Компетенция Федерального Собрания

В соответствие со ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» назначение 1/3 членов Центральной избирательной комиссии.

Одним из главных полномочий Совета Федерации является участи в законодательной деятельности. Этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии с федеральным законодательством имеет и иные полномочия (назначает 1/3 членов Центральной избирательной комиссии, назначает членов совета директоров Центрального банка РФ и др.).

Так же важнейшим полномочием государственной Думы является принятие законов.

Законодательный процесс

Законодательный процесс – это сложная система действий в парламенте, завершающаяся принятием (или не принятием) законов. Он состоит из следующих стадий: законодательная инициатива; подготовка законопроекта к рассмотрению и обсуждение законопроекта; принятие или отклонение законопроекта Государственной Думой; рассмотрение и одобрение либо неодобрение законопроекта Советом Федерации; промульгация (подписание и обнародование закона) или отклонение закона Президентом РФ. Так же возможны дополнительные стадии по преодолению разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации и по преодолению «вето» Президента РФ.

Законодательная инициатива. В соответствие со ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Соответственно ни граждане, ни общественные объединения, ни органы местного самоуправления законопроекты вносить не могу. Такое ограничение субъектов права законодательной инициативы обусловлено тем, что внесение законопроекта обязательно влечет процедуру его рассмотрения. Следовательно, предоставление данного права всем желающим заблокирует работу Думы, вынужденную рассматривать законопроекты, идущие ото всех. Однако граждане могут направить свое правотворческое предложение какому-либо субъекту, перечисленному ст. 104 Конституции, а он в свою очередь – направить законопроект в Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

При внесении законопроекта, к его тексту должны быть приложены пояснительная записка, перечень нормативных актов, которые будут изменены или утратят силу в связи с принятием данного закона, финансово-экономическое обоснование, заключение Правительства РФ (в случаях, названных выше).

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы.

Подготовка законопроекта к рассмотрению. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы. Председатель Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет. По предложению профильного комитета Совет Думы устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний, а также срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Совет Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения направляет в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты.

По решению ответственного комитета законопроект может быть направлен в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляются Советом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство РФ и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

Обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета. Если Совет Государственной Думы не примет иное решение, продолжительность доклада не может превышать семь минут. Представитель ответственного комитета сообщает о позиции по законопроекту ответственного комитета, а также комитетов-соисполнителей (если таковые назначались при подготовке законопроекта). При рассмотрении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Государственной Думы информацию о позиции органов государственной власти субъектов РФ, представивших в Государственную Думу отзывы на законопроект.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, либо принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, либо отклонить законопроект.

В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов менее 30 дней.

Для второго чтения в законопроект вносятся поправки. На втором чтении обсуждаются поправки и если законопроект принят с этими поправками, то над ним продолжается работа (устранение внутренних противоречий, редакционная правка и др.). Если законопроект большинства голосов депутатов не набирает, он не считается отклоненным, а направляется в комитет на доработку.

На третьем чтении не допускается обсуждение поправок, возможны редакционные уточнения. В третьем чтении закон принимается в целом.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, (ФКЗ – не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение законопроекта Советом Федерации. В Совете Федерации назначается ответственный за законопроект комитет, который дает заключение, подлежит ли законопроект обязательному рассмотрению.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. ФКЗ считается одобренным, если за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Промульгация (подписание и обнародование закона) или отклонение закона Президентом РФ. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его («вето» Президента), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию. В отношении ФКЗ у Президента отсутствует право «вето».

Все подписанные Президентом законы подлежат опубликованию в течение семи дней. Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, если иное не указано в самом законе.

Контрольные вопросы

1. Что такое парламентаризм?

2. Каков порядок выборов депутатов Государственной Думы?

3. Каков порядок формирования Совета Федерации?

4. Какова структура Государственной Думы и Совета Федерации?

5. На какой срок и кем избираются депутаты Государственной Думы?

6. Кто и в каком порядке назначает (избирает) члена Совета Федерации?

7. Перечислите полномочия Государственной Думы и Совета Федерации.

8. Перечислите субъекты права законодательной инициативы.

9. Что обсуждается при принятии законопроекта на первом, втором и третьем чтении в Государственной Думе?

10. Когда закон вступает в силу?

Темы рефератов

1. Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти.

2. Порядок формирования Совета Федерации.

3. Порядок выборов депутатов Государственной Думы.

4. Конституционные основы ограничений депутата Государственной Думы.

5. Внутренняя организация и полномочия Государственной Думы.

6. Внутренняя организация и полномочия Совета Федерации.

7. Конституционные основы взаимодействия палат Федерального Собрания.

8. Субъекты права законодательной инициативы.

9. Законотворческий процесс.

10. Роспуск Государственной Думы Президентом РФ.

Литература

1. . Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (в редакции от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.02.2014. № 8. Ст. 740.

2. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 50 (часть IV). Ст. 6952.

3. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1994 г. № 2. Ст. 74.

4. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1994 г. № 8. Ст. 801.

5. Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. № 1. Ст. 7.

6. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 апреля 1995 г. № 7-ФЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г. № 3. Ст. 170.

7. Постановление Государственной Думы РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (в редакции от 2 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. № 7. Ст. 801.

8. Постановление Совета Федерации РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 30 января 2002 г. № 33-СФ (в редакции от 19 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 33. Ст. 635.

9. Булаков, О. Н. Парламентское право: учеб. Пособие / О. Н. Булаков; под ред. Ю. А. Дмитриева. – М.: Юрист, 2002. – 128 с.

10. Боброва, Н. А., Заикин, Д. А. Парламентские формы борьбы с коррупцией. / Н. А. Боброва, Д. А. Заикин // Конституционное и муниципальное право. – 2009 г. № 1.

11. Борисова, Ж. П. Понятие законотворчества в современном государстве. / Ж. П. Борисова // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 3.

12. Борисова, Ж. П. К вопросу о принципах законотворчества. / Ж. П. Борисова // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 12.

13. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

14. Вихарев, А. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: вопросы конституционной теории и практики / А. А. Вихарев. – М. 2003.

15. Гранкин, И. В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования / И. В. Гранкин // Журнал российского права – 2005 г. - № 8.

16. Гранкин, И. В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Совета Федерации / И. В. Гранкин // Право и экономика – 2005 г. - № 10.

17. Конюхова, И. А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика / И. А. Конюхова // Журнал российского права. – 2004. - № 1.

18. Конституционное право России / Под редакцией Б. С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 671 с.

19. Медушевский, А. Н. Совет Федерации в российской системе разделения властей / А. Н. Медушевский, Отв. ред. Смирнягин Л. В. – М. 2003.

20. Окулич, И. Н. Правовая природа парламентских процедур в Российской Федерации. / И. Н. Окулич // Конституционное и муниципальное право. – 2008 г. № 2.

21. Онишко, Н. В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт / Н.В. Онишко // Журнал российского права. – 2003 г. - № 4.

22. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. – М. 1996.

23. Хабриева, Т. Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Хабриевой Т. Я., Тихомирова Ю. А., Орловского Ю. П. М. – 2004.

24. Шаклеин, Н. И. К проблеме повышения эффективности законотворческой работы в России / Н. И. Шаклеин // Государство и право. – 2008. № 10.

Наши рекомендации