Предвыборная программа избирательной кампании

а) содержание и структура программы

Программно-доктринальная часть подготовки избирательной кампании заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку все участвующие в выборах партии и отдельные кандидаты выступают, как правило, с определенной предвыборной программой или предвыборной платформой.

Известно, что в зависимости от объективных условий избирательные кампании можно условно разделить на «программные» и «имиджевые». Программными обычно являются кампании в странах, переживающих переломные моменты своей истории, когда решается вопрос об изменении или корректировке курса социально-экономического развития, коренного реформирования всего общественного и государственного устройства. Тогда усиливается идейно-политическая поляризация, нарастает противоборство классов и социальных групп, партий и лидеров и так далее. Учитывая, что Россия переживает процесс коренного реформирования всех сфер жизни российского общества, практически все участвующие в выборах избирательные объединения, блоки, отдельные кандидаты выступают со своей предвыборной программой, платформой, которые отличаются друг от друга по объему, содержанию, определению приоритетов, тем и разделов,

Наличие хорошо обоснованной программы, ориентированной на конкретные нужды избирателей необходимо, ведь именно она позволяет сплотить вокруг кандидата определенную часть населения, создать команду единомышленников и группы поддержки, что поможет привести кандидата к победе.

Предвыборная программа является тем документом, на основе которого строится вся предвыборная агитация. Именно программа определяет лозунг, основную тему рекламной кампании, избирательную платформу, содержание листовок, плакатов, выступлений кандидата перед различными категориями избирателей и так далее.

Содержание программы зависит от характера выборов. Так, выборы Президента – это выбор пути развития России. Кандидатам, претендующим на столь высокий пост, необходимо иметь свою концепцию возрождения России, построенную на основе здравого смысла и знания общественного развития, исторического прошлого России, современного развития мирового сообщества, достижений в области управления экономическими и социальными процессами. Знание опыта и учет конкретной ситуации в России позволит сформулировать основные направления деятельности общества и государства и разработать конкретные государственные программы.

Разумеется, предвыборную программу нельзя рассматривать как простой перечень выполнимых или невыполнимых обещаний. Поэтому необходимо, объективно оценивая те или иные меры (скажем, льготы инвалидам), показать пути и средства дальнейшего улучшения положения в этой сфере и, что самое главное, – какой вклад вы можете внести в это дело.

Программы политических партий на выборах в Государственную Думу должны демонстрировать знание проблем, охватывающих все сферы жизни российского общества, и состояния законодательного процесса, содержать конкретные предложения по разработке и совершенствованию законов, затрагивающих интересы большинства избирателей.

В программе кандидата в одномандатном округе необходимо акцентировать внимание на проблемах данного округа. Однако, учитывая взаимозависимость и взаимосвязанность процессов федерального, регионального и местного развития, необходимо выделить проблемы, которые можно решить на уровне округа, и проблемы, требующие решения на уровне субъекта Федерации и разработки общефедеральных программ.

Избирательные программы, как правило, раскрывают пути решения социально-экономических, политических, национальных, духовных и иных проблем. Анализ этих документов позволяет уяснить текущие ориентиры и целевые установки, выявить альтернативные подходы в решении актуальных проблем развития России, региона.

Структура программы может быть следующей.

1. Констатация существующих в России, регионе, округе (в зависимости от характера выборов) проблем с обязательными цифровыми выкладками по вопросам экономики, социальной сферы, и так далее.

2. Основные меры по решению этих проблем.

3. Возможное личное участие кандидата в осуществлении этих мер.

4. Призыв к избирателям поддержать кандидата голосованием за него.

б) технология разработки программы

Разработка программы – важный и ответственный момент подготовки к кампании. Работа над программой начинается задолго до официального начала выборов. Технология разработки предвыборной программы включает следующие этапы:

1. Выявление существующих в обществе, конкретном избирательном округе проблем и «ударных» тем своей предвыборной кампании. Чтобы определить действительно «кричащие», общезначимые проблемы необходимо опираться на самые различные источники информации. Это могут быть:

а) официальные документы – указы президента, федеральные и региональные законы, решения правительства, решения властных структур на местах, материалы и документы политических партий и организаций; б) неофициальные документы – заявления, выступления должностных лиц, политических деятелей, лидеров общественного мнения; в) материалы средств массовой информации; г) жалобы граждан во властные структуры и в средства массовой информации; д) мнения компетентных лиц, профессионалов в своей области; е) результаты изучения положения дел на местах; ж) социологические исследования.

Разработчики предвыборной программы должны учесть программы Федерального правительства, субъектов Федерации, планы социально-экономического развития регионов и районов, оценить обоснованность и реалистичность данных программ, деятельность властных структур по их выполнению, выдвинуть альтернативные предложения или солидаризироваться с какими-то конкретными программами или отдельными направлениями деятельности органов власти и управления, определить свое участие в их реализации.

Одновременно с оценкой деятельности властных структур необходимо учитывать общественное мнение. Составители предвыборных программ должны знать, каковы эмоциональные рамки бытия избирателей, их страхи и опасения.

Примечательно, что в наши дни заботы и чаяния россиян, проживших семь десятилетий в условиях социализма, во многом схожи с заботами и чаяниями избирателей многих стран, значит, в избирательной социологии можно говорить об определенных oбщих тенденциях в жизни индустриального общества конца XX века. Но у каждой страны, естественно, своя боль и свои несчастья.

В последние года в России бурно развивается индустрия опросов общественного мнения. Результаты этих опросов публикуются и комментируется российской прессой, поэтому аналитик из штаб-квартиры избирательного движения имеет под рукой интересную исходную информацию для составления предвыборной программы.

Так, опросы, проводившиеся Центром социально−политических исследований и технологий в Саратовской области 2007 г., показали, что большинство опрошенных избирателей обеспокоены местными проблемами.

1. Какие проблемы России и Вашего региона являются наиболее острыми и требуют первоочередного решения?

низкий уровень доходов, плохое материальное положение 59%
несвоевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий, пособий 6,5%
недостаточная социальная защита населения 34,7%
рост цен на товары и услуги, опережающий рост доходов 49,3%
проблемы ЖКХ, рост цен в жилищно-коммунальной сфере 47,7%
плохие жилищные условия 15,8%
невозможность найти работу, безработица 18%
низкий уровень медицинского обслуживания 31,8%
плохая экологическая ситуация 16%
проблемы теплоэнергоснабжения 4,8%
высокий уровень преступности 15,3%
детская преступность, беспризорность 9,5%
рост наркомании, алкоголизма 23,7%
коррупция, взяточничество во властных структурах 23%
угроза террористических актов 5,2%
кризис морали, культуры и нравственности 13%
национальные противоречия -
другое 0%
затрудняюсь ответить 2,7%

2. А если эти проблемы не будут решаться, то, что Вы предпримите? Число ответов не ограничено.

приму участие в различных акциях протеста 14,5%
ничего не буду предпринимать, т.к. не верю, что можно чего-либо добиться 27,3%
постараюсь сам изменить условия своей жизни 22,3%
ничего не смогу предпринять 12,5%
буду использовать личные связи и вознаграждения 6,8%
обращусь за помощью в местные органы власти 7%
обращусь за помощью в областную администрацию 2,3%
обращусь за помощью в аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО 1,5%
ограничусь словесным возмущением, словесным протестом 9,2%
буду жаловаться куда-либо 4%
другое 0,3%
затрудняюсь ответить 12%

3. Как Вы оцениваете свое материальное положение, как Вы живете? Выберите, пожалуйста один ответ.

ниже черты бедности 9,2%
бедно 42,5%
среднеобеспеченно 43,8%
богато 0,3%
очень богато 0,2%
затрудняюсь ответить 4%

4. На Ваш взгляд, в каком состоянии находятся сейчас следующие отрасли и сферы экономики в регионе Вашего проживания? Выберите по одному варианту ответа в каждой строке.

  Вариант ответа
  хорошем удовлетворит. плохом затрудняюсь ответить
сельское хозяйство 2,5% 30,5% 49% 17,8%
обеспечение населения доступным жильем и жилищно- коммунальными услугами 0% 24,5% 59,7% 15,8%
образование 7,5% 50,2% 25,2% 16,7%
здравоохранение 3,3% 39,7% 45% 11,7%

5. По Вашему мнению, как изменяется в последнее время положение дел в следующих отраслях и сферах экономики в регионе Вашего проживания? Выберите по одному варианту ответа в каждой строке.

  Вариант ответа
  улучшается остается без изменения ухудшается затрудняюсь ответить
сельское хозяйство 5,3% 45,3% 26,5% 22,7%
обеспечение населения доступным жильем и жилищно- коммунальными услугами 7% 42,3% 31,5% 19,2%
образование 7,8% 47,7% 21,3% 23,2%
здравоохранение 9,5% 43,2% 32,2% 14,7%

6. Как Вы оцениваете состояние правопорядка и деятельность правоохранительных органов в Вашем субъекте РФ? Выберите, пожалуйста один ответ.

положительно 6,2%
удовлетворительно 43,2%
отрицательно 30,3%
затрудняюсь ответить 20,3%

7. Как Вы оцениваете качество автомобильных дорог в Вашем субъекте РФ? Выберите, пожалуйста один ответ.

положительно 0,з%
удовлетворительно 15,3%
отрицательно 76,5%
затрудняюсь ответить 7,8%

Данные этого опроса говорят о стремлении граждан к личной безопасности, национальному и личному достоинству причем решение большинства проблем связывается прежде всего с государством.

1. Необходимо использовать данные опросы при подготовке предвыборных программ. Однако существуют и другие источники выявления общественных потребностей, включая личное общение с избирателями, анализ прессы, ситуационные анализы специалистов по отдельнымпроблемам. В любом случае необходимо избегать практики составления этого важнейшего стратегического документа только исходя из своих собственных умозрительных или эмоционально окрашенных представлений о том, «что надо и чего не надо» избирателю.

2. Определение путей и методов решения проблем. Прежде всего необходимо выделить ключевые проблемы, решение которых даст возможность решить сразу большую группу проблем второго уровня. Обоснованность механизмов решения именно ключевых проблем и определит качество программы.

В поиске оптимального решения проблем следует учитывать, какие ресурсы необходимы и достаточно ли их, кого можно привлечь к работе, какие формы социально-экономического и политического обеспечения будут использованы, каковы предполагаемые сроки. Программа должна содержать ответ на вопрос, что получат избиратели или конкретные социальные группы в случае победы кандидата или избирательного объединения, нести мощный эмоциональный заряд, убеждать, что именно она наилучшим образом выражает интересы каждого конкретного человека. интересы большей части электората округа.

3. Разработка программы конкретного кандидата (избирательного объединения). Выявив проблемы, определив меры по их решению, необходимо создавать свой вариант программы. При этом следует обращать внимание на ее конструктивность, последовательность практических мероприятий, формулировку требований к потенциальным исполнителям.

Несомненно, что программа отдельного кандидата будет отличаться от программы политической партии. Целесообразно, чтобы кандидат, определив наиболее важные проблемы округа, не распылялся, а сконцентрировал все внимание на двух-трех из них и yказал на свой личный вклад в решение этих проблем – это может быть разработка законопроекта или внесение поправок в закон; предложение избирателям реального плана действий по решению конкретной проблемы; предложение мер, способных улучшить ситуацию в округе и не требующих крупных расходов, и так далее.

В программе кандидатов от политических партий,претендующих на завоевание доверия избирателей и получение мест в Государственной Думе, необходимо попытаться осмыслить характер и сущность переживаемого Россией периода, предложить свою концепцию развития страны. В самом общем виде программа избирательного объединения может состоять из следующих разделов.

1. Политический раздел

Проблемы: разделение властей; совершенствование структуры управления; реформа государственного и регионального аппарата; формирование гражданского общества.

2. Экономический раздел

Проблемы: модель рыночной экономики; отношение к формам собственности; структурные изменения в производстве; разгосударствление, приватизация или наоборот национализация; налоговая реформа; использование собственности, переданной в ведение региона, района; бюджетно-финансовые возможности; жилищно-коммунальная реформа.

3. Социальный раздел

Проблемы: социальная справедливость; социальное обеспечение; улучшение условий труда и быта; поддержка наиболее уязвимых слоев общества; укрепление семьи; занятость населения, преодоление безработицы; здравоохранение и медицинское обслуживание; оздоровление экологической ситуации; укрепление правопорядка и борьба с преступностью, алкоголизмом, наркоманией.

4. Раздел «Межнациональные отношения и региональная политика»

Проблемы: государственное устройство России; федерализм; национальная политика; взаимоотношения центра и регионов; развитие местного самоуправления.

5. Раздел «Духовное развитие»

Проблемы: формирование духовности, нравственности; проблемы образования, науки; развитие литературы и искусства, национальных языков и культур; отношение к свободе совести.

Принцип построения программы может быть и иным. Опираясь на мнения россиян, можно выявить основные ценности, разделяемые российским обществом, и на этой основе сформулировать концептуальные идеи и конкретные проблемы.

4. Апробация программы и моделирование возможной реакции различных слоев населения на ее основные положения. Разработав программу, необходимо апробировать ее на членах штаба и команды кандидата, оценить, как ее воспринимают эксперты, обсудить ее на съезде или конференции избирательного объединения. Желательно выявить реакцию различных слоев населения путем проведения опросов и интервью в фокус-группах. Возможна апробация программы через публикацию основных ее элементов и выявление реакции журналистов и населения.

5. Уточнение и конкретизация положений программы. Учет условий и поиск форм влияния заставят вырабатывать запасные, альтернативные варианты решений и предусмотреть возможности их использования в зависимости от изменения обстановки,социального состава, электората, конкретной аудитории. Многоплановость и многовариантность программы позволит кандидату усилить ее конкретную направленность в зависимости от состава участников встречи, разнообразить характер своих предвыборных выступлений, шире использовать различные тактические приемы. После того как отработаны основные элементы, они конкретизируются до формулировок, понятных каждому избирателю и воздействующих на эмоциональное восприятие. Конкретно это может быть выражено в том, что наряду с основной развернутой программой, изложенной на нескольких десятках страниц и доступной аналитикам и наиболее любознательным избирателям, должны быть подготовлены на ее основе издаваемые массовым тиражом адресные программы типа: «10 предложений (наименование избирательного блока) пенсионерам» (варианты: молодежи, предпринимателям, учителям и т.д.) объемом обычной листовки (1–2 страницы).

Нa основе программы разрабатывается избирательная платформа – гораздо более короткий и менее конкретный документ. Именно по платформе кандидата большинство избирателей будет знакомиться с его идеями. Обычно избирательная платформа печатается на 2–4 страницах буклета достаточно крупным шрифтом, чтобы ее можно было прочитать или хотя бы пробежать глазами в общественном транспорте, в лифте. Не забудьте подчеркнуть и четко аргументировать наиболее важные моменты! При этом особенно важно не упустить из виду ни одной категории избирателей, особенно ту, которая представляет «критическую массу» и ради которой проводится «социологическая отработка» кампании и изучение «избирательного рынка». Требования к оформлениюи составлению избирательной платформы точно такие же, как к любому другому печатному рекламному материалу: привлекательность, краткость, простота идей и лозунгов.

Таким образом, без грамотного и профессионального технологического обеспечения избирательных кампаний сегодня на выборах победить практически невозможно.

Выработка стратегии избирательной кампании становится особой отраслью избирательных технологий и требует усилий социологов, политологов, психологов, экономистов, юристов, специалистов широкого профиля. Но, при всей важности «технологической» составляющей стратегии, избирательная кампания будет обречена на неудачу, если из поля зрения политиков и технологов исчезнет главная составляющая любой стратегии – человеческий фактор, контакт кандидата с конкретным, а не абстрактным, избирателем Российский избиратель, испытавший за последние годы немало разочарований в политике и в политиках, скорее «проголосует ногами» если почувствует, что намерения политиков не имеют ничего общего с его, избирателя, ожиданиями. Здесь уже не поможет и самая совершенная технология.


Д. Медведев на Ижмаше Предвыборная программа избирательной кампании - student2.ru
  Предвыборная программа избирательной кампании - student2.ru
  Предвыборная программа избирательной кампании - student2.ru

[1] См.: Наполитан Дж.100 советов по организации избирательной кампании. М., 1993. С. 9.

[2] См:Гоулд Ф.Стратегическое планирование избирательной кампании.

[3] См.: Выборы депутатов Государственной Думы. М., 2003; Выборы Президента Российской Федерации. М., 2004; Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. См. также Вестник Центральной избирательной комиссии и публикации избирательных комиссий субъектов РФ.

[4] См.: Оценки и ожидания избирателей. Психосемантический анализ политических лидеров и партий на основе опроса населения. М.: Фонд «Общественное мнение», 1993. Часть 1. С. 36. См. также: Политические партии и движения в глазах населения // Власть. 1995. № 4; Левада Ю. Выборы; пейзаж после битвы и перед ней // Известия. 1996. 11 янв.; Как понравиться стране, которой не нравится никто // Коммерсант. 1995. 7 мая.

[5] См.: Гоулд Ф. Указ. соч. С. 3.

[6]См.: Избирательная кампания (пер. с франц.). Часть II. М.: Прогресс-Академия, 1994. С. 7

Наши рекомендации