Понятие нормы права, ее особенности и признаки
Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Признаки:
1) Норма права - мера свободы волеизъявления и поведения человека. Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.
2) Норма права - это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.
3) Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права
4) В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения.
5) Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества.
6) Принимается субъектами правотворчества;
7) Структурно организована - представляет собой системную взаимосвязь структурных элементов,
8) Системность- проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права, характеризуется:
а) соотношением с другими нормами, правовым институтом отрасли права;
б) взаимосвязью с другими элементами правового регулирования (правоотношениями, актами применения юридических норм);
в) иерархией правовых норм;
9) Государство создает нормы по определенной процедуре;
10) Государство признает, огосударствляет те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизуемых процессов, появляющихся как обычай;
11) Норма права является регулятором общественных отношений.
12) Общеобязательное правило поведения - оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;
13) Формально-определенное – документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.
а) внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения.
б) внешняя - заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - в нормативно-правовом акте.
14) Гарантированно государством. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;
15) Нормативность - устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов
а) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
б) неперсонифицирована, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей;
в) неопределенность числа случаев применения, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов.
Возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов:
1) биологический аспект - норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии,
2) психологический аспект - как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека,
3) социальный аспект - правовая норма есть сугубо социальный феномен. Правовая норма выступает в виде:
а) справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;
б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;
в) формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения (мера свободы).
4) интеллектуально-идеологический аспект - правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение. Создание правовой нормы представляет собой процесс разрешения противоречий (экономических, политических, идеологических, религиозных), возникающих между интересами конкретных людей и различных социальных групп, норма в конечном счете является:
а) компромиссным, приемлемым для данного времени и общества вариантом регулирования, обеспечивающим нормальную жизнь людей;
б) обобщенной информацией о социальной действительности;
в) средством познавательной деятельности;
г) конкретным средством разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.
5) социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:
а) формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;
б) социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.
Таким образом, правовыми можно считать нормы, которые:
· исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;
· исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;
· изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;
· закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Виды норм права.
1) По субъектам правотворчества
а) исходящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент)
б) исходящие непосредственно от гражданского общества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).
2) По социальному назначению и роли в правовой системе
а) учредительные (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.
б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей
i) управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);
ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);
iii) запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения)
в) охранительные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов
г) обеспечительные (нормы-гарантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования
д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления
е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)
ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями
з) оперативные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3) По предмету правового регулирования
а) материальные правила поведения субъектов
i) нормы конституционного,
ii) гражданского,
iii) уголовного,
iv) административного,
v) трудового и иных отраслей права.
б) процессуальные содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил
4) По методу правового регулирования
а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.
б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.
в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
5) По сфере действия
а) федеральные функционируют на всей территории государства;
б) субъектов федерации на территории субъекта;
в) местного самоуправления - МО;
г) локальные действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6) по времени (постоянные и временные),
7) по кругу лиц
а) общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;
б) специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;
8) по сущности:
а) отправные нормы (нормы-начала) - определяют основы правого регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы: - положения конституции, закрепляющие основы политического, государственного, экономического устройства;
б) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (противоречий) между нормами права;
в) нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категории;
9) по назначению:
а) основные - определяет начало правового регулирования общественных отношений, с их помощью закрепляются его правовые категории, понятия, цели и задачи;
б) производные - обеспечивают детализацию основных норм, обычно входит в особенную часть той или иной отрасли права.