Южная Месопотамия времени Ранних династий
Вначале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — субареи и хурриты. Из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в истории Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для периода, который принято называть Ранне-династическим и который охватывал XXVIII— XXIV вв. до н. э.
Экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н. э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. В земледельческом хозяйстве этого времени отмечается разведение злаковых культур (ячмень, эммер, просо) и садовых, среди которых особое место занимала финиковая пальма. Примитивную мотыгу заменяет соха с трубкой-сеялкой, серпы изготавливаются из глины, дерева с кремневыми вкладышами, но наряду с этим и из металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.
Для указанного периода характерен высокий уровень ремесел. На первом месте стоит металлургическое производство. Шумерские мастера овладевали методами литья, клепки, паяния. Из меди изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения с применением техники филиграни и зерна, а также сосуды и светильники. В строительстве типичным является использование плоско-выпуклого кирпича и кладка «в елку». Деревообделочное ремесло представлено изготовлением повозок и колесниц, лодок, мебели, музыкальных инструментов. Из льна и шерсти делаются ткани. Известен способ изготовления фаянса. Возможно, самый древний стеклянный слиток, хранящийся в Британском музее и датируемый первой половиной III тысячелетия до н. э., был обнаружен при раскопках Эреду.
Происходит отделение торговли от ремесла. Из общин выделяются специальные торговцы — тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Совершаются операции по купле-продаже земли, домов, скота, рабов внутри страны. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент — медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей.
Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения. Основным источником рабства является война. По-прежнему распространены термины, обозначаемые идеограммами «мужчина (или женщина) чужой (горной) страны». Очевидно, это захваченные во время походов пленные, обращенные в рабство. Учитывалось их количество, возраст, пол, наличие у них детей, распределение по рабочим отрядам, выдача им продовольствия и т.д. Рабов считали по головам. Рядом с именем раба никогда не
указывали имя отца, как это делалось для свободного человека. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабыни трудились в качестве прядильщиц, ткачих, зернотёрщиц, носильщиц, работали на кухнях и скотных дворах. Рабов-мужчин использовали как землекопов, носильщиков, садовых работников. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100—200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1—3), а в хозяйствах правителя — несколько десятков. Предполагают, что в целом, например, в Лагашском государстве на 80—100 тыс. свободных приходилось более 30 тыс. рабов, в Шуруппаке на 30—40 тыс. свободных —2— 3 тыс. рабов. Рабы стоили от 15 до 23 сиклей серебра (1 сикль ≈ 8 г).
Кроме рабов в шумерском обществ было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому. Верхушку шумерского общества Раннединастического периода составлял класс рабовладельцев. К нему принадлежали родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.
Класс мелких производителей, составляющий примерно половину населения в шумерском городе-государстве, был представлен рядовыми общинниками, владевшими небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.
Земля в шумерском городе-государстве Делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться, а следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая составляла фонд храмовой земли. Она в свою очередь делилась на несколько категорий: собственно храмовая земля, доходы с которой поступали на нужды культа и храма; земля, раздававшаяся храмовому персоналу в неотчуждаемое и ненаследственное пользование за выполнение обязанностей; наконец, земля, сдававшаяся в аренду с уплатой определенной доли урожая.
По мере развития раннеклассового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.
В начале Раннединастического периода во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Известна она еще с Протописьменного периода. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.
В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Встречается он еще в эпоху главенства в государстве «эна», когда «энси» являлся одним из представителей храмовой администрации. Функции «энси» сводились к руководству строительством ирригационных сооружений и храмов, поэтому он часто изображался несущим на голове корзину с каким-нибудь строительным материалом; к отправлению общинного культа, сбору налогов, иногда — к предводительству личным и храмовыми военными отрядами.
Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».
Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти. На протяжении всего Раннединастического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.
С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть. Однако постепенно усиливается экономическая и военнополитическая власть правителя; в конце Ранне-династического периода возникает такая форма монархической власти, как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении. Армия в этот период состояла из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками, тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека, легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы. Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5—6 тыс.).
Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и
другими мелкими городами). Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе — «Добрый город»), куда они, по преданию, переселились с острова Дильмун (совр. Бахрейн) в Персидском заливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шурупак на юге. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов — все это способствовало, сохранению небольших городов-государств (типа египетских номов) на территории Южной Месопотамии на протяжении всего Раннединастического периода.
Но между городами-государствами шла ожесточенная борьба за политическую гегемонию, в ходе которой то одному, то другому из них удавалось на время возвыситься и играть преобладающую роль.