Очная/ заочная формы обучения

  Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Компентенции  
Тема 1 Развитие суверенной России. Содержание учебного материала Внутренняя политика государственной власти в СССР к середине 80-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Политика М.С. Горбачёва. Перестройка. Гласность. Августовский путч. Парад суверенитетов. Распад СССР. Политический кризис осенью 1993 г. Принятие Конституции РФ. 6/4 ОК 1,2  
1. Август 1991 г. ГКЧП. Противостояние исполнительной и законодательной власти 1992-93 гг. Участники ГКЧП (Бакатин, Язов, Пуго, Крючков и др.). Роль Горбачёва в августовском путче. Октябрь 1993 г.  
2.Политический кризис осенью 1993 г. Президент против Парламента. 3-4 октября – расстрел Парламента. 12 декабря принятие Конституции РФ, новые органы законодательной власти – Дума и Совет Федерации.    
3. Экономические реформы 90-х гг. Приватизация. Рыночные преобразования. Деятельность Е.Т. Гайдара на посту премьера министра.    
Практическая работа.Изучение документов ВТО с позиции гражданина России.   2/2  
Самостоятельная работа обучающихся. Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? 10  
Самостоятельная работа Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей. 10  
Тема 2 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Содержание учебного материала Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации 6/2 ОК 1,2  
Самостоятельная работа обучающихся Разбираем причины вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР.   2    
  1. Национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. 2    
  2. Создание СНГ и его влияние на постсоветском пространстве. 2    
  3. РФ и проблемы Северного Кавказа в 90-е гг. 2    
  Самостоятельная работа Рассматриваем договор о создании Союзного государства Россия и Белоруссия. 10    
Тема 3 Внешняя политика России с 1993 по 2014 гг. Содержание учебного материала Россияи её окружение на постсоветском пространстве. Отношения со странами Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. Российско-украинские противоречия. Союз РФ и Белоруссии. Наступления НАТО на восток. Агрессия НАТО в Югославии в 1999 г. «Приштинский бросок». Агрессия Западной коалиции во главе с США против Ирака и Ливии. Сирийский конфликт. Россия и Япония: курильские прортиворечия. Изучение основных направлений во внешней политике РФ в конце XX начале XXI вв. 10/2 ОК 1,2  
1.Россия и страны «ближнего зарубежья». 2  
2. РФ и НАТО – сотрудничество или противостояние.   2  
3.Военно-политические союзы с участием РФ (ОДКБ, союз РФ и Белоруссии). 2  
4. Международные политико-экономические союзы и их влияние на Россию.   2  
5.Политико-экономические союзы в которых РФ принимает непосредственное участие (ШОС, ВТО, БРИКС и т.п.) 2  
Практическое занятие Анализ документов НАТО и других военно-политических организаций с позиции гражданина России . 2/2  
Самостоятельная работа Однополярный мир и его особенности в геополитическом ракурсе. 7  
Самостоятельная работа обучающихся. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. 7  
Тема 4 Процесс становления нового конституционного строя в России. Российские политики 90-х и начала XXI века: Зюганов, Жириновский, Явлинский, Собчак. и др. Экономисты-рыночники: Гайдар, Чубайс и др. Политики РФ от силового блока. Политики «ближнего зарубежья». Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Развитие политической системы. Многопартийность. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Второе президентство Б.Н.Ельцина.   6/2  
ОК 1,2  
1. Политики «ближнего зарубежья»: Лукашенко, Назарбаев, Кучма, Шеварднадзе и др. 2    
2. Политики РФ от экономического блока: Гайдар, Чубайс, Явлинский и др.   2    
3.Политики РФ от силового блока: Грачёв, Родионов, Степашин и др.   2    
Самостоятельная работа. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.   10    
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта «Эволюция и распад мировой колониальной системы». 10  
5.Тема 5 Россия в XXI веке. Содержание учебного материала Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Решение чеченского кризиса. Обеспечение гражданского согласия. Экономическая политика. Содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы. Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом. Введение приоритетных национальных проектов. Четыре года президента Д.А. Медведева. Агрессия Грузии против Южной Осетии в 2008 г. (Пятидневная война). Госпереворот на Украине зимой 2014 г. Возвращение Крыма в состав России. 10/2 ОК 1,2  
1.Президент Путин В.В. Укрепление государственности. 2    
2. Решение чеченского кризиса 2    
3.Экономическая политика. Образование. Здравоохранение. Пенсионная реформа. 2    
Самостоятельная работа ЕГЭ – благо или зло? 10    
4.Реформы в силовых ведомствах 2    
Практическое занятие Д.А. Медведев и его четыре года президентства. Ставим оценку. 2/1    
5. Внешняя политика России в XXI веке. 2    
Самостоятельная работа обучающихся Роль США и Европы в украинском кризисе. Дальнейшая судьба Украины 10 2  
Практическое занятие «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. 2/1  
ТЕМА 6. Российская культура в конце XX в нач. XXI века     Содержание учебного материала Место средств массовой информации в духовной жизни общества. Телевидение и его влияние на сознание граждан. Роль западной культуры, западных стереотипов поведения. Интернет: плюсы и минусы. Компьютерные игры – развивают или убивают? Коммерциализация культуры   2/2  
  консультация  
Всего:  
           




Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории».

Оборудование учебного кабинета: классная доска с пятью рабочими поверхностями, столы и стулья для учеников, стол и стул для преподавателя.

Технические средства обучения: наглядные пособия (набор исторических карт), презентационное оборудование, ноутбук, колонки, видеопроектор.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература

1.Самыгин П.С., Беликов К.С. История. - 20 - е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2014 2.Левандовский А.А. История России 11 класс: Учебник Базовый уровень М.: Просвещение 2016

3.Улунян А.А. Сергеев Е.Ю. История. Всеобщая история 11 класс Базовый уровень ФГОС М.: Просвещение 2016

4.Уколова В.И., Ревякин А.В. История. Всеобщая история 10 класс Базовый уровень ФГОС, М.: Просвещение 2016

Дополнительная литература

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 2.Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. 3.Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

2.Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

3. Кириллов В. Отечественная история в схемах и таблицах – М.: Эксмо, 2015.

Интернет-ресурсы www. gumer. info (Библиотека Гумер).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ)

www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

www. statehistory. ru (История государства).

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование элемента умений или знаний Виды аттестации
Текущий контроль Промежуточная аттестация
У 1. Умение ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире тестирование устный опрос экзамен
У 2. Умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем тестирование устный опрос
З 1. Знание основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) тестирование устный опрос
З 2. Знание сущности и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в. тестирование устный опрос
З 3. Знание основных процессов (интеграционных, поликультурных, миграционных и иных) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира тестирование устный опрос
З 4. Знание назначения ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основных направлений их деятельности тестирование устный опрос
З 5. Знание роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций тестирование устный опрос
З 6. Знание содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения тестирование устный опрос

Наши рекомендации