Очная/ заочная формы обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Компентенции | ||
Тема 1 Развитие суверенной России. | Содержание учебного материала Внутренняя политика государственной власти в СССР к середине 80-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Политика М.С. Горбачёва. Перестройка. Гласность. Августовский путч. Парад суверенитетов. Распад СССР. Политический кризис осенью 1993 г. Принятие Конституции РФ. | 6/4 | ОК 1,2 | ||
1. Август 1991 г. ГКЧП. Противостояние исполнительной и законодательной власти 1992-93 гг. Участники ГКЧП (Бакатин, Язов, Пуго, Крючков и др.). Роль Горбачёва в августовском путче. Октябрь 1993 г. | |||||
2.Политический кризис осенью 1993 г. Президент против Парламента. 3-4 октября – расстрел Парламента. 12 декабря принятие Конституции РФ, новые органы законодательной власти – Дума и Совет Федерации. | |||||
3. Экономические реформы 90-х гг. Приватизация. Рыночные преобразования. Деятельность Е.Т. Гайдара на посту премьера министра. | |||||
Практическая работа.Изучение документов ВТО с позиции гражданина России. | 2/2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? | 10 | ||||
Самостоятельная работа Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей. | 10 | ||||
Тема 2 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Содержание учебного материала Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации | 6/2 | ОК 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Разбираем причины вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР. | 2 | ||||
1. Национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. | 2 | ||||
2. Создание СНГ и его влияние на постсоветском пространстве. | 2 | ||||
3. РФ и проблемы Северного Кавказа в 90-е гг. | 2 | ||||
Самостоятельная работа Рассматриваем договор о создании Союзного государства Россия и Белоруссия. | 10 | ||||
Тема 3 Внешняя политика России с 1993 по 2014 гг. | Содержание учебного материала Россияи её окружение на постсоветском пространстве. Отношения со странами Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. Российско-украинские противоречия. Союз РФ и Белоруссии. Наступления НАТО на восток. Агрессия НАТО в Югославии в 1999 г. «Приштинский бросок». Агрессия Западной коалиции во главе с США против Ирака и Ливии. Сирийский конфликт. Россия и Япония: курильские прортиворечия. Изучение основных направлений во внешней политике РФ в конце XX начале XXI вв. | 10/2 | ОК 1,2 | ||
1.Россия и страны «ближнего зарубежья». | 2 | ||||
2. РФ и НАТО – сотрудничество или противостояние. | 2 | ||||
3.Военно-политические союзы с участием РФ (ОДКБ, союз РФ и Белоруссии). | 2 | ||||
4. Международные политико-экономические союзы и их влияние на Россию. | 2 | ||||
5.Политико-экономические союзы в которых РФ принимает непосредственное участие (ШОС, ВТО, БРИКС и т.п.) | 2 | ||||
Практическое занятие Анализ документов НАТО и других военно-политических организаций с позиции гражданина России . | 2/2 | ||||
Самостоятельная работа Однополярный мир и его особенности в геополитическом ракурсе. | 7 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. | 7 | ||||
Тема 4 | Процесс становления нового конституционного строя в России. Российские политики 90-х и начала XXI века: Зюганов, Жириновский, Явлинский, Собчак. и др. Экономисты-рыночники: Гайдар, Чубайс и др. Политики РФ от силового блока. Политики «ближнего зарубежья». Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Развитие политической системы. Многопартийность. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Второе президентство Б.Н.Ельцина. | 6/2 | |||
ОК 1,2 | |||||
1. Политики «ближнего зарубежья»: Лукашенко, Назарбаев, Кучма, Шеварднадзе и др. | 2 | ||||
2. Политики РФ от экономического блока: Гайдар, Чубайс, Явлинский и др. | 2 | ||||
3.Политики РФ от силового блока: Грачёв, Родионов, Степашин и др. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. | 10 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта «Эволюция и распад мировой колониальной системы». | 10 | ||||
5.Тема 5 Россия в XXI веке. | Содержание учебного материала Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Решение чеченского кризиса. Обеспечение гражданского согласия. Экономическая политика. Содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы. Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом. Введение приоритетных национальных проектов. Четыре года президента Д.А. Медведева. Агрессия Грузии против Южной Осетии в 2008 г. (Пятидневная война). Госпереворот на Украине зимой 2014 г. Возвращение Крыма в состав России. | 10/2 | ОК 1,2 | ||
1.Президент Путин В.В. Укрепление государственности. | 2 | ||||
2. Решение чеченского кризиса | 2 | ||||
3.Экономическая политика. Образование. Здравоохранение. Пенсионная реформа. | 2 | ||||
Самостоятельная работа ЕГЭ – благо или зло? | 10 | ||||
4.Реформы в силовых ведомствах | 2 | ||||
Практическое занятие Д.А. Медведев и его четыре года президентства. Ставим оценку. | 2/1 | ||||
5. Внешняя политика России в XXI веке. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Роль США и Европы в украинском кризисе. Дальнейшая судьба Украины | 10 | 2 | |||
Практическое занятие «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. | 2/1 | ||||
ТЕМА 6. Российская культура в конце XX в нач. XXI века | Содержание учебного материала Место средств массовой информации в духовной жизни общества. Телевидение и его влияние на сознание граждан. Роль западной культуры, западных стереотипов поведения. Интернет: плюсы и минусы. Компьютерные игры – развивают или убивают? Коммерциализация культуры | 2/2 | |||
консультация | |||||
Всего: | |||||
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории».
Оборудование учебного кабинета: классная доска с пятью рабочими поверхностями, столы и стулья для учеников, стол и стул для преподавателя.
Технические средства обучения: наглядные пособия (набор исторических карт), презентационное оборудование, ноутбук, колонки, видеопроектор.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
1.Самыгин П.С., Беликов К.С. История. - 20 - е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2014 2.Левандовский А.А. История России 11 класс: Учебник Базовый уровень М.: Просвещение 2016
3.Улунян А.А. Сергеев Е.Ю. История. Всеобщая история 11 класс Базовый уровень ФГОС М.: Просвещение 2016
4.Уколова В.И., Ревякин А.В. История. Всеобщая история 10 класс Базовый уровень ФГОС, М.: Просвещение 2016
Дополнительная литература
1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 2.Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. 3.Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
2.Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
3. Кириллов В. Отечественная история в схемах и таблицах – М.: Эксмо, 2015.
Интернет-ресурсы www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ)
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
www. statehistory. ru (История государства).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
У 1. Умение ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире | тестирование устный опрос | экзамен |
У 2. Умение выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем | тестирование устный опрос | |
З 1. Знание основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) | тестирование устный опрос | |
З 2. Знание сущности и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в. | тестирование устный опрос | |
З 3. Знание основных процессов (интеграционных, поликультурных, миграционных и иных) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | тестирование устный опрос | |
З 4. Знание назначения ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основных направлений их деятельности | тестирование устный опрос | |
З 5. Знание роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | тестирование устный опрос | |
З 6. Знание содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | тестирование устный опрос |