Надписи исторического содержания.
Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии.
Возвышение Лагашского государства в XXV в. до н. э., рост его внешнеполитического могущества, острая борьба с соседней Уммой освещаются в надписях лагашского правителя Эанатума, особенно на его победной «Стеле коршунов». О событиях большой социально-политической важности — реформах в Лагаше — говорится в надписях правителя Лагаша Уруинимгины (XXIV в. до н. э.). Другой правитель этого города — Гудеа (XXII в. до н. э.) оставил строительные и посвятительные надписи.
Важны надписи аккадских царей (XXIII в. до н. э.), в частности Римуша, описывающие подавление восстаний в Аккадском царстве и завоевательные походы в Элам. Интересным памятником является так называемый «Обелиск Маништушу», который помогает восстановить картину царского земельного фонда, его рост за счет скупки земли у общинников.
В большом количестве дошли до нас надписи ассирийских царей. Самые древние из них отличаются краткостью, сжатостью изложения преимущественно военных событий или строительства. Более поздние, принадлежащие, например, царям династии Саргонидов (VIII—VII вв. до н. э.), являются, по существу, литературно-историческими произведениями с динамичностью в изображении событий, оригинальностью их освещения, несомненной творческой индивидуальностью. Особенно выделяются среди них «Письмо Саргона II к богу Ашшуру», описывающее поход 714 г. до н. э. в Урарту, и выдающиеся по полноте исторического материала и художественному стилю летописи царя Ашшурбанапала. Используя надписи ассирийских царей как
источник, нужно помнить о том, что они составлялись как победные реляции, следовательно, очень тенденциозны и односторонни в освещении и оценке событий.
Известно более 140 надписей нововавилонских царей, большая часть которых принадлежит Навуходоносору II и Набониду (VI в. до н. э.). В них повествуется о дворцовом, храмовом, городском строительстве, дарах и жертвоприношениях храмам. Важные исторические сведения можно почерпнуть из надписей Набонида, который упоминал в них не только о событиях своего правления, но и о значительно более древних временах, занимался восстановлением хронологии, родословной и деяниями царей.
Большое значение имеют надписи царей, делавшиеся при сооружении храмов, изготовлении статуй богов, гимны в честь богов и царей. Будучи наиболее парадными, они выполнялись не только на глине, но и на камне (мраморе, базальте и др.), золотых и серебряных изделиях, печатях из драгоценных и полудрагоценных камней, пластинках из слоновой кости и т. д. Помимо сведений религиозного характера они содержат упоминания о событиях внутри- и внешнеполитической жизни.
Ценный материал содержится в царской переписке, сохранившийся в архивах ассирийских царских дворцов. Она представляет собой дипломатические, разведывательные, хозяйственные, административные и прочие документы царей и их наместников, чиновников, военачальников, жрецов. Более полутора тысяч таких писем VIII—VII вв. до н. э. найдено в дворцах Ниневии, Кальху и др.
Интересны как исторический документ запросы царей к тому или иному оракулу для предсказания судьбы важных начинаний, по поводу исхода различных событий и т. д. Они особенно ценны тем, что, обращаясь непосредственно к богу, цари не скрывали (в отличие от парадных реляций) чувств озабоченности, тревоги, страха, волнения за исход того или иного дела или за свою судьбу, довольно точно передавая «политический климат» того времени.
В государствах Месопотамии существовали царские списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., начинался с «допотопных» царей и позднее был доведен до XVIII в. до н. э. Ассирийские
списки верховных чиновников — «лимму» (с 911 по 648 г.), по которым велась датировка, и царские списки (с начала II тысячелетия до конца VII в. до н. э.) являются ценнейшими для установления хронологии ассирийской истории, тем более что в них встречается реальная дата солнечного затмения — 15 июля 763 г. до н. э., благодаря которой хронология становится на твердую основу. Дошли также списки вавилонских царей в хронологической последовательности. Сохранились «Синхронистическая история», излагающая историю ассиро-вавилонских взаимоотношений с XVI до IX в. до н. э.; «Хроника о падении Ниневии», в которой отразились события гибели и распада Ассирийской державы (VII в. до н. э.); «Вавилонская хроника», повествующая о покорении Нововавилонского царства персидским царем Киром (VI в. до н. э.). Вместе с царскими надписями эти хроники составляют прочную основу для восстановления истории древней Месопотамии.
Собственно исторические труды появились сравнительно поздно, в IV—III вв. до н. э. Берос, жрец бога Мардука в Вавилоне, хорошо знавший мифы, легенды и историю страны, читавший на родном языке ее надписи и хроники, наряду с этим получивший греческое образование, написал состоящую из трех частей «Вавилонскую и халдейскую историю» с «допотопных» времен до смерти Александра Македонского. Однако сохранилась она лишь в виде небольших фрагментов, вкрапленных в сочинения поздних античных и раннесредневековых авторов — Иосифа Флавия (I в. н. э.), Евсевия (IV в. н. э.) и др.