Первые контакты с Европейцами
Особенности развития цивилизаций Востока в средние века
Говоря о средневековом Востоке необходимо учесть специфику развития этих цивилизаций. Дело в том, что на Востоке не было ни античности, ни феодализма, ни Нового времени в чистом виде. Процесс развития восточных держав сочетал в себе периоды расцвета и периоды спада. В этой лекции мы рассмотрим подробнее развитие таких государств как Индия и Китай.
Древняя Индия
Древняя Индия – пример речной цивилизации, она раскинулась в долине рек Инд и Ганг. Историю Индии можно разделить на несколько периодов:
Древняя Индия
– Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)
– Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)
• Ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.)
• Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.)
– Буддийский период (V—III вв. до н. э.)
– Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI век)
Индия Средних веков
– Период господства мусульман
– Период господства англичан (1765—1947)
Современная история
О периоде Харапской цивилизации мало что известно. Она быстро сошла на нет, не оставив преемников. Существует теория, согласно которой территорию Индии захватили арии – теория арийского завоевания Индии. К сожалению, ни одна из предложенных гипотез не дает конкретного ответа на вопросы, что представляли собою эти племена, откуда пришли и в какой форме происходило вторжение.
Священными книгами ариев были Веды. Именно из них мы и получаем основные сведения от цивилизации Древней Индии.
Арии принесли и основы своей религии. Его предшественницей была ведическая религия, потом брахманизм, а затем появиля индуизм. Индуизм определял устройство индийского общества, его деление на особые разряды - варны. Варна на санскрите означала "цвет". Потом этим словом стали называть те группы, на которые было разделено общество в Древней Индии. Это деление подкреплялось легегдой о боге Пуруши, который упал на землю и рассыпался на части. Из частей Бога возникли разные сословия (варны). Из уст – брахманы или священники; из рук – кшатрии или воины и правители; из ног – вайшьи или ремесленники и крестьяне. После захвата ариями Индии, легенда дополнилась. Из стоп (или из праха, рассыпавшегося при падении Бога) появилась варна неприкасаемых или шудры. Закон индийской варны гласил, что она зависит от рождения, а не от имущественного или социального положения человека.
Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный ШНУР - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.
Представители каждой варны имели право ; носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.
Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.
Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев.
Перейти из варны в варну было невозможно. Невозможность сменить свой социальный статус формирует такие качества как покорность, отсутствие желания участвовать в революционной деятельности.
В индуизме было огромное количество богов.
Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром.
Наиболее почитаемые боги – Вишну и Шива, а также Брахма.
Буддизм
Считается, что Девятое воплощение бога Вишу был Царевич Сидхарху Гаутама – основатель Буддизма.
Он происходил из варны кшатриев, родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.
Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:
все в мире страдают;
причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;
может быть достигнуто состояние, свободное от страданий, - нирвана;
существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.
Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный".
Первые контакты с Европейцами
Как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию, известен португальский мореплаватель Васко да Гама (1460 или 1469—1524 годы)
Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Португалия, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле.
Командующим экспедицией в Индию король Португалии выбрал Васко да Гама. Отплыл он 8 июля 1497 года на четырех кораблях и с экипажем в 170 человек, включая переводчиков, которые могли говорить на арабском языке. Только пятьдесят пять членов экипажа — менее одной трети от числа отплывавших в экспедицию — смогли пережить путешествие в оба конца. Тем не менее, когда 9 сентября 1499 года да Гама вернулся в Лиссабон, и он и король поняли, что двухгодичное путешествие имело огромный успех. Основное значение путешествия Васко да Гама заключается в том, что он открыл морской путь из Европы в Индию и на Дальний Восток — эффект, влияние которого почувствовали многие страны. В то время это дало огромный толчок развитию самой Португалии.
До 1498 года Индия была изолирована от Европы. Большую часть своей истории эта страна являлась довольно замкнутой и вела внешнюю политику только в отношении северо-западных государств. Путешествие да Гама обеспечило Индии прямой контакт с европейской цивилизацией через морские пути. Влияние и власть европейцев росли в Индии все больше до второй половины девятнадцатого века, когда весь регион оказался под правлением британской короны. (Можно отметить, что впервые в истории Индия оказалась объединенной под руководством одного правителя.) Что касается Индонезии, она первой попала под европейское влияние, а потом и под европейский контроль. Только в середине двадцатого века эти районы восстановили свой суверенитет.
Первым русским, посетивши Индию считается купец Афанасий Никитин. В качестве памятника об этом путешествии остались путевые записи «Хо́жение за три моря» («Хождение за три моря»), сделанные Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474. Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие.
Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии — её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.
В 1475 году оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 году, она была воспроизведена в летописном своде, к которому восходят тексты Львовский и Софийской летописях.
Древний Китай
Китай располагался в долине рек Хуанхэ и Янцзы. В Древнем Китае, как и в Месопотамии и Древнем Египте, зарождение цивилизации было связано с возникновением первых городов-государств, воевавших между собой.
Император почитался как «Сын Неба», а управляемая им империя получила название Поднебесной. Такое название означало, что Китайская империя находится под покровительством неба и, следовательно, является главной на земле. Поднебесная была настоящей восточной деспотией, в которой вся земля и власть принадлежали правителю. Однако, если в стране случались какие-либо катаклизмы, народ воспринимал их как гнев Неба своего сына. Если Небо недовольно императорм, то оно уже подготовило среди народа или знати его приемника. Следовательно, правителя можно свергнуть, этим и объясняется частая смена династий в Китае.