Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением.
1) социальной памяти
2) воспитательная
3) прогностическая
Ответ:
1.способ идентификации и ориентации общества и личности
2.формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
3. предвидение будущего
Ответ: Последовательность: 1,2, 3
Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный
2) ретроспективный
3) проблемно-хронологический
- раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
- проникновение в прошлое с целью выявления причины события
- изучение последовательности исторических событий во времени
Ответ: Последовательность: 1,3, 2
3. Основоположником теории формаций был…
И.В. Сталин
А. Тойнби
В.И. Ленин
К. Маркс
Ответ: К. Маркс
4. Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название …
географический детерминизм
география
геология
рационализм
Ответ: географический детерминизм
5. Основным, важнейшим положением теории революционного народничества в России явился тезис о …
конституционной монархии как идеальной форме правления для России
Европе как ориентире для развития России
капитализме в России как чуждом явлении, насаждаемом «сверху»
крестьянской общине как ячейке социализма
Ответ: крестьянской общине как ячейке социализма
Инструкция
Количество тестов – 34, время – 60 мин., вариантов –10.
Тесты встроены в электронную оболочку информационно-образовательного контента филиала: https://edu.rane74.ru/mod/quiz/view.php?id=505, тестирование проводится в компьютерном классе. После завершения тестирования каждый обучаемый получает персональный результат.
Оценка | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
Набранная сумма баллов (мах – 100) | 60-70 | 71-80 | 81-100 |
Шкала оценивания
Баллы | Оценка | Требования к освоению этапа компетенции |
81-100 | 5, «отлично» | Оценка «отлично» выставляется студенту, если он способен логично, аргументировано обосновывать мировоззренческую позицию о роли Отечества в мировом историческом процессе, может изложить свою гражданскую позицию. Учебные достижения в семестровый период и результатами рубежного контроля демонстрируют владение критическим анализом исторической информации (для очного). |
71-80 | 4, «хорошо» | Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он способен логично, но не приводя достаточной аргументации обосновывать мировоззренческую позицию о роли Отечества в мировом историческом процессе, может сформулировать свою гражданскую позицию. Учебные достижения в семестровый период демонстрируют отдельные суждения по критическому анализу исторической информации. (для очного) |
61-70 | 3, «удовлетворительно» | Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он способен последовательно, без аргументации и примеров сформулировать мировоззренческую позицию о роли Отечества в мировом историческом процессе, имеет отдельные суждения о гражданской позиции. Учебные достижения в семестровый период демонстрируют понимание необходимости критического анализа исторической информации(для очного). |
Менее 60 | 2, «неудовлетворительно» | Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не может обозначить гражданскую позицию, не имеет собственные суждений по мировоззренческой позиции, не имеет представления о роли Отечества в мировом историческом процессе Учебные достижения в семестровый период демонстрируют отсутствие навыка критического анализа информации (для очного). |
Методические материалы
Процедура оценивания составления компендиума
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
В компендиуме представлено более 3 проанализированных точек зрения, альтернативных позиций, все содержательно связано, интегрированы логично, представлена авторская позиция. | |
В компендиуме представлено менее 2 точек зрения, все содержательно связаны, интегрированы и логично, представляют авторскую позицию. | |
В компендиуме представлено единственное мнение, но критически осмысленное студентом, все части конспекта содержательно связанны, частично не соответствуют заданной теме, частично не интегрированы. | |
В компендиуме не представлен критический взгляд анализ, части фрагментарны, содержательно не связанных между собой, не соответствуют заданной теме. |
Процедура оценивания участия в дискуссии, опросе на практическом занятии
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, создано мультимедийное сопровождение, в котором отражены вопросы дискуссии, использованы примеры из науки и практики. | |
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, создано мультимедийное сопровождение, отсутствуют альтернативные точки зрения, не рассмотрены все аспекты. | |
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, создано мультимедийное сопровождение, которое не содержательно. | |
Студентом не подготовлено выступление либо тема содержательно не раскрыта. |
Процедура оценивания эссе по теме
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Обоснована практическая и теоретическая значимость работы. Проведен детальный анализ теоретических и эмпирических источников, выводы автора самостоятельны и аргументированы. | |
Полученные результаты преимущественно соответствуют поставленной цели и задачам. Обоснована практическая и теоретическая актуальность работы. В процессе анализа литературы отобран и проанализирован широкий круг теоретических и эмпирических источников. | |
Полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы. | |
Полученные результаты не соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы. |
Критерии оценки контрольной работы:
Оценка «удовлетворительно» предполагает, что полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы. В процессе анализа литературы отобраны источники, продемонстрировано понимание решаемой проблемы. Выбраны адекватные цели методы, процедуры. Они в значительной степени реализованы в работе. Выводы имеют наглядный характер. Требования по оформлению работы в основном выполнены.
Оценка «хорошо» ставится, когда полученные результаты преимущественносоответствуют поставленной цели и задачам. Обоснована практическая и теоретическая актуальность работы. В процессе анализа литературы отобран и проанализирован достаточный круг теоретических и эмпирических источников. Выбраны и обоснованы применяемые научные подходы, методы и процедуры. Полученные результаты в основном логичны систематизированы, но не всегда доказательны. Оформление работы в целом соответствует существующим требованиям.
Оценка «отлично» предполагает: полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Продемонстрирована теоретическая значимость работы. Проведен анализ теоретических и эмпирических источников, выводы автора самостоятельны и аргументированы. Содержание работы полностью соответствует поставленной задаче, содержит достоверные и интересные выводы. Оформление работы полностью отвечает всем требованиям.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение по дисциплине «История» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические) и вовремя самостоятельной работы студентов. Для очной формы обучения: Практические занятия (см. раздел 4.2) предполагают их проведение, как правило, в составе малых групп, используя технологический подход «Soft skills» с целью выявления полученных знаний, умений, компетенций (по процедурам оценивания раздела 4.4).
Для студентов заочной формы обучения необходимо в период самостоятельной работы, межсессионный период изучить материалы содержания дисциплины, используя для самопроверки вопросы раздела 4.2., изучая соответствующие разделы учебников из списка основной литературы, а так же полнотекстовыми лекциями и мультимедийными материалами для студентов размещенные на учебной дистанционной платформе филиала: https://edu.rane74.ru/course/view.php?id=10, включая темы контрольных работ и требования к их выполнению.
Для студентов очной формы обучения
Подготовка к лекции заключается в следующем:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;
- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);
- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;
Подготовка к практическим и семинарским занятиям:
- изучите вопросы и материалы к занятию, используя разделы рекомендованной литературы учебнику и учебным пособиям и компендиум лекций;
- ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов, используя критический анализ, альтернативные точки зрения;
- готовиться можно индивидуально или в составе малой группы, последнее является предпочтительным;
- рабочая программа дисциплины в части компетенций, умений, и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.
Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:
- программой дисциплины;
- перечнем знаний и умений, компетенций которыми студент должен владеть;
- контрольными вопросами текущего и промежуточного контоля;
- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;
Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятиях позволит успешно освоить компетенцию по дисциплине и создать хорошую базу для ее освоения. Кроме того, по дисциплине имеются методические материалы (мультимедийные презентации, методические материалы, задания) размещенные на учебной дистанционной платформе филиала: https://edu.rane74.ru/course/index.php?categoryid=45.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература
1. История для бакалавров: учебник для вузов / П.С. Самыгин и др. - 2-е изд., стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 573 с. - (Высшее образование).
2. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36192.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6.2. Дополнительная литература
1. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803.— ЭБС «IPRbooks»
2. Курс Отечественной истории IX-начала XXI веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Л.И. Ольштынский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ИТРК, 2012.— 656 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27932.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. Отечественная история: хрестоматия / — М.: Российская международная академия туризма, Логос, 2012. 295— c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14292
4. История России : учеб. пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. - 2-е-изд., пер. и доп. - М. : Юрайт, 2013.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
Тексты лекций, задания, мультимедийные презентации по проблемам размещенные на учебной дистанционной платформе филиала: https://edu.rane74.ru/course/view.php?id=10,
Учебники и учебная литература имеется в библиотеке филиала, а так же в имеющейся ЭБС «Лань» http://e.lanbook.com/, ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/ ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru.по персональной регистрации через библиотеку филиала
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).- СПб.: Питер,2012.-64 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273
Интернет-ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
2. http://www.encyclopedia.ru - Мир энциклопедий.
3. http://www.lants.tellur.ru - Отечественная история.
4. http://www.rubricon.com/about_whist_1.asp - Энциклопедический словарь "Всемирная история".
Иные источники
Соловьев, С.М. История России с древнейших времен [Текст]: - Санкт-Петербург: Амфора, 2015-2016. Т. 1. – Т.11