Развитие её общественного и государственного строя
Предпосылки становления абсолютизма. В последней четверти XVII века в России отчётливо наблюдается тенденция становления абсолютной монархии. Для этой формы государства обычно характерны следующие признаки:
- вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) находится в руках одной личности (царя);
- наличие обширного профессионального бюрократического аппарата;
- создание сильной постоянной армии;
- отсутствие сословно-представительных органов и учреждений;
- полное подчинение церкви светской власти.
К тому времени абсолютизм установился во Франции и в большинстве других европейских государств.
Неограниченная власть «государя и самодержца всея Руси» была законодательно оформлена Уложением 1649 г. С этих пор роль Земских соборов падает. После 1653 г. Земские соборы в полном составе не собирались. Были ограничены функции и Боярской думы, особенно в связи с созданием Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, поставленной над всеми органами управления.
Однако процесс формирования абсолютизма находился в начальной стадии. Власть монарха ещё использовала для принятия важных решений сословные комиссии. Централизованный бюрократический аппарат только начинал складываться, в основе его формирования по-прежнему лежал принцип родовитости, знатности. Созывались церковные соборы, продолжала самостоятельно функционировать церковная иерархия во главе с патриархом.
В конце XVII века процесс становления абсолютизма ускорился. В 1682 г. было отменено местничество. Это способствовало объединению дворянства и боярства в единый класс-сословие, на основе уравнивания вотчин и поместий. Значительно затрудняется доступ в дворянское сословие лиц из других сословий. Служилые люди «по прибору»[54] постепенно лишаются былых прав и превращаются в одну из категорий податного населения, сближаются по положению с крестьянами. Завершалось, юридически закреплённое Соборным уложением 1649 г., полное закрепощение крестьян и прикрепление к своим местам податного населения городов.
Ряд законодательных актов, особенно «Новоторговый устав» 1667 г., все более усиливали протекционизм - вмешательство государства в частно-экономическую жизнь. Но проводился он непоследовательно.
Видное место в процессе складывания абсолютизма занимали изменения в составе и организации армии. Снизилась роль дворянского ополчения, стрелецкого войска, возросло количество солдатских и рейтарских полков. Это были шаги к созданию регулярной армии. Но к концу XVII в. вооружённые силы Московского государства оставались регулярными, в лучшем случае, лишь наполовину.
Начало реформ Петра I. Приход к власти царя Петра I (1682 г.) значительно ускорил социальное, экономическое и политическое развитие России. Реальные преобразования начались с 1698 г., после возвращения царя из поездки по странам Европы и подавления стрелецкого бунта в Москве. Все московские стрелецкие полки были расформированы, вместо них создавались новые регулярные полки «иноземного строя». У бояр обрезали бороды, всем, кроме крестьян и духовенства, было приказано носить «немецкое платье». В 1699 г. в России было введено европейское летоисчисление («от Рождества Христова»), а новый год стали отмечать с 1 января.
Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, особенно повинностей владельческих и государственных крестьян, в податной системе. Власть помещиков над крестьянами еще более укрепилась. В первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения (вотчины и поместья): «Указом о единонаследии» 1714 г. все дворянские поместья превращались в вотчины, земля с крестьянами, живущими на ней, переходила в полную неограниченную собственность её хозяина, передаваемую по наследству от отца к сыну.
«Указ о единонаследии» завершил консолидацию класса феодалов в единое сословие дворян, укрепил его господствующее положение. Но вместе с тем все дворяне обязывались теперь нести пожизненную военную или гражданскую государственную службу. Эти и некоторые другие положения «Указа» вызывали недовольство части дворян, особенно связанных с прежним боярством, потерявшим большинство своих привилегий. После смерти Петра I они были отменены или отредактированы в пользу дворянской «вольности».
Подворный принцип податного обложения был заменён подушным. В 1718 г. началась перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста. Эта перепись вошла в историю как «Первая ревизия 1719 г.». Все лица, внесенные в «ревизские сказки», должны были платить по 70 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного в «сказку» подать платила (до следующей ревизии) его семья или община, в которую он входил. Составление ревизских сказок и сбор подати были поручены помещикам, что ещё более увеличило их власть над крестьянами.
Введение подушной подати вместо подворной удвоило сумму взимавшихся с населения податей. Податью было обложено все «подлые» сословия города и деревни: купцы, ремесленники, холопы, «гулящие люди»[55], однодворцы[56], нерусские народы Поволжья и Приуралья, до этого не платившие податей. Наряду с увеличением податного обложения и ростом размеров барщины и оброка, значительно увеличились другие государственные повинности, величина которых нередко превышала тяжесть подушной подати. На крестьянах и податном населении городов лежали повинности по содержанию военнослужащих на зимних квартирах и обеспечению воинских перевозок. Крестьяне и ремесленники вели работы, связанные со строительством новой столицы, портов, каналов, заводов, верфей, заготовляли корабельный лес. Зачастую этот труд или совсем не оплачивался, или оплата была крайне низкой.
От подушной и других податей освобождались привилегированные сословия - дворянство и духовенство, так как им отводилась главная роль в государственном механизме. В 1722 г. была издана «Табель о рангах», которая устанавливала обязательность пожизненной военной или гражданской службы для дворян-мужчин. При этом они должны были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 рангов или чинов:
- 6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе;
- 5 штаб-офицерских - от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе;
- 3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительного тайного советника в гражданской службе. По аналогии соответствующие чины вводилась во флоте и для придворных.
Формально «Табель о рангах» открывала возможность добиться обер-офицерского чина[57] представителям и податных сословий. Однако для дворян были определены льготные условия получения, как первого офицерского чина, так и производства в следующие чины. Представители податных сословий для получения первого офицерского чина должны были «беспорочно» прослужить от 10 до 20 и более лет. Поэтому они могли, в лучшем случае, занять лишь нижние ступеньки служебной лестницы.
«Табель о рангах» окончательно покончила с местничеством и заменила принцип родовитости принципом служебной пригодности. Но всё же, большинство высших чинов составляли представители старых княжеских, боярских и дворянских фамилий. Люди «из низов» в государственной иерархии являлись исключением.
Военная реформа. После ликвидации стрелецкого войска и поражения русских войск под Нарвой в начале Северной войны[58] Пётр I провёл коренную реорганизацию вооруженных сил. В короткое время была создана мощная регулярная армия. Её основу составили пехотные и кавалерийские полки, артиллерийские подразделения с единообразным штатом, обмундированием, вооружением. На подобных основаниях впервые в России строился военный флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.
Развитие металлургии в стране способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий. Созданная в начале XVIII в. русская артиллерия внесла большой вклад в победы русской армии и флота в сражениях со шведами и турками под Полтавой, при Гангуте, Ларге, Рымнике, штурме Измаила и др.
Правовыми основами новой армии и флота стали Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.) уставы, в разработке которых участвовал сам Петр I.
Создание регулярной армии и флота потребовало изменения принципов их комплектования. Воинская служба объявлялась пожизненной. Прежний беспорядочный «прибор» в солдаты «охотников» и «даточных людей» был заменен периодическими рекрутскими наборами[59]. Первый был произведен в 1705 году, и затем до 1710 г. наборы повторялись ежегодно по норме - по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что должно было давать около 30 тысяч рекрутов в каждый набор.
Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: «навигацкая» (морская), артиллерийская, инженерная. Но главной военно-практической школой подготовки офицеров для армейских полков служили гвардейские полки - Преображенский и Семеновский, к которым в 1719 г. был добавлен Драгунский полк. Царский указ 26 февраля 1714 г. категорически запрещал производить в офицеры дворян («и иных со стороны»), которые не служили солдатами в гвардейских полках и «с фундаменту солдатского дела не знают». Это положение закрепил и Воинский устав 1716 г.
В конце царствования Петра I (1725 г.) численность регулярных сухопутных войск в России доходила до 200 тыс. чел. В том числе: в гвардии - около 3 тыс., в армейских полках конных - около 42 тыс., в пехотных - 75 тыс. В гарнизонах числилось 74 тыс., в артиллерии и инженерных ротах - около 6 тыс. Иррегулярные войска, главным образом казаки, составляли около 100 тысяч человек.
Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов, с общей численностью экипажа около 28 тыс.
Преобразованные Петром вооруженные силы России не уступали армии и флоту любой европейской державы. Но их содержание стоило недёшево. После окончания войны со Швецией, армейские полки были расквартированы в городах и сёлах страны, что легло дополнительным бременем на податные сословия.
Преобразование административного аппарата. Предпринятые Петром I преобразования гражданского управления начались в период Северной войны. Поэтому большинство мероприятий производилось без определенного плана и программы.
Только в последние 7-8 лет его царствования новые административные учреждения были приведены в систему и получили соответствующие инструкции и уставы («регламенты»). Создавая новый государственный аппарат, Петр усиленно заботился о его будущей эффективности, особенно о контроле за правильным расходованием материальных средств, вёл решительную борьбу со злоупотреблениями должностных лиц.
Император. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра I. В «Артикуле воинском» (1715 г.) содержалось толкование абсолютной власти монарха: «…Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». После победы в Северной войне он получил титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Принятый в 1722 г. «Устав о наследии престола» предоставил царствующему императору право назначать наследника по своему усмотрению.
Сенат. Высшим учреждением новой администрации стал «правительствующий Сенат», сменивший прежнюю Боярскую думу. В первый состав Сената было назначено 9 членов и обер-секретарь. Вскоре появился царский указ о пределах власти и ответственности Сената, «которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому». В частности, Сенату предписывалось: 1) «суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения»; 2) «дворян собрать молодых» для военной службы и 3) позаботиться об исправном сборе государственных доходов («понеже деньги суть артериею войны») и о развитии заграничной торговли. Сенат издавал указы, имеющие силу закона.
Будучи учрежден как временный орган для управления государством в отсутствие царя, Сенат, однако, в дальнейшем сохранился как высшее административное, судебное и контрольное учреждение. После образования коллегий их президенты вошли в состав Сената.
Сенат получал донесения от местных начальников и посылал на места своих ревизоров. Для тайного надзора за финансовой и судебной деятельностью администрации Сенату было предписано выбрать обер-фискала[60]. Ему подчинялась целая сеть городовых и провинциальных фискалов (до 500). Фискалам шла половина штрафа, который суд по их доносам налагал на чиновников, уличённых в должностных преступлениях. В случае недоказанности обвинений фискалы ответственности не несли.
В 1715 г. при Сенате была учреждена должность генерального ревизора, или надзирателя указов, а в 1722 г. - должность генерал-прокурора, который был «должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Генерал-прокурор надзирал за всеми прокурорами и фискалами и вообще был «оком» царя во всех делах государственного управления.
Коллегии. Петр произвел коренную перестройку и других органов центрального управления. Приказная система начала заменяться коллегиальной. В 1717-1718 г. были учреждены девять коллегий, руководители которых являлись членами Сената. Главными считались коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел. Три коллегии ведали финансовыми делами: Камер-коллегия (ведомство государственных доходов), Штатс-контора (ведомство государственных расходов), Ревизион-коллегия. Коммерц-коллегия, Берг- и Мануфактур-коллегии ведали вопросами промышленности и торговли. Юстиц-коллегия занималась гражданским судопроизводством. В дальнейшем функции ревизион-коллегии были переданы Сенату, а для управления дворянским землевладением учреждена Вотчинная коллегия. В 1721 г. учреждается Главный магистрат для управления городами. В 1722 г. была учреждена Малороссийская коллегия для регулярного управления «малороссийским народом».
Коллегиальное управление вводилось в России по шведскому образцу. В 1718 г. Петр повелел сочинить регламенты для всех коллегий на основании «шведского устава», изменив надлежащим образом «которые пункты в шведском регламенте неудобны, или с ситуациею сего государства не сходны». В состав каждой коллегии входили 11 членов: президент, вице-президент, 4 советника и 4 асессора, к которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев. Из двух секретарей коллежской канцелярии один назначался также из иностранцев. Президентами коллегий были назначены русские, вице-президентами в большинстве коллегий являлись иностранцы.
Кроме коллегий возникло большое число контор, канцелярий, департаментов и даже приказов, функции которых теперь были чётко разграничены. Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие дела о государственных преступлениях, подчинялись Сенату. Другие органы подчинялись одной из коллегий или сохранившимся на новой основе приказам.
Введением, коллегиальной системы Петр надеялся достигнуть в управлении большего порядка и законности, устранить произвол, личное усмотрение и злоупотребления, присущие единоличным правителям. В коллегиях все вопросы должны были решаться присутствием её членов, т.е. гласно, под неусыпным контролем прокуроров и фискалов, которые вводились не только в главных учреждениях страны, но повсеместно. Такая организация, при её несомненных достоинствах, вместе с тем крайне затрудняла оперативное принятие решений и их выполнение. Была даже введена особая должность рекетмейстера для принятия и рассмотрения жалоб на волокиту или несправедливые решения коллегий. Рекетмейстер доносил о них Сенату, а в некоторых случаях докладывал дело самому государю.
Местное управление. Ещё в 1702 г. царским указом были упразднены должности губных старост, а их функции переданы воеводам. Воеводам предписывалось управлять совместно с дворянскими советами, члены которых выбирались самими дворянами. В конце 1708 г. территория России была разделена на 8 обширных административных округов, названных губерниями[61]. Впоследствии число губерний увеличилось до 11. Губернии разделялись на провинции (числом около 50), во главе которых стояли воеводы; провинции разделялись на дистрикты. В сложную и постоянно менявшуюся систему провинциальных учреждений и должностей входили, кроме того, земские комиссары, камерины[62], рентмейстеры[63] и др.
В 1713 г. при губернаторах были учреждены коллегии «ландратов»[64] (от 8 до 12 человек на губернию), избираемые местным дворянством. Исполнительным органом губернатора являлась губернская канцелярия. Она выполняла административные, финансовые и судебные функции.
В 1724 г. всю территорию империи разделили на полковые дистрикты, которыми управляла военная администрация. Это создало параллелизм власти, значительно осложнило местное управление, усилило тяготы крестьян.
Городское управление. По примеру европейских государств, Петр намеревался предоставить городам полное самоуправление. Уже в 1699 г. в Москве была учреждена «бурмистерская палата», избираемая жителями ежегодно из «...добрых и правдивых людей, кого они меж себя и поскольку человек похотят», а по всем городам вводилась выборная должность бурмистра. Царским указом бурмистры предназначались «к расправным и купецким делам и сборам». Особенно подчёркивалось требование о том, чтобы «приказным людям» городского населения «не ведать».
В 1721 г. был издан «Регламент или Устав Главного магистрата»,[65] а в 1724 г. дана инструкция городовым магистратам. Две «гильдии» «регулярных» граждан, составлявшие высший и средний слои городского населения, должны были выбирать членов магистрата, состоявшего из президента, двух бургомистров и четырех ратманов. Магистрат управлял всеми городскими делами, в том числе - хозяйством, казенными сборами и повинностями, осуществлял судопроизводство (кроме дел о государственных преступлениях). Низший слой городского населения, «обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные», выбирал своих старост и десятских, которые подчинялись магистрату. Таким образом, население городов было исключено из ведения провинциальной администрации.
Церковная и судебная реформы. Большое значение в утверждении абсолютизма имела церковная реформа. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. В члены Синода (не менее трёх) архиереи, архимандриты и протопопы приглашались императором на определённый срок. Фактическим главой Духовной коллегии являлся обер-прокурор, также назначаемый императором из числа высокопоставленных светских чиновников.
Одновременно государство усилило контроль за доходами церкви, часто изымало их значительную часть для строительства флота, содержания армии, учебных заведений. Запрещалось создание новых монастырей, были установлены их штаты. Всё это вызывало недовольство значительной части духовенства.
Сторонник петровских преобразований псковский епископ Феофан Прокопович написал «Духовный регламент», утверждённый манифестом Петра I как законодательный акт. В нем обосновывалась церковная реформа, определялись функции Синода по управлению церковью. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть бюрократического аппарата абсолютистского государства.
Петр I пытался упорядочить судебную систему. Наиболее важные политические дела он разбирал лично или поручал их ведение особо доверенным лицам. Следующим судебным органом являлся Сенат. Ему подчинялись все коллегии, в том числе - Юстиц-коллегия, и, таким образом, все подчиненные ей судебные учреждения. Сенат служил высшей апелляционной инстанцией, его решения были окончательными, жалобы на них, под страхом смертной казни, подавать запрещалось. Сенат мог рассматривать дела и в качестве первой инстанции, но каждый раз по особому повелению царя. Подсудности Сената, как суда первой инстанции, подлежали за должностные преступления сами сенаторы.
Судебными функциями по должностным преступлениям своих чиновников и некоторым другим делам своей отрасли обладали приказы и коллегии.
Юстиц-коллегия являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Она была также и судом первой инстанции: ее суду подлежали чиновники-иностранцы, служившие в коллегиях, и все лица, находившиеся в ведении Синода, по делам, за которые присуждали к смертной казни. Юстиц-коллегия вырабатывала общие правила деятельности нижестоящих судов, производила обобщение судебной практики.
В 1719 г. в 10 крупных городах были учреждены Надворные (областные) суды - «гофгерихты», а на местах еще раньше были введены «ландрихтеры» (земельные судьи) и «обер-ландрихтеры» (старшие земельные судьи) с асессорами (помощниками), в обязанность которых входило проведение судебного разбирательства.
Надворные суды состояли из президента, вице-президента и 2-6 членов. Надворный суд являлся судом первой инстанции и апелляционной инстанцией нижних судов. В качестве суда первой инстанции он рассматривал дела о должностных преступлениях, а также все уголовные и гражданские дела жителей города, где находился надворный суд, при отсутствии нижнего суда. Надворные суды утверждали приговоры нижних судов к смертной казни или «политической смерти». В 1720 г. при надворных судах были учреждены прокуроры, которые наблюдали за их правильной деятельностью, за соответствием судебных решений закону.
В подчинении Надворного суда находились Нижние суды. Они были двух видов: коллегиальные и единоличные. Нижние суды рассматривали основную массу уголовных дел в отношении дворян, гражданские споры между дворянами, а также дела по тяжким уголовным преступлениям, которые совершали крестьяне.
По гражданским и мелким уголовным делам крепостных крестьян суд вершили помещики. Для городского населения судебными органами являлись магистраты и Главный магистрат. Политические преступления рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии. Для духовенства судебными органами являлись: настоятели приходов и монастырей, консистория при епархиальных архиереях, Священный Синод.
В 1722 г. Нижние суды были упразднены. В каждой провинции создавались новые Провинциальные суды, состоявшие из воеводы и одного или двух асессоров. В городах, удалённых от центра провинции более чем на 200 верст, воевода мог назначать судебного комиссара для рассмотрения мелких исков и незначительных уголовных дел. Остальные дела рассматривались Провинциальными судами.
В качестве высшей судебной инстанции для Провинциальных судов сохранялись Надворные суды. Только Надворные суды имели право выносить приговор по делам о преступлениях, за которые полагалась смертная казнь или ссылка на каторгу, а также по делам, возбужденным по доносам фискалов.
Помимо гражданских судов был создан Военный суд, имевший две инстанции. Высший военный суд («генеральный кригсрехт») разбирал дела высших военных чинов, дела о преступлениях целых воинских частей, дела о государственных преступлениях, совершенных военнослужащими. Он являлся также апелляционной инстанцией по отношению к полковым судам. Все остальные дела рассматривались в первой инстанции - полковом суде («кригсрехте»). Военные суды были коллегиальными, они состояли из председателя и нескольких обер-офицерских чинов.
При каждом суде находился аудитор, который наблюдал за законностью решений и правильным ведением процесса. Все решения Высшего военного суда утверждались Военной коллегией, смертные приговоры над штаб-офицерами и генералами утверждал монарх.
Установление абсолютизма и петровские реформы имели большое прогрессивное значение. Российское государство значительно окрепло, расширилось, вошло в число передовых европейских держав. Государственный аппарат в значительной мере был упорядочен. Вместе с тем, увеличилась тяжесть феодально-крепостнического угнетения крестьян, возможность проявления царского деспотизма, а также злоупотреблений чиновничества и произвола помещиков.
Дальнейшее развитие абсолютизма. Абсолютная монархия в России сохранялась в своих основных чертах до февраля 1917 г. Однако, созданная Петром I система коллегиального управления государством просуществовала лишь около 100 лет. В этом периоде проявились следующие основные тенденции общественного и государственного развития:
1. Усиление роли дворянского сословия, расширение его политического и правового статуса.
2. Сокращение экономического и политического влияния духовенства.
3. Установление почти полного бесправия крепостных крестьян, усиление их гнёта со стороны помещиков.
4. Продолжение территориального расширения Российской империи.
5. Оформление «просвещённого абсолютизма».
6. Постепенное снижение роли коллегиальности в государственном управлении и возрастание роли единоначалия.
7. Совершенствование полицейских органов, системы городского и сельского сословного самоуправления и суда.
После смерти Петра I и на всём протяжении XVIII в. правовое и социальное положения дворянства постоянно улучшалось. В 1731 году, в царствование Анны Ивановны, дворянству было возвращено право распоряжения вотчинами, ограниченное законом Петра о единонаследии. Дворянам снова разрешалось делить их имения между всеми детьми, при этом предписывалось «впредь с сего указа, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение - вотчина». Этот закон юридически упразднял поместья как особую категорию условных земельных владений, собственником которых считалось государство. Все имения признавались полной собственностью своих владельцев, и слово «помещики» стало отныне означать земельных собственников.
Вместе с тем целым рядом указов (1730, 1740, 1758 гг.) владение населенными землями и крепостными людьми было признано монопольным правом дворянского сословия. Для ещё большего выделения дворянства в привилегированное сословие и для его учета в 1761 г. приступили к составлению «родословной книги о дворянах».
Для улучшения экономического состояния помещиков в 1754 г. был открыт государственный заемный банк, которому было предоставлено право выдавать ссуды под залог имений из 6 % годовых (процент очень льготный для того времени).
В 1731 г., в Петербурге был создан шляхетский корпус для обучения дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет. Сыновья дворян, после его окончания, поступали в армию офицерами, минуя тягостный период солдатской муштры.
В 1736 г. был принят закон, который существенно ограничил служебную повинность дворянства, установленную Петром I. Всякий дворянин должен был служить в государственной службе 25 лет (а не пожизненно, как раньше). Закон устанавливал: «… А по прошествии 25 лет всех, хотя кто еще и в службу годен, от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпускать в домы, а кто из них добровольно больше служить пожелает, таким давать на их волю». Таким образом, в дворянском сословии возникала особая группа не служащих дворян-хозяев.
В то же время все более возрастала судебно-полицейская власть и хозяйственная опека помещиков над их крестьянами. В 1731 г. помещикам было поручено собирать казенную подушную подать с их крестьян. Хотя указ 1734 г. обязывал помещиков в неурожайные годы кормить своих крестьян и снабжать их семенами, «дабы земля праздна не лежала», эти требования значительной частью помещиков не выполнялись.
Указ 1736 г. предоставил помещику право определять по своему усмотрению меру наказания крепостному за побег. Указ 1758 г. обязывал помещика наблюдать за поведением своих крепостных. Указ 1760 г. предоставил помещикам право ссылать своих крепостных «за предерзости» в Сибирь на поселение.
К царствованию Елизаветы относится такое важное мероприятие экономического характера, как отмена внутренних таможен (20 декабря 1753 г.). Все внутренние таможни и таможенные «мелочные сборы» были отменены и заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства. Пошлину брали со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых и пограничных таможнях в сумме 13 копеек с рубля стоимости товара. Эта мера была выгодной для страны, ибо вывозились из России, главным образом, сырые продукты, за которые платил пошлину иностранный потребитель, а ввозились, в основном, предметы роскоши, приобретаемые богатыми людьми.
Политика «просвещённого абсолютизма». Апогеем могущества дворянского сословия стал период царствования Екатерины II. Её политика «просвещённого абсолютизма» была характерна для многих европейских монархий той эпохи. Она предполагала правление «мудреца на троне», благодетеля всей нации, покровителя наук и искусств. Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усилить крепостной гнёт и распространить его на новые земли.
В самом начале царствования Екатерина приняла ряд важных мер в области внутренней политики. В 1763-1764 гг. была произведена секуляризация церковных и монастырских земель с населением около 1 млн. душ мужского пола. Эти земли передали в ведение «Коллегии экономии», а живших в них крестьян стали называть «экономическими крестьянами».
В 1762 и 1763 гг. Екатерина издала манифесты с призывом для поселения в России иностранцев, которым обещались правовое покровительство, религиозная свобода и податные льготы. Особенно много колонистов было привлечено из Германии. Они получили для поселения прекрасные черноземные земли в Поволжье (в Саратовской области). Важным нововведением в сельском хозяйстве было разведение картофеля, выписанного в 1765 г. из Ирландии. Для организации медицинской помощи населению в 1763 г. была учреждена Медицинская коллегия.
В 1764 г. последовало окончательное упразднение «гетманского правления» на Украине. Вместо него была учреждена Малороссийская коллегия под председательством генерала графа Румянцева. В состав коллегии включили четырёх русских членов и четырёх украинских старшин. Екатерина была озабочена распространением «язвы лихоимства» в правительственных учреждениях и пыталась бороться с этим злом. Манифест 1763 г. повелевал «все судебные места наполнить достойными и честными людьми» и назначить им «довольное жалованье» «к безбедному пропитанию», чтобы избавить просителей «от насилия и лихоимства» чиновников. В то же время был издан манифест об установлении штатов разных присутственных мест, в том числе правительствующего Сената, который был разделен на 6 департаментов с определенной компетенцией.
Губернская реформа. Восстание крестьян под руководством Пугачёва (1773-1775 гг.) показало неспособность местного аппарата справиться с мощным народным движением, громоздкость старых губерний, недостаточное количество местных учреждений и чиновников. Всё это вызвало губернскую реформу 1775 г., которая проводилась в жизнь в течение 20 лет.
Главной целью реформы являлось приспособление государственного аппарата к осуществлению его фискальных и карательных функций. Для этого проводились разукрупнение губерний и ликвидация провинций. Если накануне реформы в России насчитывалось 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов, то к концу царствования Екатерины II число губерний выросло до 50. Соответственно увеличилось количество уездов. Основным критерием образования губерний и уездов стало количество населения. Губернию составляла территорию с населением в 300-400 тыс. душ, она делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Вместе с упразднением провинций отменили должности воевод.
При организации губернского и уездного управления была сделана попытка разделить местные власти, отделить судебную власть от административной. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял Губернское правление, в которое, кроме него, входили два советника. Губернатору был непосредственно подчинён губернский прокурор, выполнявший надзорные функции по отношению ко всем губернским органам. В его распоряжении находились два стряпчих.
Всеми доходами и расходами губернских органов ведала Казенная палата, возглавляемая вице-губернатором. В её состав входили: директор экономии, советник, два асессора и губернский казначей. В подчинении вице-губернатора находился также губернский землемер.
Губернские судебные учреждения представляли собой две палаты: Палата уголовного суда и Палата гражданского суда. В каждой из них состояли два советника и два асессора. Само судопроизводство имело чисто сословный характер. Для рассмотрения дел дворян созывался Верхний земский суд в составе двух председателей и 10 заседателей. Горожан судил Губернский магистрат в составе двух председателей и 6 заседателей. Дела казённых крестьян рассматривала Верхняя расправа, включавшая двух председателей и 10 заседателей. Все председатели судов назначались правительством, а заседатели выбирались соответствующими сословными собраниями и утверждались губернатором.
Должностные лица общей и финансовой губернской администрации, а также состав палат уголовного и гражданского суда назначались правительством.
На уездном уровне общее административное руководство вручалось Нижнему земскому суду во главе с земским исправником или капитаном. В составе суда были 2-3 заседателя. Состав Нижнего земского суда выбирался местным дворянством. В уездном городе администрацию возглавлял комендант, а там, где его не было - городничий. В более крупном городе имелся подчинённый городничему начальник полиции. Финансовыми вопросами в уезде ведал уездный казначей, а земельными - уездный землемер. Надзорные функции выполнял уездный стряпчий. Медицинскую помощь оказывали уездный доктор и лекарь.
Судебные дела дворян в уезде рассматривал Уездный суд в составе судьи и двух заседателей. Дела городских жителей разбирал городской голова или выборный городовой магистрат в составе 2 бургомистров и 4 ратманов. Дела казенных крестьян в уезде рассматривала Нижняя расправа в составе расправного судьи и 8 выборных заседателей. Расправные судьи назначались губернским правлением из числа дворян.
Школы, больницы, богоугодные заведения находились в ведении Приказа общественного призрения.
Реформой 1775 г. была введена должность генерал-губернатора, которому обычно поручалось управление несколькими губерниями. Полномочия генерал-губернатора были несколько шире, чем полномочия губернатора. Ему подчинялись губернаторы, он являлся «главнокомандующим в отсутствие императорского величества», имел право непосредственного доклада императору, принятия экстренных мер в случае народных волнений и стихийных бедствий и т.д.
Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления угнетённых крестьян. Попытка отделить судебную власть от административной, хотя и не удалась в полной мере, носила прогрессивный характер.
«Жалованная грамота дворянству» и реформа городского управления. Ещё во время короткого правления Петра III был выпущен манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству (18 февраля 1761 г.). Этим актом дворянство полностью освобождалось от обязательной государственной службы, превратившись из служилого сословия в чисто привилегированное. Екатерина II полностью подтвердила дворянские преимущества, права и «вольности». В 1785 г. она утвердила «Жалованную грамоту дворянству», по которой дворяне владели своими имениями (включая живших там крестьян) на правах полной собственности и могли устраивать в своих владениях фабрики и заводы. Дворянин не платил личных податей, освобождался от телесных наказаний и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени. Судить его мог только свой сословный суд. Дворянские собрания имели право делать правительству представления о своих нуждах.
Власть помещиков над их крепостными была доведена почти до абсурда: даже жалоба крестьянина на своего хозяина квалифицировалась как уголовное преступление. Своей волей помещики могли ссылать своих крестьян в каторжные работы. Таким образом, «Жалованная грамота» полностью оформила и закрепила «дворяновластие» в России.
Одновременно с жалованной грамотой дворянству была принята «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержащая новое «Городовое положение». Все население городов разделялось на 6 разрядов, или классов:
· «Настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимых имуществ;
· Купцы, составлявшие три гильдии, соответственно сумме «объявленного» капитала;
· Ремесленники, входившие в цехи;
· Иногородние и иностранные гости;
· «Именитые граждане» - люди с высшим образованием и крупные капиталисты;
· «Посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.
«Общество градское» выбирало «Общую городскую думу», состоявшую из «гласных» от различных городских обывателей. Выбирались также городской голова, бургомистр и ратманы для городового магистрата (городского суда). Общая дума выбирала так называемую «Шестигласную городскую думу» (по одному от каждой категории обывателей) для управления делами городской администрации и хозяйства. Цехи, или «ремесленные управы», выбирали в каждом цехе «управных старшин», а все «ремесленные управы» города выбирали «ремесленного главу», который должен был представлять в городском управлении интересы цехового ремесла.
В течение XVIII века число городских жителей Российской империи значительно выросло и к концу века насчитывало более миллиона человек. Но в общей массе населения это составляло лишь около 4 %: Россия оставалась страной крестьянской. И всё же в развитии городского самоуправления был сделан ещё один шаг вперёд.
Полиция и тюрьмы. В начале XVIII в. в России создаётся регулярная полиция, выполнявшая важные задачи по охране крепостнического строя. Розыск, следствие и суд по политическим[66] делам были сосредоточены в Преображенском приказе. Более 70 % всех судебных дел, рассмотренных Преображенским приказом, были процессами против бунтовавших крестьян и посадских людей. Преображенский приказ решительно пресекал антипетровские выступления боярской оппозиции и некоторых представителей духовенства. При ведении следствия широко применялись жестокие пытки. Политические процессы обычно кончались вынесением смертных приговоров.
В 1718 г., в связи с расследованием дела о побеге за границу сына Петра I, царевича Алексея, возник новый карательный орган - Тайная канцелярия. Она, так же как и Преображенский приказ, осуществляла следствие и суд по политическим преступлениям, разбирая в основном дела, возникшие на территории С.-Петербурга и в его округе.
После смерти Петра эти органы были ликвидированы: Тайная канцелярия - в 1726 г, а Преображенский приказ - в 1729 г. Их полномочия перешли к Сенату и вновь созданному Верховному Тайному Совету, а затем, в 1731 г. - к образованной Тайной розыскной канцелярии. В правление Анны Иоановны и её фаворита Бирона политические репрессии стали повседневностью. «Шпионство,- писал историк В.О. Ключевский, - стало наиболее поощряемым государственным служением. Все, казавшиеся опасными или неудобными, подвергались изъятию из общества, не исключая и архиереев; одного священника даже посадили на кол. Ссылали массами… Всех сосланных при Анне в Сибирь считалось свыше 20 тысяч человек… Зачастую ссылали без всякой записи в надлежащем месте и с переменою имен ссыльных, не сообщая о том даже Тайной канцелярии: человек пропадал без вести».
В 1762 г. правительство было вынуждено упразднить ненавистную многим Тайную розыскную канцелярию. Но в том же году в составе Сената учредили Тайную экспедицию, причем почти все чиновники упраздненной канцелярии вошли в её состав. Тайная экспедиция подчинялась генерал-прокурору и находилась под личным контролем императрицы Екатерины II. Особенно активно Тайная экспедиция работала во время крестьянской войны 1773-1775 гг. Она расследовала дела Е.И. Пугачева и его ближайших сподвижников, занималась делами А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и других передовых людей того времени.
Наряду с Тайной экспедицией, в эпоху «просвещённого абсолютизма» создавались и другие органы для расследования политических дел. Широкую известность получили секретные комиссии при проведении карательных мероприятий против восставших крестьян. В распоряжении этих комиссий имелись воинские команды, начальники которых наделялись чрезвычайными полномочиями. Они могли приговаривать крестьян к телесным наказаниям кнутом и плетьми, даже выносить смертные приговоры[67]. Только за участие в восстании 1773-1775 гг. было осуждено более 20 тыс. человек.
Первые органы регулярной общей полиции (полиции благочиния) были созданы в Петербурге, где в 1718 г. Пётр I учредил должность генерал-полицеймейстера. Затем (в 1722 г.) в Москве вводится должность обер-полицеймейстера. При этих начальниках создавались канцелярии с утверждённым штатом. В их немногочисленный состав включались солдаты и унтер-офицеры, возглавляемые обер-офицерами. Полиция опиралась в своей деятельности на старост улиц и десятских, избираемых из купцов и ремесленников. Пётр I придавал большое значение полицейскому аппарату. В его «Регламенте, или Уставе, Главному магистрату» говорилось: «... Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков...».
В дальнейшем полицейские органы стали создаваться по всей стране. К 1733 г. полицеймейстерские конторы имелись уже в 23 городах. Они возглавлялись полицеймейстерами, в распоряжении которых находились небольшие (до 10 человек) воинские команды (в основном из инвалидов).
Функции полиции были весьма разнообразны и обширны: охрана порядка, борьба с преступностью в городе, городское благоустройство, поимка беглых крестьян, противопожарные мероприятия и др.
С 1775 г. полицию в Москве и Петербурге возглавляли обер-полицеймейстеры, в губерниях - губернаторы, в уездах - земские исправники, в городах – городничие.
В связи с усилением народных волнений в 1782 г. в городах были созданы специальные полицейские органы - Управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению и состояли из городничего (в столице - полицеймейстера), пристава по уголовным делам, пристава по гражданским делам и двух ратманов, избиравшихся горожанами.
Город делился на полицейские части, во главе которых стояли частные приставы, подчинённые полицмейстеру. Часть включала от 200 до 700 дворов и подразделялась на кварталы (от 50 до 100 домов), где назначались квартальные надзиратели. Квартальному надзирателю придавался в помощь квартальный поручик. Ему подчинялись также все дворники квартала.
Управа благочиния была наделена широкими полномочиями и могла вмешиваться во все стороны жизни горожан. В частности, она должна была обеспечивать «благочиние, добронравие и порядок» в городе, следить за исполнением законов, пресекать их нарушения, проводить в жизнь решения местных административных и судебных органов. На нее было возложено и рассмотрение мелких уголовных дел о кражах (на сумму до 20 руб.).
Важное место среди карательных органов Российской империи занимали тюрьмы и другие места исполнения наказаний. Согласно Соборному уложению 1649 г. тюремное заключение, как мера наказания, предусматривалось в 40 случаях. Широко применял эту меру и «Артикул воинский» 1715 г.
Все места заключения находились в ведении местных властей, за исключением тех мест, где содержались особо опасные преступники. Заключенные в тюрьмы и крепости могли содержаться в железных оковах или деревянных колодках. Государство, как правило, совершенно не заботилось о содержании заключенных: они сами добывали себе пропитание, прося милостыню.
После губернской реформы 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которые направлялись лица, отнесённые административной властью к «лицам непотребного и невоздержанного жития». Тогда же были созданы и работные дома, предназначенные для заключения нищих и бродяг, где они подвергались жестокой эксплуатации.
В целом, оценивая состояние мест отбывания наказаний в XVIII в., можно прийти к заключению, что единая государственная система ещё только начинала формироваться.