Тема 3. Политическая организация римской сivitas в V-II вв. до н.э.
Цель занятия состоит в выяснении характера политической власти в римском полисе и его отличий от греческого.
Вопросы к занятию
1. Результаты сословной борьбы патрициев и плебеев и значение ее для формирования римского государственного строя.
2. Народное собрание.
3. Сенат.
4. Магистратуры.
5. Жреческие коллегии.
6. Особенности римской политической системы.
Обязательная литература:
Источники
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987. С. 46-56.
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962. С. 54-59, 73-83.
литература
Водовозова Т.В. К вопросу о представительном характере и судебной функции сената (VI-IV вв. до н.э.) // Древнее право. С. 45-49.
Дементьева В.В. Магистратура диктатора в ранней Римской республике (V-III вв. до н.э.). Ярославль, 1996.
Дементьева В.В. Римское республиканское междуцарствие как политический институт. М., 1998.
Дементьева В.В. Римская магистратура военных трибунов с консульской властью. М., 2000.
Дементьева В.В. Децемвират в римской государственно-правовой системе середины V в. до н.э. М., 2003.
Дементьева В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика: Учебное пособие. Ярославль, 2004.
Жреческие коллегии в Раннем Риме. М., 2001.
История Европы. Т. 1. М., 1988.
Ковалев С.И. История Рима. Л., 1986.
Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. М., 1994.
Кофанов Л.Л. Создание трибуната: изначальная идея трибунской власти // Древнее право. С. 69-76.
Кучеренко Л.П. Сословная борьба патрициев и плебеев в Риме. Сыктывкар, 1991.
Машкин Н.А. История Рима. М., 1956.
Мельничук Я. Рождение римской цензуры. М., 2010.
Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Возникновение классового общества и государства. Воронеж, 1962.
Павлов А.А. К вопросу об изменении характера плебейского трибуната на завершающем этапе сословной борьбы (339-287 гг. до н.э.) // Древнее право. 2000. № 1(6). С. 126-135.
Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты, жрецы, храмы. М., 2012.
Смирнова О.П. О характере культа Весты // Античность и средневековье Европы. Пермь, 1994. C. 84-94.
Токмаков В.Н. Некоторые аспекты консульской власти в конституции Рима V в. до н.э. // Древнее право. 1996. № 1. С. 34-42
Токмаков В.Н. Сакрально-правовые аспекты ритуалов жреческой коллегии салиев в Архаическом Риме // Древнее право. 1997. № 1 (2). С. 9-18.
Кофанов Л.Л. Роль коллегии авгуров в разработке римского архаического права // Древнее право. 1997. № 1 (2). С. 19-24.
Дополнительная литература:
Павлов А.А. Дискуссионные проблемы раннего плебейского трибуната в немецкой историографии XIX в. // Проблемы социально-политической истории зарубежных стран. Сыктывкар, 1997. С. 12-23.
Религия и община в Риме. М., 1996.
Санчурский Н.В. Римские древности. М., 1995.
Методические указания
При ответе на первый вопрос следует проследить ход сословной борьбы в V-IV вв., указать на основные этапы сословной борьбы, рассмотреть достижения плебеев и результаты борьбы к началу III в. до н.э.
При ответе на второй вопрос необходимо указать на типы народных собраний в Риме, тенденции их формирования, попробовать ответить на вопрос, почему в Риме сложились различные типы народных собраний, показать их различия.
При ответе на третий вопрос необходимо уяснить, когда возникает этот орган, кто входит в него, каковы его полномочия, как меняется значение сената и его состав в царскую и раннереспубликанскую эпоху.
Четвертый вопрос предполагает знание типов магистратур, времени их сложения, полномочий и их эволюции, состава, значения отдельных магистратур и магистратуры как таковой.
Пятый вопрос предполагает знание особенностей римской религиозной системы, коллегий, их состава, полномочий и их эволюции; значения для формирования римской политической системы.
При ответе на шестой вопрос следует суммировать все особенности римского политического устройства, попытаться сравнить их с политическим устройством Афин.
Тема 4. Кризис римского полиса и республики.
Со II в. до н.э. можно говорить о кризисных явлениях в полисном и республиканском устройстве Рима. Цель темы – определить соотношение этих понятий, выявить их на материале экономической и политической жизни Рима этого периода и сравнить с соответствующими явлениями в греческой жизни.
Занятие 1. Социально-экономическое развитие Италии во II-I вв. до н.э.
Вопросы к занятию
1. Развитие рабовладельческих отношений.
2. Организация рабовладельческого поместья.
3. Классовые и социальные отношения в римском обществе II-I вв. до н.э.
Обязательная литература:
Источники
Катон. Земледелие // Ученые земледельцы древней Италии / Пер. М.Е. Сергеенко. Л., 1970.
Практикум по истории древнего мира. М., 1965. С. 196-207.
Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987. С. 57-70.
Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962. С. 188-198.
литература
История Европы. Т. 1. М., 1988.
Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье во II в. до н.э. М., 1973.
Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.; Л., 1958.
Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.
Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986. С. 41-70.
Дополнительная литература:
Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941. Т. II. Гл. 2-5, 7-8.
Кузищин В.И. Очерки по истории земледелия Италии II в. до н.э. М., 1986.
Кузищин В.И. Земельные владения Марка Порция Катона Старшего // ВДИ. 1975. № 4.
Методические указания
При подготовке к первому вопросу следует проследить изменения, произошедшие в характере рабства в связи с переходом его от патриархального к классическому. Необходимо выявить причины перехода римского общества на рубеже III-II вв. до н.э. к классическому рабовладению. Затем следует выяснить источники рабства, рассмотреть вопрос о применении рабского труда, выяснить положение рабов. Следует подумать о месте рабов в сословно-классовой структуре римского общества.
Главной задачей второго вопроса является выяснение особенностей рабовладельческого способа производства на примере катоновского имения и хозяйства, описанного Варроном. Ответ нужно начинать с характеристики основных источников: трактата Катона “О земледелии” и сочинения Варрона “О сельском хозяйстве”. При этом следует обратить внимание на связь хозяйства с городским рынком, виды культур и их доходность, на труд рабов и их положение, на использование труда свободных в хозяйстве. Завершить ответ нужно общим выводом о характере рабовладельческого хозяйства, тенденции его развития и ее обусловленности. Ответить на этот вопрос поможет сравнительный анализ двух источников.
Заключительным этапом изучения темы является работа над вопросом об изменениях, происшедших в расстановке социально-политических сил в римском обществе во II в. до н.э.