Г. Екатеринбург, 27-29 мая 1997 г
После ликвидации в школах пионерии и комсомола, перепрофилирования начальной военной подготовки в «Основы безопасности жизни» мы, спустя несколько лет, начали чувствовать огромный пробел в системе патриотического воспитания. На первый план выступила тема «самосохранения», «ценности собственной жизни, личности как таковой». Думается, это еще один крен в наших постоянных «шараханиях» из крайности в крайность, он еще скажется на судьбе многострадальной России...
Образовавшуюся «черную дыру» не сможет заменить само по себе преподавание истории, краеведения, богословия или курс школьного туризма. Вряд ли преподавание основ Библии в школе может в широких масштабах заменить патриотическое воспитание. Тем более не могут воспитать патриотизм «накачивание» мышц в спортзале и возвращение в школу оружия. Всем этимформам воспитания нужносодержание, определение главнойцели воспитательного процесса.
Многие формы патриотического воспитания выброшены из школьной жизни потому, что имелинадуманную цель, неинтересные задачи. Сами формы «не виноваты». Вернитесь к отрядам и дружинам, к советам музеев и стенгазетам, но вдохните в нихнужное людям и интересное самим ребятам содержание, понятную каждому цель.
А цель эта - воспитать молодое поколение не простоличностью,способной уберечьсвое здоровье и отстоять свои права, а человеком, которому небезразличныинтересы страны и народа. Не боевиком-наемником, который способен за деньги воевать на любой стороне, а патриотом визначальном смысле слова. Тем, кто понимает, что Родина не анахронизм ине географическоеместо проживания в данный момент конкретнойличности. Тем, кто чувствует своикорни на этой земле, гордится дедами и прадедами, земляками. Знает - в чем истинный смысл достижений предков, знаком с историей Родины не по политическим лозунгам очередной партии, а по важнейшим событиям...
Изучение истории Второй Мировой войны, участия в ней советских людей, наших земляков - дедов и прадедов - одно из слагаемых воспитания патриота. Почему не Великой Отечественной? Важно показать события на территории СССР не сами по себе, а как часть общего процесса военных действий. Показать мыслящему школьнику, что наши деды не просто спасали свой дом, свой народ от уничтожения. В конечном итоге советские солдаты спасли от нацизма весь мир. Наши деды участвовали в боевых действиях не только на территории СССР и стран «социалистического лагеря». Убегая из плена, около миллиона советских солдат влились в ряды Сопротивления, войск союзников не только на территории Европы, но и в Азии, Северной Африке...
Важно дать понять школьнику, что история - не что-то давно поросшее быльем, забытое и никому не нужное скопление книг на полке. Докажите на конкретных примерах, что история - это биография его прадедов, земляков, соседей. Каждое событие ярче воспринимается в лицах, в личностях. Докажите, что личностью можно стать не тогда, когда спасаешь свою жизнь и богатство, а когда совершаешь что-то для людей.
Отбирая для примера подвиги, совершенные в годы войны, сами разберитесь всмысле того или иногоподвига. Нужен ли он был обществу, нет ли домыслов и легенд в его описании? Конфуз сведет к нулю все попытки «воспитать на примере». Прошло то время, когда школьник верил всему, что писалось в учебнике и газете. Те же газеты и ТВ научили его переворачивать официальную историю с ног на голову. Доказать ему, что далеко не все в биографии нашей страны и в поведении наших людей нуждается в таком «перевороте» - нелегкая задача.
Примеры из истории с фамилиями земляков - наиболее убедительный материал. Чем ближе школьнику (даже чисто географически) будет та или иная легендарная личность, тем большего эффекта можно добиться. Поможет в этом деле краеведение, материалы местного музея (начните с фондов своего школьного музея), военкомата, Совета ветеранов, редакции Книги Памяти...
Но одного знания истории мало - важно дать возможность школьнику самому принять участие в ее написании. Покажите, что биография вашего края не написана в полном объеме. Когда из учебников и со стендов музея убрали политические лозунги и информацию о партсъездах - образовались сплошные пробелы. Оказалось, что мы ничего не знаем ни об операциях начала войны, ни о страданиях и подвигах земляков в плену, ни об их участии в Сопротивлении. Порой даже разговор о власовцах и РОА можно привести к нужному знаменателю: да, были такие, кто предал или смалодушничал перед мощью немецкого оружия, кто затаил обиду за репрессии Советской власти. Но ведь в итоге ни РОА, ни национальные легионы, созданные немцами из пленных, так и не сражались на фронте против своих. Более того, легионеры в большинстве своем оказывались в рядах партизан, власовцы поворачивали оружие против своих хозяев. Доказательства - не только «утки» в «желтой прессе», но и конкретные документы из рассекреченных архивов КГБ. Их можно прочесть в фондах областного госархива... (Автор имеет копии соответствующих дел, заведенных СМЕРШем, боевых характеристик из партизанского архива на бывших «власовцев», личных документов советских военнопленных, воевавших в партизанских отрядах Франции и другое)...
Юные историки-краеведы сегодня имеют возможность изучать такие дела, до которых несколько лет назад не допускались даже сотрудники КГБ. А там есть масса интереснейших и убедительных деталей из истории войны. Арестованные пленные и свидетели рассказывали следователям все, что знали тогда, в 1945-1950 годах об оборонительных боях 1941-го, об обстоятельствах окружения, пленения, о лагерях и жертвах, о борьбе партизан и подпольщиков. Замечу: зафиксированы не корреспонденции журналистов фронтовых газет, умеющих в целях «поднятия боевого духа» сделать из мухи слона, а из слона микроба. Это показания, которые человек давал под страхом статьи «обответственности за дачу ложных показаний». Соврешь, приукрасишь - все равно перепроверят и тогда берегись. Применить бы эту статью ко всем, кто писал тогда, да и сейчас продолжает писать историю! Как много дутых сенсаций мы быне увидели. Какое разнообразие непридуманных подвигов и приключений мы бы узнали!
Ложь историка - это не только когда приукрашают подвиг человека или значение какого-то события. В нашей истории это чащеумалчивание истинных событий, которые по своему значению гораздо более важны, чем расписанные на десятки томов известные всем факты.
Дайте понять школьнику, что участники тех малоизвестных событий еще живут рядом. Остались считанные годы, когда есть возможность от первого лица получить ценнейшую информацию, которая не сохранилась и не зафиксирована в архивах. Еще можно встретиться с ними и задать те вопросы, которые никогда им не задавали. Даже известные всем в поселке или селе ветераны войны, которым надоело говорить одни и те же фразы на митингах и «уроках Мужества», на нетрадиционные вопросы дают неожиданно интересные ответы. А какие вопросы задать, чтобы не обидеть ветерана и получить от него интересную информацию, должен продумать сам Учитель...
Попытайтесь дать ученику смысл жизни, подвести к пониманию цели. Такой целью может стать борьба за экологию, а может и поисковая работа. Дайте почувствовать ученику, насколько важновернуть доброе имя забытым ветеранам, вернувшимся из плена. Сообщить, наконец, полвека спустя семьям -где погиб «пропавший без вести» муж, отец, брат или дед. Это не так сложно и безнадежно, как кажется на первый взгляд. Возьмитесь, и сами поймете вкус поисковой работы, а за вами потянутся воспитанники.
И, пожалуйста, не превращайте поисковые отряды в тимуровские команды, которыеза галочку в дневнике один раз заглянут к одинокой вдове перед праздником, заберут у нее последние фотографии, документы о погибшем, обнадежат и забудут. Сколько у нас в результате таких акций и «операций» погибло бесследно уникальных документов! Не повторяйте ошибки пионерии и комсомола...
Поисковая работа удачно может сочетаться с туристической и общей физической подготовкой, с обучением навыкам выживания в экстремальных условиях. Поиск - это интересная для гуманитария-интеллектуала работа в архиве, с литературой, с людьми, первые навыки музейной и журналистской деятельности. Это - реальная для талантливого гитариста возможность проявить себя на сцене в агитбригаде отряда, рассказывая об интересных находках и судьбах. Это - привлекательный процесс овладения мастерством связиста, искателя металла под землей, ориентировщика, археолога, исследователя-туриста.
Новые формы и методы воспитания патриотов уже наработаны. Нужно наладить связь с региональными представителями Союза Поисковых Отрядов России, внимательнее следить за рекомендациями отдела внешкольного и дополнительного образования Минобразования РФ. Не тратьте силы на изобретение велосипеда, они вам пригодятся в нелегком процессе воспитания патриотов. Не тех, чья голова набита фанатичными и религиозными догмами, бездумных исполнителей приказов. А тех, кто желает и может внести свой вклад в биографию страны. Страны, которую он знает не по взятым с потолка фактам, а по найденным лично свидетельствам и потому ценит в ней основу, все лучшее. Он должен понять, наконец, чтолучшее у нашего Отечества есть - и далеко не только его дым...
Если так, то вам удалось воспитать патриота,защитника Родины, а не боевика-наемника или профессионала-спортсмена, которого будут продавать друг другу как раба спортивные клубы.