В основу выработки стратегии избирательной кампании может быть положено следующее.
1. Анализ текущей социально-экономической политики. Необходимо учитывать, что в переходные и кризисные периоды социальные процессы иначе воздействуют на экономику, политику, духовную жизнь, на психологию людей, чем в стабильных общественных системах. Известно, например, что в периоды тяжелых экономических кризисов снижаются социальные запросы значительной части трудящихся. В России это традиционно объясняют терпеливостью народа, и на терпении народа спекулировали и продолжают спекулировать различные политические силы. Однако снижение социальных запросов имеет свои пределы. Их длительное ограничение, подавление социальных потребностей у различных категорий населения приводит к деградации общества и является тормозом прогрессивных изменений.
Анализ состояния и тенденций изменения сознания и политических предпочтений электората.
Необходимо учитывать такие факторы, как политические, социокультурные, социально-психологические. Политические факторы – это политическая ориентация, партийное предпочтение, отношение к институтам власти, к политическим лидерам, к политике федеральных и региональных органов власти; социокультурные факторы – это уровень образования и культуры населения, характер духовно-культурных потребностей и ориентации, традиции, обычаи, нравы массовых социальных слоев, уровень правового сознания; социально-психологические факторы – это ценностные основы уклада жизни, типы и уровни социальных интересов, морально-психологическое состояние масс, направленность динамики общественных настроений, уровень активности населения, мотивы социального и политического поведения.
3. Анализ вопросов и проблем, которые окажутся в центре полемики. Обычно считается, что это проблемы, которые, что называется, «на слуху»: о них говорят и пишут СМИ, их обсуждают с коллегами на работе и дома. Однако настоящий политический стратег не должен пассивно следовать за ходом событий (тем более, что некоторые события иногда специально «создаются», дабы отвлечь внимание от действительно насущных проблем). Его задача – предвидеть, какие проблемы, помимо конъюнктурных, выдвинутся на первый план в ходе избирательной кампании.
4. Анализ позиции по отношению к кандидату и избирательному объединению различных политических, общественных и государственных структур:
партий и партийных блоков;
органов исполнительной и представительной власти;
федеральной и региональной элиты;
центральных и региональных средств массовой информации;
финансово-промышленных групп;
армии и силовых структур;
Правящих сил Запада и США.
5. Анализ финансовых, информационных и иных возможностей кандидата (избирательного объединения). Его имидж в глазах населения, возможности целенаправленного изменения этого имиджа, оперативного реагирования на быстро меняющееся массовое сознание могут оказаться нереализованными по причине недостаточных финансовых и организационных возможностей. Цель стратегии – объективно взвесить эти возможности.
6. Анализ сильных и слабых сторон потенциальных соперников, определение их приоритетов и факторов, оказывающих влияние на их позиции. Анализ и оценка возможностей потенциальных союзников, как и потенциальных соперников – материя весьма деликатная, поскольку наряду с открытой информацией в этом деле используется и информация конфиденциального характера, полученная в ходе доверительных бесед, переговоров, анализа слухов, версий и так далее. Оценка этой информации в полном объеме позволяет более объективно воспринимать политические реалий, в частности, строить стратегию политических союзов. Самое большое и опасное заблуждение – считать своих соперников глупее себя, либо недостаточно «проходимыми» на выборах. Но не стоит и преувеличивать их возможности, пасовать перед ними. Наступательная стратегия всегда нацелена на ослабление соперников.
Различные варианты плана избирательной кампании при всем их различии и разнообразии содержат несколько общих для них основных элементов:
анализ политической конъюнктуры и собственно «избирательного рынка» в округе;
определение целей и задач избирательной кампании;
выявление «адресных групп» избирателей;
определение магистральных тем кампании;
подготовка программы (предвыборной платформы);
поиск лозунга;
создание структуры управления кампанией (формирование команды кандидата или штаб-квартиры избирательного объединения);
составление графика;
формирование бюджета кампании;