До массового распространения частных военных компаний.
5 Необходимо отметить, что при ведении серьёзных боевых действий повстанцам приходится отбирать индивидуальное оружие самообороны у всех членов расчёта тяжёлого оружия, кроме работающих на значительном удалении наблюдателей и бойцов ответственных за охрану расчёта. Это обусловлено тем, что в критические моменты боя, при наличии у них оружия (кроме гранат), они начинают самостоятельно бороться за свою жизнь, вместо обеспечения бесперебойной работы оружия. При отсутствии у повстанцев настоящей артиллерии и авиации это может стоить жизни всему подразделению.
6 Известны случаи, когда противник из-за шума боя так и не выявлял причины потерь и складывал легенды о сверхметких стрелках на сверхдальние расстояния.
7 Кроме стран НАТО на эти стандарты ориентируются также, например, израильская, иорданская, китайская армии, а также гвардии многих режимов.
ОПЫТ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ.
(исключительно для Перенятия опыта)
Типовое вооружение отделения боевиков, состоящего из 9-10 человек, составляют 6 автоматов Калашникова различных модификаций (7,62-мм АКМ или АКМС), 1 ручной или единый пулемет (7,62-мм РПК, 5,45-мм РПК-74 или 7,62-мм ПКМ), 1 гранатомет РПГ-7, 4-5 гранатометов одноразового использования (РПГ-18, РПГ-22 или РПГ-26) и одна снайперская винтовка СВД.
Основными способами боевых действий незаконных вооруженных формирований являются обстрелы гарнизонов, сторожевых застав, КПП и постов охранения; проведение нападений (налетов); устройство засад; совершение диверсионных и террористических актов; захват важных объектов и заложников.
При проведении обстрелов выделяются группы численностью от 10 до 50 человек. Чаще всего обстрелы проводятся ночью, с использованием всех видов вооружения, имеющихся в наличии, в том числе и снайперского.
Засады чаще всего проводятся на дорогах или вероятных путях движения федеральных войск с целью уничтожения личного состава, захвата пленных, вооружения и материальных средств; снайперские группы обычно входят в состав огневой группы, обеспечивающей поражение живой силы и уничтожение техники, и группы, препятствующей маневру противника.
В ходе боевых действий на территории Дагестана (август-сентябрь 1999 года) чеченскими боевиками активно использовались характерные тактические способы применения снайперов.
В частности, практиковался захват господствующих высот, наиболее выгодных маршрутов, перевалов и расположение там дальнобойных огневых средств, в том числе и снайперов. Часто применялись малые огневые группы, состоящие из минометного расчета, гранатометчика и снайперской пары. Снайперы при этом вели огонь под прикрытием звуков от минометных и гранатометных выстрелов из пещер и других укрытий. При осуществлении отхода боевики использовали сводные огневые группы прикрытия – 1-2 минометных расчета, 2 расчета крупнокалиберных пулеметов, 2 снайпера, 2 гранатометчика, 1-2 расчета АГС-17.
В эту группу во многих случаях включались и саперы, минировавшие позицию после ухода группы. Принцип их действий очень простой: основная группа открывает огонь (иногда даже не прицельный) по объекту федеральных сил, а снайпер под прикрытием шума боя выбирает цели и уничтожает их.
Боевики не рассчитывали на большие результаты, довольствуясь короткими, но частыми и успешными обстрелами без потерь со своей стороны. Снайперы при этом часто занимали позиции на деревьях. Невдалеке от стрелков (по кругу или квадрату лесного массива) располагались наблюдатели, которые вскрывали цели и наводили на них огонь снайперов.
Особое внимание обращает на себя тактика действий так называемых "боевых троек", состоящих из снайпера, гранатометчика и автоматчика. Этот метод ведения боя был отработан чеченскими боевиками еще во время первого штурма Грозного зимой 1995 года.
На местности такая тройка располагается рассредоточенно. Автоматчик начинает бой, обстреливая противника и тем самым вызывая огонь на себя; снайпер выявляет огневые точки, обозначившие себя огнем, и уничтожает их; гранатометчик, используя шум боя как прикрытие, поражает бронетехнику и автотранспорт.
При ведении обороны участка, перед началом артподготовки федеральных сил или при ударах авиации группы боевиков делали быстрый рывок в сторону российских войск в безопасную зону и скрывались на местности. После начала атаки федеральных войск боевики расстреливали солдат почти в упор – с расстояния 100-150 метров. При этом снайперы стремились в первые минуты боя уничтожить командный состав и активных солдат и сержантов, чтобы посеять панику.
Наиболее эффективно снайперские группы применяются боевиками при ведении боя в населенном пункте. Прежде всего они выводят из строя офицеров, водителей и радистов. Каждый снайпер действует под прикрытием пяти-шести боевиков, один из которых как минимум является гранатометчиком.
Позиции для стрельбы обычно выбираются по классическому принципу – на средних этажах зданий, в глубине комнат. Широко используются проломы в стенах домов. Автоматчики занимают нижние этажи, а гранатометчики располагаются на верхнем уровне.
Использовались и снайперы-одиночки. Эти люди, как правило, профессионалы, заранее детально планировали свои действия, выбирая наиболее выгодные малозаметные позиции на чердаках и верхних этажах домов (чаще в угловых квартирах – оттуда удобно вести огонь в нескольких направлениях). На подготовленных позициях оборудовались тайники с оружием и боеприпасами.
В качестве еще одной характерной особенности войны в Чечне нужно отметить применение боевиками специального снайперского оружия российского производства – крупнокалиберной винтовки ОСВ-96 и бесшумных винтовок ВСС и ВСК-94.
ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ.Когда заходит речь о Государственном ополчении в России, большинство собеседников заявляют в лоб: «Власти не допустят вооружения народа».
Или:«Кто позволит русскому человеку держать дома автомат?!»
Вроде как само собою разумеющееся:Не позволят. Нужен автомат. Его никто не даст.
Разберемся:Гладкоствольное крупнокалиберное и самозарядное оружие приобретается в России легально.
Для приобретения нарезного самозарядного охотничьего оружия нужен пятилетний «стаж» владения гладкоствольным оружием или опыт продолжительной службы в силовых структурах.
Автоматы и пистолеты легально не приобретаются, но так ли они нужны ли государственному ополченцу? Равно как и нарезное оружие, которое не может приобретать новичок.
Пистолет в ополченчестве не эффективен. Он удобен для ношения с собой, хождения по криминогенным районам и проч.
Для оборонительного боя в составе подразделения ополченцев, защиты своих домов и улиц от мятежников или мародеров – наиболее эффективно длинноствольное оружие.
И в большинстве случаев не нарезное, а именно гладкоствольное. То, которое может легально приобрести и начинающий ополченец.
Говорит Илья ЛАМЗИН, атаман Дивеевской хуторской реестровой казачьей организации Волжского войска: Нарезное оружие - это скорее удел профессионалов.
Поясню: Есть у оружия кроме всех прочих характеристик ещё и такая, как останавливающая способность и проникающая способность. Всё это относится скорее к пуле. Так вот: останавливающая способность выше у Гладкоствола.
То есть: При попадании пули или дроби из Гладкоствола в человека он не устоит, и не сможет производить дальнейшие противоправные действия. Поэтому не имеет особого значения куда пуля или дробь попала: в грудь, в ногу, в голову....
Нет необходимости прицеливаться точно, можно стрелять навскидку, даже не имея особых навыков.
Нарезное имеет большую проникающую способность. При попадании в тело противника пуля с высокой вероятностью просто прошьёт тело на вылет, и противник не будет остановлен или убит с первой пули. Более того, так как пуля имеет небольшой диаметр воздействия на тело, она может, даже прошив противника насквозь, не причинить ему решающего вреда если попадание в ногу или в руку. Потому требования к точности стрельбы из нарезного в разы выше.
Но, если Пуля калибра 5.45 попала в туловище человека, то даже если и пройдёт навылет, то выходное отверстие -- будет размеров с кулак. Ибо при попадании в тело, пуля теряет устойчивость, начинает крутиться, и вдобавок деформируется, увеличивая раневой канал.
В России Государственное ополчение востребовано в первую очередь как местная защита. Оборона своих подъездов, дворов и улиц.
Для действий в полевых условиях, которые требуют оружия с большей прицельной дальностью стрельбы, в России достаточно регулярных силовиков, вооруженных нарезным и автоматическим оружием.
Нехватка у нас именно местных защитников, готовых к мгновенной мобилизации для защиты непосредственно мест своего проживания в случае массовых беспорядков, мятежей и массового мародерства.
А таким защитникам больше поможет именно крупнокалиберный дробовик. Дальность стрельбы заботит слабо, по крайней мере, в городских условиях, где мало открытых пространств. Важнее именно останавливающая сила крупнокалиберного Гладкоствола.
Но главное, надо знать, что гладкоствольное оружие хорошо только в ближнем бою не более 50 - 80 м. На более дальней дистанции, и в чистом поле - с этим оружием -- против нарезного делать нечего.
Лучше всего приобретать карабин Сайга.
Отсюда вывод: Неверны разговоры о том, что власти не дадут государственным ополченцам вооружиться так, как это нужно местной защите.