Право и мораль, их соотношение и взаимосвязь.
Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие определенному типу культуры, направленные на организацию общественных отношений и т. д. Однако они обладают и существенными различиями.
Право | Мораль | |
Особенности формирования | Формируется в законодательной, судебной деятельности. Четко отделено от правосознания и действуют относительно определенных общественных отношений, в рамках тех или иных социальных институтов | Формируется в духовной жизни общества, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания |
Форма фиксации | В письменных источниках права (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.), должны отвечать строго установленным требованиям как к характеру текстов, так и к их атрибутам. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законодательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.) | В общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. (представления о добре и зле, чести, достоинстве и т. п.), не существует каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. |
Характер регулятивного воздействия | Через механизм правового регулирования | Через формирование внутренних регуляторов поведения |
Способы обеспечения | Обеспечивается государством | Обеспечивается общественным воздействием (влиянием общественного мнения, массовым примером и т.д.) |
Взаимодействие права и морали.
Право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число основных моральных ценностей. Более того, сегодня принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т. д.), которые закреплены в общественном сознании как нравственные принципы и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются основополагающими и для моральной, и для правовой систем современного общества, по крайней мере, в странах европейской культурной традиции. В обществе существует групповая мораль (т. е. система нравственных идеалов и ценностей, существующая в рамках отдельной социальной группы, слоя и т.д.), которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью и противоречить праву. Например, антисоциальная мораль криминальных слоев общества.
В обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода происходит частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества, зависящее от степени кардинальности идущих в обществе реформ. В данных исторических процессах становление новой морали осуществляется, как правило, значительно медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Отсюда вытекает, что между юридическими и моральными нормами может возникнуть некоторая «историческая рассинхронизация». Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных актах широко распространено использование оценочных понятий, задаваемых через категории морали (недостойное поведение, честь и т. п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой - нарушение моральных принципов общества в некоторых случаях является неотъемлемой составляющей оснований наступления правовых последствий.
52 Система права : понятие и особенности (Система права, ее основные элементы (структура). Различные подходы к пониманию системы права.)
Система права - исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Система права:
g устанавливает устойчивые связи внутри права;
g способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;
g позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;
g обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, пединститутов, подотраслей и отраслей права;
g создает преемственность правового прогресса.
Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридических норм.
1) С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии.
а) В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек.
б) Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество.
Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Естественное право - совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право - система норм, содержащая определенные права и обязанности, исходящие от государства и общества, выраженные (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.
2) Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки се элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право). Например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.
3) Системно-структурный подход обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. Структура:
а) Юридическая норма - первичный и конечный структурный элемент права, который самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).
б) Институт права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть
i) отраслевыми институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве
ii) межотраслевыми (комплексными) регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву.
в) Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасли подразделяются на
i) материальные например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право
ii) процессуальные гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании (трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др).
Фактическим отношениям присущи следующие черты:
g это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
g это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
g это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
g это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).
Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты.
Метод правового регулирования - совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.
Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.
При регулировании общественных отношений используются различные методы:
g императивный и диспозитивный,
g альтернативный и рекомендательный,
g поощрения и наказания.
Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).