Административно-процессуальные нормы и отношения
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Общественный контроль – это вид контроля, который осуществляется общественными объединениями и их членами не от имени государства.
В настоящее время нет единого правового акта определяющего статус общественного контроля. Правовые нормы, регулирующие элементы общественного контроля присутствуют в ряде правовых актов определяющих правовой статус различных общественных объединений.
Так, в Законе «О профессиональных союзах» указывается, что профсоюзы в рамках общественного контроля участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства, а именно, имеют право:
1. вносить в органы госуправления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;
2. через своих уполномоченных представителей участвовать в работе коллегиальных органов министерств и иных органов госуправления республиканского и местного уровней, а также предприятий, учреждений и организаций;
3. принимать участие в разработке государственной политике занятости;
4. вносить предложения по социальной защите лиц, увольняемых с предприятий, из учреждений и организаций в соответствии с коллективным договором и действующим законодательством;
5. защищать трудовые права граждан при заключении или расторжении трудовых договоров и контрактов (расторжение трудового соглашения возможно только после обязательного предварительного уведомления профсоюза, а в ряде случаев только после предварительного согласия профсоюза);
6. участвовать в решении вопросов о реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений и организаций, если это влечет сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда;
7. контролировать исполнение законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации государственной собственности.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей наделены правами:
1. участвовать в разработке нормативных документов, устанавливающих требования в качеству товара, работ и услуг;
2. проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров, выполняемых работ и услуг;
3. участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителя;
4. вносить в органы управления предложения о мерах по повышению качества товаров, работ и услуг; по соблюдению правил ценообразования, о запрете информации и рекламы, вводящей в заблуждение;
5. осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять их в уполномоченные госорганы;
6. направлять в госорганы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, выполнении работ и услуг не соответствующих установленным требованиям по качеству и безопасности;
7. обращаться в органы прокуратуры о принесении протестов на акты госорганов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей;
8. обращаться в суд с исками о защите прав сообществ потребителей, о признании действий изготовителя и продавца противоправными и о возмещении причиненного потребителю ущерба.
Полномочия в рамках общественного контроля могут выполнять политические партии, добровольные народные дружины, негосударственные СМИ, а также граждане индивидуально и коллективно путем: 1) направления в госорганы предложений, заявлений и жалоб, 2) проведения массовых мероприятий, 3) встреч с депутатами и служащими органов госуправления, 4) организации дискуссий в СМИ и общественных опросов, 5) участия в общественных слушаниях и заседаниях органов власти и управления.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ
Административно-процессуальные нормы – это установленные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают при разрешении индивидуальных дел в сфере управления.
Они регулируют правоприменительную деятельность органов управления и их должностных лиц, а также регламентируют действия иных субъектов административно-процессуальной деятельности и участников административного процесса.
Административно-процессуальные нормы определяют:
1.стадии (структуру) административного процесса;
2.порядок осуществления процессуальных действий;
3.порядок ведения процесса и принятия решения по делу;
4.механизм процессуальных гарантий участников процесса.
В результате применения административно-процессуальных норм возникают, изменяются или прекращаются административно-процессуальные отношения. Для их возникновения необходимы следующие предпосылки:
1. наличие материальной нормы и соответствующих ей процессуальных норм;
2. наличие юридического факта, в качестве которого выступает реальное административное правоотношение;
3. наличие административно-процессуальной правосубъектности участника отношений.
Особенностью данных отношений является то, что они складываются до принятия в официальном порядке одностороннего решения по индивидуальному делу.
Для административно-процессуальных отношений характерна более сложная структура, чем для материальных. Это связано с наличием нескольких субъектов, играющих неодинаковую роль в правоотношении, поэтому выделяют:
1) основное процессуальное отношение;
2) сопутствующие процессуальные отношения.