Образование в современном обществе

Образование— социальный институт, удовлетворяющий потребности обще­ства в передаче знаний, социализации

подрастающего поколения, подготовке кадров. Без развитой системы образования не может быть серьезных достижений ни в одной сфере общественной жизни.

Образование в обществе выполняет несколько функций.

Экономическая функциясостоит в формировании социаль­но-профессиональной структуры. Формируется человек, вла­деющий необходимыми знаниями и навыками.

Современная техника и технология требуют от работника вы­сокой общеобразовательной и профессиональной подготовки, которая позволяет свободно ориентироваться во всем производ­стве, быстро осваивать технические новшества. Расходы на обра­зование, ранее считавшиеся балластом для национального бюд­жета, не только окупаются, но и приносят обществу более значительные доходы, чем вложения в иные формы деятельности.

Социальная функцияобразования заключается в социали­зации личности, воспроизводстве социальной структуры об­щества. Образование — важный канал социальной мобильности. В ряде случаев образование открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, нельзя достичь высокого положения на государственной службе и в других областях.

Культурная функцияобразования заключается в том, что­бы использовать ранее накопленную культуру в целях воспи­тания индивида, формирования его творческих способностей. Образование ориентировано на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности.

В современном мире существуют различные образователь­ные учреждения.

Государство регулирует систему образования, определяя уровень требований к содержанию образования (через стан­дарты, программы и др.) и объему преподавания обязательных учебных дисциплин. Образование не должно быть политизи­рованным, оно должно ориентироваться на развитие индиви­дуальных подходов к каждому учащемуся, на учет его лично­стных качеств. Прежде всего государство должно заботиться о подготовке учителей, преподавателей вузов, достойной оценке их труда, повышении престижа образования в ходе модерни­зации системы образования, проводимого в нашей стране.

Еще в ХГХ в. неграмотность преобла­дала среди населения мира. Сейчас уровень грамотности составляет 80 % населения. Повышение роли образо­вания в современном мире связано

с развитием научно-технической революции. Избыточного образования не бывает, ибо для любого рывка в развитии тре­буется запас образованности. В передовых странах растут рас­ходы на образование, развитие которого считается стратегиче­ски важным для укрепления мощи государства. Если к 1950 г. в СССР расходы на образование составляли 10 % национального дохода, а в США — 4 %, то в 1989 г. соответственно — 7 % и 12 %. Сегодня в России эта доля составляет в лучшем случае 4 %.

В XX в. произошел серьезный сдвиг в демократизации об­разования;во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее обра­зование. Образование стало доступным для широких слоев на­селения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Наблюдается тенденция к росту продолжительности обра­зования,что существенно меняет образ жизни людей. Это свя­зано с тем, что современное общество нуждается в высококва­лифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения. Кроме того, образование стало непрерывным,ибо в современ­ных условиях работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. Концепция непрерывного образования, одобрен­ная ЮНЕСКО, включает широкое распространение системы после вузовского образования в виде институтов, факультетов, центров повышения квалификации. К примеру, американская корпорация «Моторола» ежегодно тратит на обучение и пере­подготовку 90 млн долларов и считает, что их отдача в 30 раз превышает затраты. В Японии каждый работник на производ­стве в течение первых десяти лет работы тратит на повышение квалификации около 50 дней в году.

Современная стратегия в области образования — достиже­ние качества, отвечающего требованиям XXI в. Для этого про­водятся гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Гуманизацияозначает внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, ин­дивидуальным особенностям. Многое делается для образования индивидов, нравственного воспитания человека. Гуманитари­зацияпредполагает повышение роли общественных дисцип­лин в учебном процессе, таких как экономическая теория, со­циология, политология, основы правовых знаний. Ныне главным источником общественного развития становятся именно духовные силы человека, его творческий потенциал. Усиливается социальная направленность экономического раз­вития, а это требует глубоких гуманитарных знаний.

Интернационализация— это создание единой системы об­разования для разных стран, интеграция образовательных сис­тем. Особенно быстро эти процессы идут в сферах, связанных с подготовкой специалистов по новым направлениям, в кото­рых возникает острая необходимость. Так, для нужд стран Ев­ропейского Содружества была создана Европейская школа бизнеса. Во многих университетах учатся иностранные сту­денты, которые в процессе учебы и жизни в другой стране зна­комятся с иным мировоззрением, идеями, образом жизни. Это способствует взаимопониманию народов, воспитанию их в ду­хе мира, уважения к иным ценностям и культурам. Образова­ние рассматривается как базовая ценность, без которой не­мыслимо дальнейшее развитие человечества.

Наши рекомендации