Понятие нормы права, ее особенности и признаки

Норма права - общеобязательное формально-определен­ное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных ак­тах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1) Норма права - мера свободы волеизъявления и пове­дения человека. Наи­большая эффективность реализации правовой нормы достигает­ся при совпадении целей отдельной личности и общества, соче­тании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2) Норма права - это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обо­значающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

3) Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права

4) В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения.

5) Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества.

6) Принимается субъектами правотворчества;

7) Струк­турно организована - представляет собой системную взаимосвязь структурных элементов,

8) Системность- проявляется в структурном построении нормы, в специ­ализации и кооперации норм различных отраслей и институ­тов права, характеризуется:

а) соотношением с другими нормами, правовым институтом отрасли права;

б) взаимосвязью с другими элементами правового регули­рования (правоотношениями, актами применения юридичес­ких норм);

в) иерархией правовых норм;

9) Государство создает нормы по определенной процедуре;

10) Государство признает, огосударствляет те нормы, кото­рые зарождаются в силу самоорганизуемых процессов, появ­ляющихся как обычай;

11) Норма права является регулятором общественных отношений.

12) Общеобязательное правило поведения - оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

13) Формально-определен­ное – документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

а) внутренняя определенность нормы проявляется в со­держании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения.

б) внешняя - заключа­ется в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - в нормативно-правовом акте.

14) Гарантированно государством. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;

15) Нормативность - устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов

а) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;

б) неперсонифицирована, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей;

в) неопределенность числа случаев применения, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов.

Возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов:

1) биологи­ческий аспект - норма права отражает некую частицу материаль­ного и духовного мира в человеческом бытии,

2) психологический аспект - как бы устанавливает меру освоения при­роды, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоцио­нальным настроем человека,

3) социальный аспект - правовая норма есть сугубо соци­альный феномен. Правовая норма выступает в виде:

а) справедливого мас­штаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

б) типизированного отпечатка повторяющихся факти­ческих общественных отношений;

в) формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интере­сов, прав и свобод личности и одновременно в необхо­димых случаях средством ограничения свободы поведе­ния (мера свободы).

4) интеллектуально-идеологи­ческий аспект - правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение. Создание правовой нормы представ­ляет собой процесс разрешения противоречий (эко­номических, политических, идеологических, религиозных), возникающих между интересами конкретных людей и различных социальных групп, норма в конеч­ном счете является:

а) компро­миссным, приемлемым для данного времени и общества вариантом регулирования, обеспечивающим нормальную жизнь людей;

б) обобщенной информацией о социальной действительности;

в) средством познавательной деятель­ности;

г) конкретным средством разрешения противоре­чий (конфликтов) между людьми.

5) социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

а) формально-опре­деленного обязательного правила поведения, закреплен­ного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного госу­дарством;

б) социально-классового регулятора общест­венных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

Таким образом, правовыми можно считать нормы, которые:

· исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противореча­щих общегуманистическим идеалам и признанных госу­дарством;

· исходят непосредственно от общества (страны), тер­риториального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), преду­смотренного конституцией;

· изданы легитимными органами государства, избран­ными или назначенными в соответствии с конститу­цией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;

· закреплены в договорах, заключенных между субъек­тами права в соответствии с действующим законода­тельством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Виды норм права.

1) По субъектам правотворчества

а) исхо­дящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент)

б) исхо­дящие непосредственно от гражданского об­щества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум).

2) По социальному назначению и роли в правовой системе

а) учредительные (нормы-принци­пы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества.

б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей

i) управомочивающие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий);

ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий);

iii) запрещающие (устанавливаю­щие запрет на совершение действий и поступков, которые оп­ределены законом как правонарушения)

в) охранитель­ные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов

г) обеспечительные (нормы-га­рантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе пра­вового регулирования

д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регули­рования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления

е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)

ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие про­тиворечия между правовыми предписаниями

з) опера­тивные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления норма­тивного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3) По предмету правового регулирования

а) материальные правила поведения субъектов

i) нормы конституционного,

ii) гражданского,

iii) уголовного,

iv) административ­ного,

v) трудового и иных отраслей права.

б) процессуальные содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил

4) По методу правового регулирования

а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-катего­ричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позво­ляющий сторонам (участникам) отношений самим договорить­ся по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях ре­зервное правило.

в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен­ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5) По сфере действия

а) федеральные функционируют на всей территории государства;

б) субъектов федерации на территории субъекта;

в) местного самоуправления - МО;

г) локальные действуют в рамках от­дельных государственных, общественных или частных структур.

6) по времени (по­стоянные и временные),

7) по кругу лиц

а) общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;

б) специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;

8) по сущности:

а) отправные нормы (нормы-начала) - определяют основы правого регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы: - положения конституции, закрепляющие основы политического, государственного, экономического устройства;

б) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (противоречий) между нормами права;

в) нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категории;

9) по назначению:

а) основные - определяет начало правового регулирования общественных отношений, с их помощью закрепляются его правовые категории, понятия, цели и задачи;

б) производные - обеспечивают детализацию основных норм, обычно входит в особенную часть той или иной отрасли права.

Наши рекомендации