Постановка целей и определение приоритетов избирательной кампании
Естественно, самой «простой» целью является победа на выборах. Но у большинства российских политиков нет «насиженных мест» в округах, да и география политического влияния партий довольно неустойчива, нет и стабильного процента участвующих в голосовании, поэтому необходимо ставить сразу несколько целей.
Для политических партий такими целями могут быть:
по общефедеральному списку: закрепление достигнутого на прошлых выборах уровня, удержание завоеванных позиций либо получение 20–30 процентов мандатов по пропорциональной квоте (для партий, представленных в Государственной Думе);
участие в выборах, преодоление семипроцентного барьера и создание собственной фракции (для партий, не представленных в Государственной Думе);
участие в выборах и распространение идей партии, продвижение ее лидера (для новичков или «малых партий»).
Могут быть определены и такие цели, как завоевание большего количества избирателей по сравнению с прошлыми выборами либо выдвижение кандидатов на нескольких выборах подряд, чтобы избиратели привыкли к этим кандидатам как к потенциальным избранникам;
по одномандатным округам: закрепление успеха партии по пропорциональной квотеза счет продвижения своих кандидатов в регионах;
наконец, руководством партии может ставиться еще одна цель – объективная оценка положения в партии, ее сильных и слабых сторон, проверка боеспособности региональных структур и даже выявление потенциальных «перебежчиков» и «попутчиков» (что особенно важно для «партии власти»).
Для индивидуальных (партийных) кандидатов помимо самого избрания сверхзадачей может быть получение результата, превосходящего прежние ожидания и прогнозы, укрепление личного престижа, еще более прочное внедрение в местный или столичный истеблишмент.
Политические деятели крупного масштаба обычно ставят комплексные стратегические цели и используют для их достижения все имеющиеся в их распоряжении средства.
Во всех случаях чисто электоральные цели (выражаемые в процентах полученных голосов и завоеванных мандатах) неразрывно связаны с целями идейно-политическими или психологическими (скажем, вселить чувство уверенности у рядовых членов партии в случае хорошего результата). Кроме того, реализация президентских амбиций некоторых российских партийных лидеров напрямую связана с результатами парламентских выборов и их стратегия строится с дальним прицелом.
В зависимости от сформулированной цели политик должен определить, в каком тоне вести кампанию.
Если это крупный политик, нацеленный на президентские выборы или выборы главы администрации области, республики, он по необходимости должен был бы избрать нейтральный тон, игнорирующий противников и позволяющий пропагандировать свои политические идеи, а также внедряющий в сознание масс образ народного избранника, способного возвыситься над партийными страстями во имя общего дела. Это стиль крупного хозяйственника, управленца, знающего себе цену.
Полемический тон в зависимости от степени агрессивности дает возможность реагировать на выпады противников, более напористо пропагандировать свою программу или идеи своей партии, соотнося их с идеями других. Полемизируя, важно соблюдать меру и не опускаться до личных выпадов, помня знаменитый афоризм «Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе». Полемический тон более естествен для кандидата от политической партии, когда он выступает как защитник ее идей и ее образа.
В зависимости от сформулированных стратегических целей кампании определяются и приоритетные слои избирателей («адресная группа»), опираясь на которые можно достичь наибольшего эффекта в реализации поставленных целей. Ф.Гоулд ставит эту проблему предельно жестко: «суть ведущей к успеху политической стратегии заключается в том, чтобы сделать выбор, и часто – жесткий выбор. Необходимо признать, что вы не можете адресовать свой политический призыв всем – вам придется выбирать. Это, конечно, не означает, что вы должны полностью исключить из поля зрения тех, кто не входит в избранную вами группу, просто тем, кто в нее входит, должно быть уделено приоритетное внимание»[5]. На языке политического маркетинга это называется выбором приоритетных «мишеней», а работа с такими избирателями на профессиональном жаргоне называется «стрельбой по мишеням».
У каждой партии, у каждого кандидата есть «естественные сторонники» (рабочие, новые предприниматели, сельские жители...). Они составляют ядро будущих избирателей и могут считаться «завоеванными избирателями» – при условии, что стратегическая линия кампании будет направлена на укрепление этого ядра и его расширение.
«Лидеры общественного мнения» (региональная административная элита, деятели культуры, журналисты) составляют другую приоритетную «мишень». Стратегия избирательной кампании в этом направлении будет состоять в постоянном контакте с этой категорией избирателей и создании привилегированных условий для связей (прежде всего информационных) с ними.
Избиратели, представляющие собой так называемое болото. Задача кампании расшевелить это «болото» путем проведения целенаправленных акций (посещение квартир, рынков и магазинов, встречи с жителями квартала и т.п.).
Наконец, так называемые критически настроенные избиратели (либо вообще враждебно относящиеся к кандидату избиратели). Не спешите списывать их со счетов. Стратегия наступательной кампании будет состоять по меньшей мере в нейтрализации этой категории избирателей (посещения собраний сторонников соперника и выступления на них; публичные «дуэли» с соперниками и т.д.) либо даже в привлечении на свою сторону хотя бы части из них.
Условно для большей наглядности можно построить следующую модель избирательного корпуса, основанную на результатах исследования «избирательного рынка» (округа):
- завоеванные избиратели - «ядро» (15%);
- неустойчивые избиратели (30%)
- потенциальные избиратели «болото» (20%)
- потерянные избиратели»(35%)
Такая типологизация избирателей в принципе совпадает с типологизацией населения с точки зрения восприятия политической пропаганды партий:
безусловные, активные противники партии;
пассивные противники партии;
многочисленная группа безразличных и малоинформированных граждан, не имеющих четко выраженных политических симпатий («болото»);
сторонники партии, ее клиентура;