Проблема определения идеологии
Вовлеченность масс в политическую и культурную жизнь потребовала создания особого способа организации масс, получившего название идеологии, а также особого способа обслуживания масс – массовой культуры. Идеология сама выступает культурой масс и культурой для масс и стимулирует развитие массовой культуры, которая не может не опираться на ту или иную идеологию, поскольку идеология ближе всех отраслей культуры к материальным потребностям, а массы живут в основном ими.
Управлять массами эффективнее рассчитанной на воздействие на них идеологией, чем элитарной по сути наукой, которую массы не способны понять. С выходом на историческую арену масс идеология получила преимущество перед наукой в борьбе за господство. Идеология имеет дело с массами, подстраивается под их интересы и запросы, что принижает культуру и ведет к ее кризису. Идеология означает переход от разума и религиозной веры к материальным интересам толпы.
Термин «идеология» был введен в научный обиход французским исследователем Антуаном Дестют де Траси в конце 18 века и означал «науку об идеях», предпочтения определенных социальных групп в конкретно – исторических условиях. «Идеологии как политико – социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику».
Современная наука под идеологией понимает утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие ее интересы. Можно сказать, что политические идеологии являются мотивацией политического поведения и выступают в качестве мировоззренческой основы политики. Идеологии наделяют смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей.
На сегодняшний день, идеология – мощная сила. Она постоянно стремится что - то преувеличить или затушевать – то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например, двух противоположных классов – капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека – демократического и тоталитарного.
Этапы развития идеологии
В своем развитии идеология проходит три этапа: 1) диалектический; 2) демагогический; 3) догматический.
Первый этап иногда называют философским, поскольку в процессе формирования идеологии философская составляющая играет важную роль. На данном этапе идеология проявляет непримиримость ко всем остальным идеологическим течениям, но сохраняет тесную связь с наукой, искусством, другими отраслями культуры. На данном этапе проводниками идеологии выступают только ее создатели и некоторые группирующиеся вокруг них фанаты. Если идеологическая система оказывается жизнестойкой и ей удается подавить конкурентов, особенно из числа смежных идеологий, то она стремится занять господствующее положение.
Второй этап – распространение идеологии, который называют демагогическим. Идеология может распространяться подобно эпидемиологическим заболеваниям – как некая идеологическая инфекция, действующая на духовно ослабленный организм, не имеющий стойких убеждений в качестве иммунитета.
Третий этап – от господства идеологии до упадка – называют догматическим. Идеи превращаются в непререкаемые догмы и теряют жизненную силу»•. Таким образом, на первом этапе идеология формируется в лоне культуры. Затем она утверждается и пытается подчинить культуру.
Идеология стимулирует политическую деятельность индивидов, способствует распределению целей по их значимости для субъекта на основе имеющихся у него представлений, ценностей, верований, идеалов.