Вопрос №4: Унитарное государство.
Унитарное государство – это форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. Унитаризм – гос. устройство, характеризующееся централизованным руководством административно – территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) гос. образований, не обладающих суверенными правами. (Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Греция).
Признаки унитарного государства:
· Единая конституция;
· Единая система высших органов государственной власти (глава, судебная система, парламент, правительство). Один центр властных полномочий;
· Единое гражданство, единая система сборов налогов;
· Единая правовая система;
· Единая территория, которая делится на административно-территориальные единицы.
Классификация унитарных государств:
1. Централизованные (характерен прямой контроль центра за регионами, во главе местных органов государственной власти стоят чиновники, назначаемые из центра, которым подчинены органы местного самоуправления, например, Финляндия).
2. Децентрализованные (характерен косвенный контроль центра за регионами, Турция, Япония) – центральные органы власти имеют ограниченные права вмешательства в решении местных проблем; местные органы, избираемые население, обладают значительным объемом автономии:
a. С политической автономией – характерно наличие самостоятельных представительных органов и собственного законодательства;
b. С административной автономией – характерно использование национального языка в учебных заведениях, судах, СМИ, у таких субъектов имеются некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов на территории автономии.
Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.
Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными - Япония, Египет и т.д.
Вопрос №5: Федеративное и конфедеративное государство.
Федеративное государство.
Федерация – сложное союзное государство, форма устройства территории, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Признаки федеративного государства:
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов;
2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;
4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). Бикамерализм – двухпалатная структура парламента.
Принципы образования и функционирования федерации:
1. Добровольность объединения субъектов государства;
2. Равноправие субъектов федерации в отношениях с федерацией;
3. Плюрализм и демократизм в отношениях между собой;
4. Законность и конституционность;
5. Разграничение сфер деятельности и компетенции;
6. Запрет выхода субъектов федерации из ее состава.
Принципы разграничения полномочий федерации и ее субъектов:
· Выделение предметов исключительного ведения федерации (ст. 71 КРФ);
· Выделение предметов совместного ведения федерации и субъектов (ст. 72 КРФ);
· Выделение предметов ведения субъектов федерации (ст. 73 КРФ).
Виды федераций:
1. По статусу субъектов федерации:
a. Симметричные (США – все субъекты являются штатами);
b. Ассиметричные (РФ – различные субъекты: края, области, республики, автономные округа и т.д.).
2. По правовым основаниям возникновения:
a. Договорные (в основе лежит федеральный договор);
b. Конституционные;
c. Конституционно-договорные.
3. По принципу образования:
a. Территориальные;
b. Национальные;
c. Национально-территориальные.
Территориальные федерации. В основу положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).
Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.
Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).
Симметричная федерация. Симметричной является федерация, в основу устройства которой положено полное равноправие субъектов федерации, однородных по природе и равных по статусу. Субъекты такой федерации имеют одинаковое название (земли, республики), одинаковую систему органов государственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридического статуса. Примером такого рода федерации являются США (штаты) и Германия (земли).
Ассиметричные федерации. Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов. Асимметричными федерациями являются Индия, Танзания, Бразилия, Канада — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своего состава собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).
Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).
Имитация федерализма. Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.
Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашение унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.
«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии - это право свободного выхода из союза независимых государств (конфедерации) по собственные воли без согласования с координационными органами конфедерации.
Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР).
ЭТО МОЖНО ПРОСТО В УХО ПРОЧИТАТЬ, как-то сделать небольшие пометки. Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Суверенных Республик) также будет «мягкой федерацией».