
Клинические практические занятия (КПЗ)    
Самостоятельная работа (всего)
Экзамен    
Общая трудоемкость (час.)  

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Введение в дисциплину. Функции исторического знания. Основные методы изучения истории. Основные источники изучения истории. Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие. Основные концепции истории общества. Типы цивилизаций. Влияние геополитических факторов на историю. Основные научные концепции отечественной истории. Геополитическое положение и его влияние на направление и характер исторического развития России. Менталитет русского народа. Место и роль России во всемирной истории.  
Древнерусское государство(IX-XIII вв.) Происхождение и расселение восточных славян; их занятия. Образование древнерусской государственности. Принятие христианства и роль православия в русской истории. Борьба с внешней агрессией Древнерусского государства. Раздробленность: причины, специфика, последствия. Экономическая и политическая история русских земель в период раздробленности. Татаро-монгольское иго и его роль в истории русского народа.
Русское централизованное государство (XIV-XVII вв.) Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества. Формирование Русского централизованного государства. Политическая деятельность Ивана III Великого. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного; «Смутное время». Бунташный век. Предпосылки Петровских преобразований.
Российская империя (XVIII –нач. XX вв). Реформы Петра Великого. «Дворцовые перевороты». Развитие социальной системы на протяжении XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой. Реформы Александра I: от либерализма к консерватизму. Реформы Николая I: политика «официальной народности». Общественно-политические движения в первой половине XIX века. Внешняя политика: Отечественная война 1812 года; Крымская война и ее политические последствия. Реформы Александра II и «контрреформы» Александра III). Основные направления в общественном движении. Внутренняя политика Николая II. Национальный вопрос. Первая русская революция и либерализация общественной жизни. Внешняя политика России. Дальневосточная политика. Русско-японская война. Участие России в Первой мировой войне. Назревание общенационального кризиса.
  Советский период (1917-1991 гг.) Февральская революция и ее последствие. Сущность двоевластия. Установление власти большевистской партии. Преобразования в сфере государственного управления и экономики. Брестский мир и его значение. Гражданская война и ее результаты. Сущность и основные мероприятия политики «военного коммунизма». Формирование новой политической системы. Создание однопартийной системы. Вожди правящей партии – В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев. Основные мероприятия НЭПа. Форсированное строительство социализма в 1930-е гг. (индустриализация промышленности, коллективизация сельского хозяйства). Формирование административно-командной системы управления экономикой. Экономические реформы 1960-х гг., их цели и результаты. Национальная политика. Социальная политика. Культурная политика. Борьба с неграмотностью. Достижения СССР в освоении космоса и использовании ядерной энергии. Внешняя политика СССР. Великая Отечественная война Советского народа. СССР и геополитическая ситуация в мире в 1950-80-х гг. Перестройка М.С. Горбачева, ее предпосылки и последствия. Распад СССР как результат кризисных явлений.
Россия на рубеже XX-XXI вв. Образование Российской Федерации. Первый президент РФ Б.Н. Ельцин. Формирование новой политической системы. Экономические реформы и их результаты. Новая национальная, социальная, культурная политика. Основные тенденции социально-политического развития на современном этапе (президенты В.В. Путин, Д.А. Медведев, В.В. Путин). Новая концепция внешней и внутренней политики. Участие России в преодолении кризиса на Украине (2014 г.)

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Разделы Л С (семинары) СР (самост. раб.) Всего часов
           
1. Введение в дисциплину
2. Древнерусское государство. IX-XIII вв.
3. Русское централизованное государство. XIV-XVII вв.
4. Российская империя в XVIII –начале XX века.
5. Советский период 1917-1991 гг.
6. Россия на рубеже XX-XXI вв.
7. Зачет    
   

Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные: собеседование, защита рефератов и эссе;

- письменные: проверка тестов, эссе, рефератов, конспектов;

- зачет

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

9.2. Дополнительная литература

9.3 методические рекомендации для самоподготовки студентов /представлены в приложении/.

9.4. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

· http://www.hist.msu.ru/ER/ - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

· http://www.rsl.ru/ru - Российская Государственная библиотека

· http://www.nlr.ru/ - Российская национальная библиотека

· http://www.studentlibrary.ru/ – Электронно-информационная система консультант студента

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наглядные пособия:

1. Интерактивные карты:

- «Расселение Восточных славян»;

- битв и сражений (Невская битва, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, Сталинградская битва, битва за Кавказ)

- «Смутное время»

- «Крымская война»

- «Участие России в Первой мировой войне»

2. Мультимедийные презентации:

- «Введение в историю Отечества»

- «Восточные славяне в древности»

- «Образование Древнерусского государства»

- «Древняя Русь IX-XIII»

- «Московская Русь в XIV-XVI вв.»

- «Смутное время»

- «Внутренняя и внешняя политика первых Романовых»

- «Россия в ХVIII в.»

- «Царствование Александра I»

- «Внутренняя политика Николая I»

- «Крымская война»

- «Русско-японская война»

- «Первая мировая война»

- «Февральская революция»

- «Россия при Временном правительстве»

- «Октябрьская революция»

- «Гражданская война 1918-1921»

- «Конституция РФ»

3. Учебные фильмы:

- «Отечественная война 1812 г.»

- цикл фильмов, посвященных Великой Отечественной войне;

Вспомогательные средства:

- Ноутбук

- Проектор

- Колонки

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «________________»(анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор (ы):

Занимаемая должность Фамилия, инициалы Подпись
Преподаватель кафедры общественных наук и организации здравоохранения, канд.ист.наук   Бондаренко В.И.  
     

Рецензент (ы):

Место работы Занимаемая должность Фамилия, инициалы Подпись
       
       

Приложение №1 к рабочей учебной программе дисциплины

Тематический план лекций

Учебная дисциплина – История Отечества

Направление подготовки – 31.05.02 «Педиатрия»

Семестр – 1

Курс – 1

№ п/п Тема лекции Всего часов
1. Введение в историю Отечества
2. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства.
3. Древнерусское государство в X-XIII вв.
4. Русское централизованное государство в XIV-XVI вв.
5. Русское централизованное государство в ХVII вв.
6. Российская империя в XVIII в.
7. Российская империя в XIХ – начале XX вв.
8. Россия в 1917-1922 гг. Образование СССР. СССР в 1922-1941 гг.
9. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
10. СССР в 1945-1991 гг.
11. Россия на рубеже XX-XXI вв.
ИТОГО

Тематический план семинаров

Учебная дисциплина – История Отечества

Направление подготовки – 31.05.02 «Педиатрия»

Семестр – 1

Курс – 1

№ п/п Тема семинара Всего часов
1. Введение в историю Отечества
  Древнерусское государство (IX-XIII вв.):
2. Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства
3. Древнерусское государство в XI-XIII вв.
4. Татаро-монгольское нашествие
  Русское централизованное государство (XIV-XVII вв).:
5. Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV-первая треть XVI вв.)
6. Правление Ивана IV. Смутное время
7. Россия при первых Романовых
  Российская империя в XVIII – начале XX вв.:
8. Россия в ХVIII в.
9. Российская империя в ХIХ в.
10. Российская империя в конце XIX – начале ХХ вв.
11. Участие России в Первой Мировой Войне
  Советский период 1917-1991 гг.
12. Февральская и Октябрьская революции. Гражданская война
13. Образование СССР. Советское государство в 1922-1941 гг.
14. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
15. СССР в 1945-1991 гг.
  Россия на рубеже XX-XXI вв.
16. Россия в 1990-х гг.
17. Россия в начале ХХI в.
17. Зачет
ИТОГО

Приложение №2 к рабочей учебной программе дисциплины

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский медицинский институт»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Краснодар – 2015

1. Место дисциплины в учебном плане, связь ее с другими дисциплинами

История Отечества относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающих общекультурное развитие и философско-методическую подготовку.

Учебный курс «История Отечества» в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «Экономика», «Правоведение», «Философия», «История медицины». В свою очередь, основные положения курса «История Отечества» - основа для формирования гражданственности, патриотизма и идентичности. Изучение курса истории способствует формированию личности специалиста, а также является основой для изучения других теоретических учебных курсов, относящихся к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в «Лету». Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть «свою былую жизнь». История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Целью курса истории России является формирование социальной, гражданской и культурной идентичности. Задачами настоящей дисциплины стали сформировать у учащихся:

· способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

· способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.

· Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства.

· способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и решению конфликтов, к толерантности.

· способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая дисциплинарную и др. виды ответственности

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения истории России

Наименование дисциплины Перечень тем
   
Философия Основные философские направления. Человек и природа, его мышление, Сознание. Структура сознания. Общественное сознание. Теории личности. Коммуникация.  
Правоведение История и теория государства и права. Теории происхождения государства и права. История правоотношений в России. Правовая система РФ. Конституция РФ.  
Экономика Экономическая теория. Основные экономические учения. История экономических отношений в России. Экономическая ситуация в современной России.  

История медицины Становление и развитие медицины и системы

здравоохранения в России.

2. Современные подходы к проблематике дисциплины

Отказ от марксистской парадигмы в 1990-х годах привел к поиску новой методологии истории. Этот процесс не завершен, и в настоящее время продолжается переосмысление опыта, накопленного исторической наукой, поскольку универсальной методологии по сей день не существует.
В 1990-е годы стал широко пропагандироваться цивилизационный подход. Развитие человеческого общества, согласно этой теории, представляет собой совокупность циклов развития отдельных социальных систем – цивилизаций.
Теория цивилизаций на рубеже XX-XXI вв. стала активно рассматриваться как замена формационного подхода, как универсальная парадигма, поскольку она также, как и прежняя, выполняла просветительские и воспитательные функции, будучи основана на изучении национальных традиций, утверждении национальной идеи, сохранении основных тенденций образования и воспитания. Считалось, что с ее помощью можно объяснить и отечественную, и всеобщую историю. Не вызывает споров то, что цивилизационный подход имеет огромное преимущество, поскольку сочетается с социокультурной историей.

Но сегодня вполне очевидно, что этот подход не является универсальным, он столь же ограничен, как и недостаточно разработан. Даже категория «цивилизация» требует дополнительного изучения, дальнейшего осмысления. Из анализа существующих определений (а их более двадцати) можно сделать вывод, что цивилизация представляется по большому количеству критериев, выделяемых на основе географических, природных, религиозных, экономических и других факторов, что затрудняет понимание сущности цивилизации.

Помимо этого, «атомизация» истории на основе цивилизационного подхода не позволяет проводить синхронистические сравнения в рамках всемирной истории. А главное – еще не доказано, что общества, называемые цивилизациями, именно цивилизации, а не просто разные ступени развития человечества. В связи с этим отрицается понятие «цивилизованная страна» в привычном смысле слова - все страны считаются цивилизованными. Проявляется трансформация общечеловеческих ценностей в национальные, хотя разным народам свойственны, к примеру, стремление к миру и благополучию и т.п.

Идеи прогресса и поступательности мировой истории имеют глубокие корни в исторической науке. Они уходят своими корнями в эпоху Просвещения. Их отстаивало и большинство российских историков: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров и другие. Присутствуют они и в исторических концепциях К. Ясперса и Ф. Фукуямы. Согласно этой теории, общество призвано идти по пути прогресса, и история человеческого общества рассматривается как движение вперед, от худшего – к лучшему, от дикости к цивилизации.

Идея прогресса с ее понятийным аппаратом, системой ценностей и представлений не является исключительной принадлежностью исторической науки, а вошла и в общепринятый обиход мышления. Внося классификацию и порядок в осмысление сложности социального бытия, эта теория долгое время выдерживает бесконечное накапливание новой информации о жизни человечества и оказывает мобилизующее воздействие на общество. Но она также не может стать парадигмой, поскольку исторические представления о развитии общества и в этом случае зачастую воспринимаются неадекватно основной идее данной теории. На примере российской истории это прослеживается на положении крестьянства, которое от века к веку ухудшалось, хотя проявлялись определенные значимые факторы общеэкономического прогресса.

Теорию прогресса поддерживают далеко не все историки. Отказываясь от прогрессистского восприятия истории, А.Б. Каменский предлагает рассматривать историю как процесс постоянного преодоления разного рода проблем и конфликтов, а опыт разрешения конфликтов как основной исторический опыт, имеющий непреходящее значение. Он подчеркивает, что такой подход к истории будет способствовать преодолению «катастрофического» сознания.

Синтез теорий прогресса и теории локальных цивилизаций, в значительно большей степени открывает возможность построения методологии, формирующей адекватное цивилизационное сознание. Восприятие исторического процесса на этой основе также позволяет осознать, что мир бесконечно многообразен и именно поэтому бесконфликтно не может существовать, но в тоже время объективность и потребность прогрессивного развития определяет поиск компромиссов, толерантное развитие человечества.

Помимо названных подходов, существенным дополнением для развития современной методологии истории является политологический подход, предоставляющий возможность сравнивать политические системы и делать объективные выводы об исторических и политических процессах.
Теория ментальностей, в свою очередь, позволяет вводить в научный оборот совершенно новый круг исторических источников, отражающих повседневную жизнь людей, их мысли и чувства и более адекватно реконструировать прошлое через взгляд человека, жившего в этом прошлом, что в полной мере способствует развитию историзма мышления у студента.

Обогащает современную методологию исторической науки синергетический подход, который позволяет рассматривать каждую систему как определенное единство порядка и хаоса. Особого внимания заслуживает сложность и непредсказуемость поведения изучаемых систем в периоды их неустойчивого развития, в точках бифуркации, когда несущественные причины могут оказать непосредственное воздействие на выбор вектора общественного развития. Если в обществе утверждается жесткая политическая система по принципу строгой иерархии, то слом хотя бы одного элемента немедленно приводит к ее полному разрушению, яркий пример тому – крушение советской системы. Согласно синергетическому подходу, динамика сложных социальных организаций связана с периодическим чередованием ускорения и замедления процесса развития, частичного распада и воссоздания структур, периодическим смещением влияния от центра к периферии и обратно. Частичный возврат в новых условиях к культурным и историческим традициям является, согласно синергетической концепции, необходимым условием поддержания сложной социальной организации. Синергетический подход является существенным дополнением «линейных» подходов в понимании истории, требует использования концепций нелинейной динамики и в настоящее время является фундаментом для изучения исторических альтернатив, переходных периодов общественной истории.

Известен в мировой исторической науке волновой подход, акцентирующий внимание на волнообразном характере эволюции сложных социальных систем. Он также допускает альтернативные варианты развития человеческого общества и возможность смены вектора развития, но не возвращение общества в исходное состояние, а продвижение его по пути модернизации не без участия традиции.

Заслуживают внимания и другие подходы: историко-антропологический, феноменологический и даже историософский подход, определяющий задачу раскрыть смысл и назначение исторического процесса, смысл жизни.

Все выше перечисленные подходы выполняют по отношению друг к другу функцию взаимодополняемости. Знание и понимание различных подходов к изучению исторического процесса позволяет преодолеть односторонность в изучении истории, не допускает догматизма сознания, способствует научному пониманию исторического процесса, развитию историзма мышления.

Формирование методологической культуры способствует развитию самостоятельности мышления студента. А изменение на основе методологического плюрализма предмета изучения – истории в направлении философии истории способствует формированию гуманитарного мировоззрения студентов, развитию толерантности и взаимопонимания в условиях современного информационного общества.

Безусловно, исторический курс, принимая философскую окраску на основе методологического плюрализма, существенно усложняется. Но именно благодаря теории, синтезирующей и проясняющей отдельные примеры в свете общей исторической картины, достигается научное понимание студентами общественного процесса. И даже рассмотрение разных интерпретаций одного и того же события представляется как свойство исторического знания и, одновременно, подтверждение его научности, поскольку безальтернативная версия прошлого ничего общего с подлинной исторической наукой не имеет.

Изложение курса, базирующегося на методологическом плюрализме, должно строиться на основе проблемного обучения. В этом ракурсе важно показать важнейшие черты исторического процесса, проследить его наиболее значимые тенденции. В этом случае вполне можно ограничиться одной глобальной проблемой, к примеру: либо проанализировать процесс становления и развития российской государственной власти; либо раскрыть социально-экономические процессы с позиции модернизации; либо осветить интеллектуальную историю как историю идей, порожденных историческими явлениями, как обусловленную реакцию на запросы общества; или сосредоточить внимание на отношениях власти и общества. Важно показать все сложности выбранного процесса. В этом случае акценты делаются не столько на даты, факты, сколько - на последовательный анализ исторического процесса. Это призвано стимулировать студентов восстанавливать и пополнять свои событийные знания обращением к учебным пособиям. Стремление же охватить все проблемы заведомо неэффективно, поскольку в конечном итоге, приводит к традиционному изложению российской истории. А выбранная на сегодняшний день ориентация на знание исключительно фактического материала губительна с точки зрения подготовки самостоятельно мыслящего, конкурентоспособного, ориентированного на самостоятельную работу по освоению истинных знаний и расширению имеющихся знаний и компетенций специалиста.

Гораздо важнее сегодня показать студентам, что история – это наука - через реализацию цели истории как учебной дисциплины – освоение научных знаний. При таком рассмотрении исторических проблем студенты приучаются к сравнительному анализу и активизируют самостоятельный поиск информации для ответов на поставленные проблемные вопросы. Для того чтобы утвердиться в получении максимально приближенных к истине знаний, студентам приходится пользоваться разнообразной исторической литературой. Это один из элементов личностно-творческого подхода к решению проблемных учебных задач. В этом случае студенты анализируют и критически оценивают факты общественной жизни, стремятся подойти к ним с точки зрения историзма, методологического, аксиологического и гносеологического плюрализма.

Решение проблемной задачи позволяет студенту усвоить новые знания, которые являются не менее прочными, чем знание фактов и хронологии, приобретенное простым запоминанием. Именно проблемное обучение характеризуется содержательной и мотивационной спецификой и преследует, в значительной степени, развитие исследовательских, аналитических и методико-практических умений, необходимых будущему специалисту.

Студенты в процессе такого изучения истории приходят к пониманию неизбежности столкновения мнений и необходимости уважения иной точки зрения. Главная цель обучения истории в этом случае – научить студента самостоятельно мыслить и искать истину, аналитически подходить к любым источникам и разным мнениям, использовать богатый фактический материал при условии его анализа с точки зрения причинно-следственных связей, методологического и гносеологического плюрализма.

Использование новых подходов, поиск истины при изучении той или иной проблемы исторического процесса способствует развитию самостоятельности мышления будущего специалиста, создает условия свободного самоопределения студента в пространстве мировоззрений, без чего возможны перекосы в его сознании и манипулирование этим сознанием; способствует расширению эмоционального потенциала; формированию общекультурной компетентности в контексте социокультурных образцов и тем самым обеспечивает

Наши рекомендации