Государство в политической системе.

В историчес­ком плане государство можно считать первой политической организацией.

Наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объеди­нения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, в условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников – общины, гильдии, цехи, церковные учреждения. В буржуазном и социалистическом обществе действуют разного рода политические партии, профсоюзы, общественные объединения, отражающие в своей дея­тельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает цен­тральное место в политической и общественной жизни любой страны. Все это обусловлено следующими факторами.

1. Государство выступает в качестве альтер­нативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого обще­ства на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвра­щает это сегодня. В этом смысле оно дало жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих под­данных в междоусобные и региональные вооруженные конф­ликты, войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудием определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защит­ник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного про­живания. Исторические, идеологические, социально-экономи­ческие связи индивидов с государством получают концентриро­ванное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обес­печиваются государством. Через государство индивид «включается» в политическую систему общества: приобретает устойчивые первичные политические качества, которые стано­вятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и дви­жений, политических партий и т. п.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами суще­ствует комплекс противоречий - это противоречия между демократи­ей и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и огра­ниченными возможностями его осуществления и др. Противо­речия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

3. Государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение обще­ства.

Марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает особое состояние в развитии общества, когда в нем воз­никает классовая напряженность, которая существует только во время кризисов. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. В обычные периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи.

Перед государством и поли­тической системой в целом стоят одни и тс же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борь­бы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. В этой связи государство играет роль надклассового арбит­ра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообраз­ных интересов. Де­мократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти. Государство как форма политического об­щежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

5. Государство - важнейший интегрирующий фактор, свя­зывающий в единое целое политическую систему и гражданс­кое общество. В силу своего социального происхождения госу­дарство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, устройства связи до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств произ­водства, земли, ее недр, доходов от налогов и сборов оно фи­нансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, уп­равляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

6. Для политической системы общества важное консолидирую­щее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

Государство в силу вышеобозначенных качеств выс­тупает самым важным системообразующим фактором полити­ческой жизни общества. Особая роль отводится государству в разрешении чрезвычайных общественных ситуаций (стихийные бедствия, террористические акции, изменения политического режима и т. п.).

Наши рекомендации