Конституционные принципы организации органов правосудия в Российской Федерации
КРФ закрепляет четкое правило: правосудие в РФ осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе К., и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (арбитражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.
Согласно КРФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.
КРФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается КРФ и ФКЗ. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме ФКЗ. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на террит. субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
ФКЗ "О судебн. с-ме РФ" закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:
• установления судебной системы РФ К-цией РФ и ФК законом;
• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
• применения всеми судами К-ции РФ, федеральных КЗ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субРФ;
• признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
• законодательного закрепления единства статуса судей;
• финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
ФКЗ допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.
205)Конституционный Суд: порядок формирования, структура, цели и задачи.
Конст. Суд был создан в РФ в 1991 г. (до этого - Комитет конституционного надзора СССР). КРФ (ст. 125) учреждает Конст Суд РФ в с-ме судебной власти, четко определяя (в отличие от других высших судов) его состав, компетенцию, юридическую силу решений. Полномочия Конст Суда регламентируются в ряде других статей КРФ: ст. 100 (о посланиях Конст Суда Федеральному Собранию), ст. 104 (о праве законодательной инициативы), ч. 2 ст. 82 (о присутствии судей Конст Суда при принесении присяги Президентом РФ). Конст Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в КРФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 КРФ.
Судьей Конст Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет. Предложения о кандидатах на должности судей Конст Суда могут вноситься Президенту РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конст Суда. Судья приносит присягу, текст которой установлен законом.
Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей.
К числу принципов конституционного судопроизводства Закон относит независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Судьи Конст Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только КРФ и ФКЗ.
Компетенция Конст Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
1) проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);
2) разрешение споров о компетенции;
3) толкование Конституции РФ;
4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.