Отслеживающие опросы: опросы небольшого числа респондентов о восприятии ими ключевых тем избирательной кампании.
Проведение собственных опросов, как уже отмечалось, довольно дорогостоящая операция, особенно если обращаться к услугам престижных (кстати, не всегда лучших) институтов и центров. Более «доступными» оказываются местные центры или группы энтузиастов, владеющих методиками и навыками проведения опросов. Во всяком случае, нередко выгоднее (в материальном и политическом смысле) подготовить собственную группу социологического анализа, способную проводить опросы только для данного кандидата или избирательного объединения. Однако в этом случае необходимо избегать импровизации, небрежности методик и просто недостаточного профессионализма (наиболее оптимальным вариантом может быть проведение опроса собственными силами под руководством специалиста-профессионала и консультанта).
Существует множество методик изучения общественного мнения и составления вопросников. Вопросники в зависимости от пожеланий заказчика (необходимо максимально четко сформулировать свой заказ) могут содержать как вопросы о возрасте, поле, профессии избирателя, так и вопросы о его намерениях голосовать за того или иного кандидата (тот или иной список), либо вопросы о его отношении к конкретным проблемам. Этому посвящена специальная литература, поэтому ограничимся высказанными выше рекомендациями.
Анализ информационных потоков, определяющих предпочтения избирателей и их выбор, нацелен, прежде всего на изучение эффективности использования различных каналов информации избирателей, а также (подчеркнем это обстоятельство) на проверку достоверности получаемой кандидатом и его командой информации. Этот вид анализа особенно важен для мониторинга избирательной кампании, составления программ, корректировки образа кандидата или избирательного объединения.
Контент-анализ средств массовой информации позволяет отслеживать, что пишут газеты, вешают радио и телевидение по поводу кампании и самого кандидата, как они воздействуют на избирателей. Дополнением к этому служат экспресс-опросы по «горячим следам» той или иной передачи или нашумевшей публикации с целью выявления реакции избирателей.
Важно также выяснить степень информированности избирателей о кандидатах и их программах – для российского избирателя это более чем серьезная проблема: знать бы из кого выбираешь... За рубежом такую заботу обязаны проявлять муниципалитеты, в нашей стране необходимо возложить такую функцию на окружные избирательные комиссии, что не исключает и усилий групп поддержки.
Наконец, анализ образа кандидата или избирательного объединения необходим для «медиатизации» этого образа и его корректировки. Такой анализ проводится как в виде контент-анализа откликов СМИ, так и путем специальных опросов избирателей и тестов на восприятие «образа». Так, проведенный социологами фонда «Общественное мнение» анализ качеств идеального политика выявили такие приоритеты в оценках (в порядке убывания): ум, решительность, уравновешенность, справедливость, доброта, обаяние[4].
Изучение избирательного рынка, центром которого является его величество Избиратель, – начальная стадия избирательной стратегии, причем стадия необходимая. Не пройдя этой стадии, политик обречен блуждать в потемках, надеясь исключительно на свою интуицию и подвергая себя неоправданному риску авантюры.
Любой кандидат, любая партия ведут свою кампанию не в вакууме, а в обстановке острого столкновения интересов и жесткой конкуренции. В этой ситуации необходима нейтрализация соперников. Иными словами, каждый участник избирательного соревнования вынужден маневрировать, чтобы добиться успеха.
Составление партийного списка требует тщательного отбора кандидатов и учета политического веса каждого кандидата. Не вдаваясь в детали этой деликатной проблемы, отметим лишь общие черты методологии составления списка.
Выбор лидера списка имеет решающее значение: именно лидер «ведет за собой» весь остальной список, может объединить активистов, вызвать симпатии (или антипатии), составить команду кампании. Считается, что наряду с политическими взглядами важнейшим фактором подбора лидера является его известность. Это особенно важно в нашей стране, где практически все партии несут на себе печать персонализации («партия такого-то»).
При формировании списка политической партии важно соблюдать пропорцию между руководством партии и ее региональными активистами.
Следует учитывать, соответствует ли состав списка социологическому портрету электората избирательного объединения (блока), каковы географические зоны влияния, представительство женщин, молодежи, наконец, необходимость привлечения известных личностей со стороны. В стратегии многих политических партий за рубежом, а в последнее время и в России, стало обычным явлением включение в «партийный» список известных лиц, не входящих в партию, но по разным обстоятельствам примкнувшим к ней, – это повышает шансы партии за счет придания ей образа общенациональной силы, «объединяющей всех хороших людей». Важно при этом, чтобы такое «сватовство» не выглядело беспринципностью. По этой причине до принятия окончательного решения полезно зондировать возможную реакцию общественного мнения на этот шаг партийного руководства.
Иной план маневра выстраивает «одномандатный» кандидат, особенно если он выдвинут не политической партией, а проходит как независимый кандидат. Здесь огромное значение имеет социальный статус кандидата (определяющий необходимость поддержки других социальных групп), его национальная принадлежность (это особенно важно в регионах с компактным проживанием лиц иной национальной принадлежности), связь кандидата с округом (одно дело «местный» кандидат, другое – залетный гость из Москвы). Основу маневра такого кандидата составляют укрепление позиций в «своей» среде и завоевание политического пространства в «иной» среде, отсюда и особенности стратегии союзов и договоренностей с теми, кто готов поддержать кандидата, «стратегии доверия» по отношению к рядовым избирателям округа.
в) стадии выработки стратегии избирательной кампании.
Абстрагируясь насколько это возможно от хитросплетений российской текущей политики, вернемся к рассмотрению технических сторон разработки избирательной стратегии. Непосредственная разработка стратегии избирательной кампании кандидата (избирательного объединения) проходит три основные стадии:
постановка (подчеркнем – четко сформулированная постановка) целей и определение стратегических приоритетов избирательной кампании;
определение содержания кампании (выбор основных направлений и магистральных тем) на основе предвыборной программы или предвыборной платформы;
разработка генерального плана проведения кампании (включая ее основные этапы, коммуникационную стратегию, составление календарного плана).
Рассмотрим содержательную часть каждого этапа.