Поход Александра Македонского. Средняя Азия при Селевкидах

В столкновении с Элладой слабеющее Ахеменидское государство в конечном итоге потерпело поражение. После победы Александра Македонского в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э. власть Ахеменидов рухнула окончательно. В этой ситуации сатрап Бактрии Бесс объявил себя «царем Азии» и пытался создать новое государство в составе Бактрии, Маршаны, Согда и Парфии. Но с появлением на границах Бактрии греко-македонских войск это эфемерное образование быстро распалось. Неожиданное для греко-македонцев отчаянное сопротивление им оказали в 329—327 гг. до н. э. жители Согда.

Включение среднеазиатских областей в державу Александра с политической точки зрения привело лишь к замене одной чужеземной власти другой. Многие поселения в ходе войны были разграблены и разрушены, жители истреблены или обращены в рабство. Но это была лишь одна сторона последствий похода Александра Македонского. Победа Греции и Македонии над Ахеменидской монархией в значительной мере явилась победой развитого рабовладельческого общества над более отсталой социально-экономической системой. На развалинах Персидской державы вырастало новое государство. Стремясь сблизить области, стоящие на разном уровне развития, Александр

проводил политику привлечения восточной знати к управлению страной, уделял огромное внимание развитию торговли, активному градостроительству. Многие города были основаны им в Бактрии, Согде и Парфии.

Со смертью Александра распалась созданная им мировая держава, на развалинах которой сложился целый ряд независимых государств. Средняя Азия ок. 305 г. до н. э. вошла в государство Селевкидов, центром которого первоначально стал Вавилон. Новое государство на первых порах, следуя политике Александра, стремилось опереться на верхушку населения завоеванных им стран, способствуя развитию местной культуры.

На востоке селевкидских владений эта политика связана с именем Антиоха, сына основателя державы Селевка. В 289 г. до н. э. он был назначен соправителем отца с передачей ему в управление сатрапий, лежащих к востоку от Евфрата. Антиох энергично взялся за мероприятия по восстановлению хозяйства. В Маргиане была заново отстроена столица области, а весь земледельческий оазис окружен стеной протяженностью в 250 км. Укреплены или построены заново многие города и поселения. Несомненно, при Селевкидах продолжался процесс расселения греко-македонских колонистов в восточных сатрапиях, начавшийся еще при Александре. Так, на территории Бактрии, на левом берегу Амударьи, открыты развалины большого города, культура




которого носит явно греческий облик (Айханум). Таким образом, вскоре после разрушительных военных потрясений в оседлых оазисах Средней Азии наступил период относительной стабилизации и прогресса.

Вместе с тем так же, как при Ахеменидах и Александре, политическая власть практически была чуждой для большинства местного населения. Тенденция к политической самостоятельности, проявлявшаяся еще при Ахеменидах, естественно, усилилась с подъемом местной экономики. Селевкиды со временем стали рассматривать Бактрию лишь как источник получения новых сил и средств для войн, ведущихся ими на западе. Соединение самых различных интересов и устремлений постепенно вело к образованию в Средней Азии независимых государств. Около 250 г. до н. э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. Этот акт положил начало почти столетней истории Греко-Бактрийского царства, одного из своеобразнейших государств древнего мира.

Греко-Бактрийское царство

Почти одновременно с Бактрией от Селевкидов отпала и Парфия. Хорезм сохранял свою самостоятельность в течение всех сложных военно-политических перипетий этого бурного времени. Независимыми оставались и союзы кочевых племен, походы против которых, предпринимавшиеся Александром и его наследниками, не принесли ощутимых результатов.

Среди этих союзов и государств Греко-Бактрия занимала особое положение. В ее политике, истории и культуре с особой отчетливостью нашли отражение те процессы соединения и творческого взаимовлияния эллинских и восточных начал, которые характерны для периода эллинизма.

Первый правитель Греко-Бактрии Диодот, видимо, попытался распространить свое влияние и на Парфию. Наследником отца стал его сын Диодот II, и это сохранение фамильного имени говорит о стремлении создать прочные династические традиции. Однако существование новой династии оказалось недолгим — около 230 г. до н. э. Диодот II был свергнут и убит Евтидемом, истребившим все его семейство.

В это время энергичный и инициативный селевкидский правитель Антиох III предпринимал отчаянные усилия для восстановления былого могущества своей державы. После победы в пограничном сражении селевкидская армия двинулась к бактрийской столице. Потянулась ее двухлетняя осада, завершившаяся дипломатическими переговорами, в ходе которых Евтидем показал себя опытным политиком, прибегая то к посулам, то к угрозам. Из последних особенное впечатление производило упоминание о кочевых ордах, навис­ших над границами страны и готовых ее захватить, если власть Евтидема будет сколько-нибудь поколеблена. Антиох III и сам стремился найти достойный выход из затянувшейся осады, и стороны пришли к соглашению, сохранявшему независимость Греко-Бактрии, с предоставлением Антиоху III продовольствия и боевых слонов — важной боевой силы тогдашних армий. Итак, Греко-Бактрия сохранила свою независимость и вскоре началось ее дальнейшее усиление.

Сын Евтидема Деметрий, перейдя Гиндукуш, завоевал часть областей, ранее входивших в состав индийской державы Маурья. Удачливый государь изображал себя на монетах в парадном шлеме, выполненном в виде головы слона, и, учитывая интересы своих новых подданных, наряду с греческими надписями на некоторых монетах стал помещать и индийские. Однако положение в самой Бактрии не было стабильным, и около 171 г. до н. э., пока Деметрий находился в одном из индийских походов, власть в метрополии захватил Евкратид, вероятно, один из военачальников.

Утвердившись в Бактрии, Евкратид совершил большой поход за Гиндукуш, включив в свои владения целый ряд новых областей. Тем временем на западных границах Греко-Бактрии наращивала силы Парфянская держава. В итоге происшедших столкновений победителями вышли парфяне, захватившие часть владений своего соседа.

Около 155 г. до н. э. при возвращении из похода Евкратид был убит своим сыном Гелиоклом, который еще и надругался над трупом отца, проехав по нему на колеснице. Новый узурпатор стал последним из круп-


Наши рекомендации