Тема: «Возникновение государства и правовые устои Древнего Египта и Вавилона». 3 страница

Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Для управления завоеванным народом спешно создается специальный государственный аппарат. В это же время завершается начавшийся в предыдущую эпоху переворот в социальных отношениях, осуществляется переход к классовому, рабовладельческому обществу.

Далее, используя указанные источники и литературу, дайте характеристику общественного строя Древнего Китая в эпоху Шан. Обратите внимание на организацию общественного землепользования по системе «колодезных полей», объясните, что она собой представляла.

Говоря о государственном строе Китая этого периода, нужно отметить процесс монополизации царем всей полноты власти. К концу своего существования иньское государство было по своей форме восточной деспотией.

Царь (ван) являлся первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Были и профессиональные чиновники (писцы, сборщики налогов, судьи и др.), существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.

Затем на смену государству Шан пришло царство, основанное племенем Чжоу, по имени которого называется большой период в древней истории Китая. Проследите за переменами в общественном строе Китая этого времени и про­анализируйте их. Обратите внимание на социальное расслоение внутри общины, изменение в положении мелких и средних землевладельцев(нунфу), увеличение числа рабов и расширение их участия в хозяйственной жизни. Кроме того, важным моментом является постепенное складывание иерархической социальной системы; господствующее положение в ней занимала рабовладельческая аристократия, к которой относилась чжоуская наследственная знать, военная знать, а также часть уцелевшей иньской рабовладельческой аристократии.

Государственный строй Чжоу характеризуется дальнейшим развитием элементов восточной деспотии. Верховная власть находилась в руках наследственного вана. Вся территория царства делилась на области, во главе которых стояли правители(чжухау), получившие данную территорию из рук чжоуского царя и обязанные являться ко двору в определенные сроки. Централизованного государственного аппарата в период Чжоу не существовало.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг царя, а иногда и доверенных рабов. Они становятся государственными чиновниками. Высший сановник – сян – возглавлял весь государственный аппарат. Т.е. перед нами типичная дворцовая система управления, центром которой является царский дворец. Для нее характерно соединение в одних руках управления и дворцом и государством. Чиновничий аппарат увеличивается и разрастается.

Главными советниками царя являлись «Три гуна»: «великий наставник». «великий учитель», «великий покровитель». Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ, третий управлял военным ведомством. Видную роль играли жрецы и гадатели.

С 9 в. до н. э. центральная власть ослабевает, правители областей прекращают свои приезды ко двору вана, не присылают дани. Страна распадается на ряд самостоятельных государств, которые ведут борьбу между собой. В это время происходят важные изменения в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесла и торговли приводит к возрастанию в общественной жизни роли купечества. Приходит в упадок наследственное землевладение родовой аристократии и укрепляются земельные владения, а с ними и политическое влияние служилой знати. Одновременно происходит разрушение общинного землевладения старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей землевладельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

В процессе междоусобной войны, в 1УIV в. до н. э., происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем и в ШIII в. до н. э. основывает новое Циньское государство. Этому во многом способствовали реформы Шан Яна – сановника Циньского царства IV1У в. до н. э. Они заключались в следующем:

1) была узаконена свободная покупка и продажа земли, что нанесло решительный удар общинному землевладению;

2) принят закон о принудительном дроблении больших семей, что ускоряло распад общины;

3) в целях централизации государства устанавливалось новое административноеделение по территориальному принципу - на уезды;

4) изменилась система взимания налогов: вместо налога с собранного урожая был введен налог в соответствии с количеством обрабатываемой земли. Таким образом, стихийные и социальные бедствия ложились на плечи землевладельца, а казна получала дополнительный доход;

5) он перевооружил и реорганизовал армию, во многом использовав опыт кочевников: отменил колесницы - основу военной мощи знати, ввел кавалерию, улучшил воинское снаряжение, в том числе применил оружие из железа, установил «железную дисциплину», основанную на круговой поруке;

6) круговая порука применялась и к гражданскому населению (в интересах правительственного контроля): каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку - пятидворку; во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей; пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т. д., вплоть до уездов и областей. В армии также действовал (принцип «пятерок»: за провинность одного отвечали все пять.

7) Ввел 20 (по другим источникам - 18) степеней гражданских рангов знатности на основе имущественного ценза, но с обязательным учетом и военных заслуг. Только военные - обладатели рангов - считались полноправными гражданами, порабощать их запрещалось законом. С IIIIII в. до н. э. ранги стали объектом купли-продажи.

Таким образом, реформы Шан Яна ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Они имели успех, поскольку разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство помогло этому процессу. Как уже отмечалось, они способствовали усилению царства Цинь, подчинившего все другие государства Китая и в результате была образована огромная империя. В ней прошли административная, аграрная, финансовая и военные реформы по образцу реформ Шан Яна.

Границы прежних царств были уничтожены, огромная территория делилась на 36 областей. Во главе каждой стояли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые из столицы. Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отстранена от власти; критерием знатности стали богатство и государственные заслуги.

Государственный аппарат этого периода отличался громоздкостью, сложностью, на службе состояла огромная масса чиновников (военно-бюрократическая деспотия).

Однако Циньское государство раздирали внутренние противоречия, дополнявшиеся многочисленными крестьянскими восстаниями, наиболее важное из которых в 209 г. до н. э. привело к ликвидации циньской монархии. К власти пришла новая династия - Ханъ.

При его правителях в государственную практику вводится продажа должностей и продержавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена. Обе эти меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати.

Попытку смягчить классовые противоречия реформами сверху предпринял император Ван Ман (I в. н. э.). Используя имеющуюся литературу, изучите сущность этих реформ и причину их неудачи: они не только не ослабили, а, напротив, углубили и обострили социальные противоречия и способствовали кризису рабовладельческого государства в Китае. Общество и государство развивалось по пути от рабов­ладения к феодализму.

2. Говоря об источниках древнекитайского права, следует отметить, что, по некоторым данным, уже в Х в. до н. э. чжоуским правителем Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях, не дошедшее до нас. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Более поздние периоды отмечены бурной законодательной деятельностью. В УV-ШIII вв. до н. э. складываются два идеологических течения, оказавших большое влияние на развитие права:конфуцианство и школалегистов. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над правовыми, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Далее следует остановиться на характеристике основных отраслей китайского права, таких как право собственности, обязательства, брачно-семейные отношения. Попытайтесь определить, в чем состоят общие черты и различия в правовых нормах Китая, Египта и Вавилона.

Одной из наиболее разработанных отраслей китайского права было право уголовное. Перечень преступлений, называемый источниками, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных преступлений. Среди них: государственные (мятеж, заговор); религиозные (шаманство), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж и т. д.), воинские (непроявление мужества воина). Как преступления рассматривались такие действия, как отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть, отмененная Шан Яном в IV1У в. до н. э. Система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти, вытесняют этот обычай.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. Его основной целью являлось устрашение, отсюда особая жестокость и разнообразие мучительных наказаний:

1) клеймо тушью на лице применялось за 1000 различного рода провинностей;

2) отрезание носа - также за 1000 различных провинностей;

3) отрезание ног - за 500 провинностей;

4) кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин - за 300 провинностей;

5) отрубание головы - за 200 провинностей.

Кроме перечисленных выше, существовали и другие наказания: битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Применялась замена калечащих наказаний на символические (в зависимости от социального и имущественного положения преступника): ношение черной повязки, одежда красно-бурого цвета и др.

В заключение необходимо рассмотреть суд и судебный процесс. В Древнем Китае суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император, на местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, палачи.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами в процессе имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

3. Раскрывая данный вопрос, необходимо коротко рассказать о возникновении государства на территории Индии, которое относится к середине IIII тысячелетия до н. э. В это время в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада, возникли первые государства, основанные арийскими племенами, говорившими на языке, родственном основным европейским языкам.

Вытесняя местные племена и расселяясь по течению рек, они оседали родовыми коллективами и племенами, которыми управляли вожди(раджи) и советы старейшин. Определенную роль продолжали играть народные собрания, но с течением времени из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных вождя.

Органы племенной организации постепенно превращаются в государственные. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец- пурохита, который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником.

Так, на базе родоплеменных коллективов, возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик. Со второй половины I тыс. до н. э. в Индии идет процесс объединения княжеств, чему в немалой степени способствовали завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. В конце этого века создается государство Маурьев (впервые в истории Индии), глава которого - Чандрагупта - стал основателем династии. В 180 г. до н. э. династия Маурьев была устранена в результате военного заговора. На смену ей пришла династия Шунга.

По своей форме и сущности государство Маурьев было ранней рабовладельческой монархией с еще значительными элементами первобытнообщинной демократии. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по велению царя, он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников- паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Подобную эволюцию претерпела исабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа - сабхи. По сравнению с паришадом, она была более представительным органом, в нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых 4 главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Существовали и обычные провинции, делившиеся на области и округа, во главе которых стояли царские чиновники.

Значительным своеобразием отличается общественный строй Древней Индии. Своеобразие это связано с существованием особых сословий- варн, т. е. групп людей, не равных по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамностъ (заключе­ние браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия. Таким образом, варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы- касты, т. е. группы людей со строго определенными, наследственными правами и обязанностями, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий, построенные по иерархическому принципу и освященные религией.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание 4 варн. Первые две были привилегированными : брахманы– варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии – варна, в которую вошла военная знать и вообще светская аристократия. Из ее среды выходили цари, военачальники, сановники. Фактическое господство в обществе и государстве находилось в их руках. В третью варну – вайшья – входила основная масса свободных общинников, а также ремесленники, торговцы и т.п. Четвертую варну – шудра – составляли обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными».

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. С течением времени, как уже отмечалось, варны претерпели значительные изменения, появляется и институт неприкасаемости. Участью «неприкасаемых» стало выполнение презираемых работ и профессий (мясники, кожевники, личное услужение и др.).

К неприкасаемым принадлежали и чандалы – потомки =мужчины-шудры и брахманки. Они жили отдельно от прочих и не пользовались никакими правами.

Далее следует остановиться на характеристике рабства в Древней Индии, имевшего свои особенности. Необходимо их выявить и разъяснить правовое и экономическое положение раба (даса).

4. В Древней Индии понятие права как совокупность самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь людей подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной из них являются Законы Ману (названные так в честь мифологического бога – прародителя людей), составленные жрецами одной из брахманских школ примерно в период с к. ПII в. до н.э. по 1I в. н.э.

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший(шлок). Непосредственное правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в этих законах - закрепление существующего варнового строя, их особенностью является религиозная окраска всех положений.

Далее необходимо дать характеристику тех правовых норм по основным отраслям права, которые содержатся в Законах Ману.

Говоря о праве собственности, следует отметить, что сохранились общинные отношения, частная собственность развита слабо. Среди основных видов собственности называ­ется земля. Земельный фонд страны составляли земли цар­ские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался ^большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Регламентируяинститут договора, Законы Ману устанавливали важное правило: не может считаться действительной сделка, которая заключена с безумным, малолетним, одряхлевшим, пьяным. Недействительна и такая сделка, которая заключена с применением насилия или обмана. Непре­менным условием всякого договора была его публичность.

В Законах упоминаются такие виды договоров, как договор займа, аренды земли, купли-продажи, дарения. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников(кармакаров), поэтому Законы Ману значительное влияние уделяют и этому виду договора.

В целом обязательственные отношения получили здесь довольно тщательную разработку.

Что касаетсябрачно-семейных отношений, то для Индии была характерна большая патриархальная семья, главой которой являлся муж. Законы Ману отражают унизительное положение женщины, ее полную зависимость от мужа и сыновей. Это положение определяется следующим образом: в детстве женщине полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, в старости под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности».

Согласно традиции жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низкой группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.

Также всесильной была власть отца над своими детьми. Наследство делится между сыновьями поровну, а дочерям выделялась известная доля в виде приданого.

Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление (круговая порука), совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Кровная месть не упоминается.

Далее следует охарактеризовать систему преступлений и наказаний, сравнив ее с уже известными (Египет, Вавилон, Китай).

Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало, верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Всего называются 18 поводов судебного разбирательства.

Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Когда отсутствовали достоверные свидетельства, прибегали к клятвам и испытаниям (ордалиям). Брахман клялся «правдивостью», кшатрий – «колесницами и оружием», вайшья – «коровами, зерном и золотом», шудра – «всеми преступлениями». Клятва могла быть признана недостаточной, и тогда обвиняемый подвергался испытанию огнем, водой и т.д. Законы Ману объясняют смысл ордалия: «Злодеи думают: «никто не видит нас», но их видят боги».

5. Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:

а) глава государства (фараон – в Египте, патеси – лугаль – в Вавилоне, ван – в Китае, раджа – в Индии) обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией; творит высший суд как по закону, так и произволу;

б) светская и церковная власти объединены в одном лице, власть и личность монарха обожествляется;

в) осуществление власти является делом многочисленно­го бюрократического аппарата;

г) подавление личности, отсутствие свобод, унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом существующего порядка, традиции, веры;

д) неограниченная царская власть опиралась на войско, иногда наемное, огромный чиновничий аппарат и жречество.

Экономической основой власти являлись государственная собственность на землю, многочисленные налоги, захваченная во время войн добыча, в том числе и рабы. Социальную базу восточной деспотии составляла сельская община. Экономически независимые и самоуправляющиеся, патриархальные и консервативные, сельские общины ограничивали человеческий разум узкими рамками, делая из него покорного и забитого раба установленных порядков. В то же время они не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти.

Основными функциями этих государств были:

1) поддержание господства правящих слоев общества;

2) взимание налогов и податей;

3) оборона страны и захват соседних земель;

4) организация общественных работ.

Раскройте содержание каждого из этих пунктов, покажите на конкретных примерах их практическое осуществление.

В соответствии с основными функциями в восточной деспотии действовали три главных ведомства управления:

1) ведомство публичных работ, занятое строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и т.п.;

2) военное, поставлявшее иностранцев-рабов и добычу, подавлявшее сопротивление низов;

3) финансовое, изыскавшее средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.п.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: «Возникновение ветхозаветного права и Древнееврейского государства»

ПЛАН

1. Древнееврейская государственность и законодательство Моисея.

2. Имущественное и наследственное право.

3. Уголовное, брачно-семейное право.

4. Законы о займах, рабстве и благотворительности.

Основные понятия: Палестина, Завет, Моисеево законодательство, Теократия, судьи, нравственность права, пророк, левиты, субботний год, неотчуждаемость земельного надела, кровная месть, город-убежище, левират, беспроцентный заём, гаал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. – Репринтное издание. – М.: Терра, 1990. – 902 с.

2. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. – Монреаль: Братство преп. Иова Почаевского, 1986. – 402 с.

3. Лопухин А.П. Законодательство Моисея. – С.-Петербург: Тип. Ф.Г. Елконского и К°, 1882. – 313 с.

4. Омельченко О.А. Указ. соч. – С.77-86.

5. Толковая Библия. Второе издание. Т.1. – Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. – 1926 с.

1. Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за реки Евфрат. Примерно в XIII-XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и подчинил себе жившие там племена хананеев. Израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой. Государственное устройство еврейского народа называется Теократией (от греч. слова Veos – Бог) или Богоправлением потому, что после чудесного освобождения из египетского плена евреи у горы Синай заключили с Богом Завет, договор, по которому народ признал Бога своим Царем и обещал подчиняться Законам Божиим, а Бог обещался помочь иудеям завладеть палестинской землей (по причине языческих нечестий обитавших там, племен) и налаживать в ней государственное устройство.

В первые века государственного строительства аппаратом управления, начальниками еврейского народа, избираемыми как богом, так и родами являлись судьи. Судьи должны были вершить свой суд в соответствии с судом Божиим, поэтому среди судейских лиц преобладали представители Левинного колена священнослужителей. Право суда относилось к Божественному праву не только по основаниям Божественного законодательства, но и по основаниям судопроизводства, так как в тех случаях, когда естественные способы расследования дела не могли помочь судебному решению, то судья или Первосвященник обращались непосредственно к Богу за окончательным решением. Неповиновение такому решению грозило смертной казнью.

Кроме судей, союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» – выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода.

В конце XI в. до н. э. евреи обратились к Богу с просьбой о даровании им единодержавного гражданского начальника – царя. Эта просьба была удовлетворена, но с условиями, что царя будет избирать Бог, который в силу Своего всеведения найдет лучшего представителя из народа, и что заботой царя должна быть не только забота о гражданском устройстве общества, но самое главное – о исполнении Законов Божиих. Учитывая то, что даже нравственно порядочному человеку трудно выдержать испытание власти и роскоши в царском сане, Бог предупреждает, чтобы еврейские цари не стремились к умножению богатства и жен, чтобы имели покорность перед истинным Богом – Творцом всего мира, были насадителями благочестия и уничтожителями языческого идолопоклонства и распутства.

Эти постановления о властях ясно внушают начальникам иудейским, что они должны править не для собственного благополучия, а для пользы народа, не по своему желанию, а по велению Божиему, который их и поставил властвовать.

Во главе всех племен был поставлен Саул, ставший первым царем Израиля. Царь был выбран Богом и на собрании представителей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное утверждение) носителя власти стало принципом ранней государственной организации.

Начало формирования сильной государственной организации относится ко времени правления преемника Саула – царя Давида (конец XI – нач. X вв. до н. э.), когда появляется наемная армия, и особенно во время знаменитого библейского мудреца царя Соломона (Х в. до н. э.). При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия, система государственно-распределительного хозяйства.

В 928 г. до н. э. из-за отступления от чистоты веры, а также под влиянием разных внешних и внутренних факторов единое древнееврейское государство распалось на два отдельных царства: Израильское, объединившее большинство из прежних племен, с центром в г. Наблус, и Иудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида.

В конце VIII в. до н. э Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э Иудея попадает под власть Нововавилонского царства, население было выселено – начались десятилетия так называемого «вавилонского плена». Позднее политическая общность еврейского народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи.

Наши рекомендации