Образование в современном обществе
Образование— социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров. Без развитой системы образования не может быть серьезных достижений ни в одной сфере общественной жизни.
Образование в обществе выполняет несколько функций.
Экономическая функциясостоит в формировании социально-профессиональной структуры. Формируется человек, владеющий необходимыми знаниями и навыками.
Современная техника и технология требуют от работника высокой общеобразовательной и профессиональной подготовки, которая позволяет свободно ориентироваться во всем производстве, быстро осваивать технические новшества. Расходы на образование, ранее считавшиеся балластом для национального бюджета, не только окупаются, но и приносят обществу более значительные доходы, чем вложения в иные формы деятельности.
Социальная функцияобразования заключается в социализации личности, воспроизводстве социальной структуры общества. Образование — важный канал социальной мобильности. В ряде случаев образование открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, нельзя достичь высокого положения на государственной службе и в других областях.
Культурная функцияобразования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях воспитания индивида, формирования его творческих способностей. Образование ориентировано на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности.
В современном мире существуют различные образовательные учреждения.
Государство регулирует систему образования, определяя уровень требований к содержанию образования (через стандарты, программы и др.) и объему преподавания обязательных учебных дисциплин. Образование не должно быть политизированным, оно должно ориентироваться на развитие индивидуальных подходов к каждому учащемуся, на учет его личностных качеств. Прежде всего государство должно заботиться о подготовке учителей, преподавателей вузов, достойной оценке их труда, повышении престижа образования в ходе модернизации системы образования, проводимого в нашей стране.
Еще в ХГХ в. неграмотность преобладала среди населения мира. Сейчас уровень грамотности составляет 80 % населения. Повышение роли образования в современном мире связано
с развитием научно-технической революции. Избыточного образования не бывает, ибо для любого рывка в развитии требуется запас образованности. В передовых странах растут расходы на образование, развитие которого считается стратегически важным для укрепления мощи государства. Если к 1950 г. в СССР расходы на образование составляли 10 % национального дохода, а в США — 4 %, то в 1989 г. соответственно — 7 % и 12 %. Сегодня в России эта доля составляет в лучшем случае 4 %.
В XX в. произошел серьезный сдвиг в демократизации образования;во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Наблюдается тенденция к росту продолжительности образования,что существенно меняет образ жизни людей. Это связано с тем, что современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения. Кроме того, образование стало непрерывным,ибо в современных условиях работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. Концепция непрерывного образования, одобренная ЮНЕСКО, включает широкое распространение системы после вузовского образования в виде институтов, факультетов, центров повышения квалификации. К примеру, американская корпорация «Моторола» ежегодно тратит на обучение и переподготовку 90 млн долларов и считает, что их отдача в 30 раз превышает затраты. В Японии каждый работник на производстве в течение первых десяти лет работы тратит на повышение квалификации около 50 дней в году.
Современная стратегия в области образования — достижение качества, отвечающего требованиям XXI в. Для этого проводятся гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Гуманизацияозначает внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям. Многое делается для образования индивидов, нравственного воспитания человека. Гуманитаризацияпредполагает повышение роли общественных дисциплин в учебном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний. Ныне главным источником общественного развития становятся именно духовные силы человека, его творческий потенциал. Усиливается социальная направленность экономического развития, а это требует глубоких гуманитарных знаний.
Интернационализация— это создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем. Особенно быстро эти процессы идут в сферах, связанных с подготовкой специалистов по новым направлениям, в которых возникает острая необходимость. Так, для нужд стран Европейского Содружества была создана Европейская школа бизнеса. Во многих университетах учатся иностранные студенты, которые в процессе учебы и жизни в другой стране знакомятся с иным мировоззрением, идеями, образом жизни. Это способствует взаимопониманию народов, воспитанию их в духе мира, уважения к иным ценностям и культурам. Образование рассматривается как базовая ценность, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества.