Политический режим и его формы .

Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме:

· правления,

· территориального устройства

· политического (государственного) режима.

Политический режим – методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Признаки:

1. ПР зависит от методов осуществления власти (убеждение, законность, парламентаризм → демократия).

2. ПР определяется соотношением политических сил (устойчивый баланс политических сил → стабильный ПР).

Виды:

В зависимости от механизма осуществления власти:

а) Демократический режим(или открытый политический режим) - единственным источником власти признаётся народ. Характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости, идеологическое многообразие, многопартийность, разделение властей, рыночные отношения.

б) Недемократический(или закрытый политический режим) - характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом.

i) Авторитарный - политический режим, характеризую­щийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Характерны: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон об­щественной жизни, командно-административные методы руковод­ства; безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от вла­сти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати.

(1) Военный режим - основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц (страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция). Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей..

(2) Партийный режим - осуществление монопольной власти какой-либо партией или политической группи­ровкой. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отне­сены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государ­ства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия).

(3) Кор­поративный режим - власть бюрократи­ческих, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Данные группировки используют прерогативы официальных органов для защиты своих интересов. Го­сударственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализиро­ванные группы интересов из процесса принятия решений.

(4) Национальный режим - возникает в результате до­минирования в элитарной группировке национальной или этничес­кой группы (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонст­рируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах прово­дится негласная политика вытеснения иностранных национальных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном кон­куренты в этнически господствующей среде) скатываются к приме­нению методов политического террора.

(5) Режим личной власти - главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него (Индия при И. Ганди, Испания при Фран­ко, Румыния при Чаушеску). Такой лидер может либо проводить относительно самостоятельный поли­тический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслу­живать интересы своих сторонников. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со сторо­ны оппозиции.

(6) Теократи­ческий режим - форма осуществления власти, при которой высшая государственная власть принадлежит духовенству или главе церкви. Теократические режимы, характеризующиеся концентрацией реальной власти в руках духовенства или религиозного лидера (даже при возможном существовании представительных органов власти и президента как главы государства) и базирующиеся на отождествлении религиозной веры и политического доверия людей, авторитарны по своей сути (Иран, Афганистан, Ватикан).

ii) Тоталитарный - поли­тический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Политическая система тоталитаризма, как правило, представля­ет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над обществом, не до­пуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля.

(1) «Правый» тоталитаризм - идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим, сохраняется рыночная экономика, институт собственности, опирается на механизмы экономического саморегулирования. Представлена 2 формами:

(а) итальянский фашизм. Основная идея возрождение былого могущества Римской им­перии.

(б) германский национал-социализм. Основная идея превосходство арийской рассы.

(2) «Левый» тоталитаризм - опирается на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует (СССР, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Куба).

В зависимости от методов, используемых в поддержании своего господства (убеждение или принуждение):

а) Либеральный режим преимущественное внимание уделяется убеждению общества и политической оппозиции в правильности проводимой им политики. В деятельности государственной власти сужены методы насилия, исключены неправовые методы властвования (физический террор, репрессии), превалируют методы компромисса, взаимного согласования позиций, стремление мирно регулировать возникающие конфликты. Армия, полиция, спецслужбы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами, функцию поддержания правопорядка обеспечивают полиция и суды.

б) Умеренный режим - убеждение и принуждение разделены примерно в равной пропорции, если для достижения своих целей режиму приходиться прибегать к репрессиям и к использованию органов государственного принуждения в отношении меньшей части общества.

в) Репрессивный режим - преимущественно опирается на репрессии и террор, которые имеют массовый характер. Данный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся решающим средством достижения политических целей, основным методом регулирования общественной жизни, главным приемом управления обществом. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но нередко угрожают и вполне лояльным гражданам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности.

В зависимости от того кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление:

а) Охлократия - господство, власть толпы.

б) Олигархия - власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и, порой, обслуживает их личные и/или групповые интересы

в) Тирания - это режим личной власти, направленный на удовлетворение эгоистических желаний тирана. Она гиб­нет, как правило, вместе со смертью тирана.

Наши рекомендации