Три священных закона» справедливого общества морелли

ФРАНЦ КОММУНИСТЫ

8) ИДЕЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА В УТОПИЯХ ФРАНЦУЗСКИХ КОММУНИСТОВ-18 век, Ж. Мелье, Г. Б. де Мабли, Морелли, Л. М. Дешана, складывался в русле рационалистических концепций Просвещения об идеальном разумном устроении общества, возвращающем человека в изначальное «естественное состояние». Таковым предстаёт патриархальный братский союз сельских семей-коммун (Мелье), аскетический идеал ограниченных в своих потребностях земледельческих общин наподобие Древней Спарты (Мабли) и автономно хозяйствующих поселений, сотрудничество которых, как и все человеческие отношения, регулируется при отсутствии государства исключительно нравственным самосознанием граждан (Дешан). В «Кодексе природы», приписываемом Морелли, принципы всеобщей занятости и обязательного трудоустройства, общественные распределения при запрете торговли и обмена, унификации всего быта (жилищ, одежды, воспитания и т.д.) во многом перекликаются с аналогичными построениями Т. Мора и Т. Кампанеллы. Все представители французского утопического коммунизма отстаивают принцип общности имуществ, общего владения всеми благами и требуют упразднения частной собственности как источника морального неравенства и «разъединения» людей(Дешан) и главного порока современного общества - «жадности» (в «Кодексе природы» и у Мабли). В «состоянии нравов», которое, согласно «Истине, или Достоверной системе» Дешана, должно сменить «состояние законов», с уничтожением разделения на «моё» и «твоё» исчезнут различия между нациями и вражда между народами; не будет также постоянного прикрепления людей к той или иной профессии.

Сочинения: «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» (1755 г.) Морелли, Г. Мабли: «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве, или Принципы законов» и др. Оба писателя стояли на позициях отрицания частной собственности и всего с нею связанного и полагали идеальным строй, основанный на общности имуществ.

Жан Мелье в своем «Завещании» одним из первых высказал мысль с том, что путь к новому обществу лежит через борьбу народных масс. Он резко критиковал феодальные порядки и религию, призывал крестьян взяться за оружие, с угнетениям можно покончить только через революцию.Коммунизм, атеизм и народная революция у него сливаются воедино.

Этьен Габриэль Морелли в труде «Кодекс природы» дал развернутую характеристику нового общества, основанного на коллективной собственности. Против собственности, она испортила природу человек, но надо сохранить право собственности только на предметы личного потребления. Морелли впервые провозгласил право на труд и сформулировал принцип необходимости трудиться по способностям.

4) Соц-полит доктрина Мабли (франц утопист)-утопическая республика равенства. От частной собственности нельзя избавиться( только если на пустынном острове, вдали от страстей Европы), но при этом он резко критикует частную собственность. Идеал-общность имущества, но она неосуществима из-за деления общ-ва на противоположные классы, и из-за отсутствия сил, способных взять на себя осуществление комун. идеала. Главное сочинение: "О законодательстве или принципы законов" (1776 г.) Частная собственность неизбежно порождает неравенство имуществ, неотвратимо ведущее к деспотизму. Мабли делает вывод: лучше всего, чтобы нация была настолько бедна, чтобы богатых вообще не было бы и быть не могло.

Мабли выступает за принятие целого ряда законов, уравнительных по своей направленности . Мабли считал невозможным ликвидировать частную собственность, породившую жадность. Но он предлагал ограничить частную собственность законами: "Устройте свои законы так, чтобы я довольствовался умеренным состоянием. Покажите мне, что богатства бесполезны". Для этого, полагал Мабли, нужно запретить торговлю, вместо денежных взносов (налогов) требовать от граждан услуг, отменить завещания; дробить состояния между наследниками, определить законом предел владения каждого гражданина, ввести аграрные законы. Весьма важны, согласно учению Мабли, законы против роскоши.( искусственное поддержание бедности) обеспечить всеобщего равенства граждан при сохранении строго ограниченной частной собственности.

Конструкция политической власти. Согласно Мабли, народ — единственный создатель политического строя, изначальный носитель верховной власти и ее распределитель, доверяющий таковую полностью или в долях своим должностным лицам. Народ лишь тогда свободен, когда является законодателем и имеет возможность «путем разумных распоряжений принудить правительство служить только орудием и верным исполнителем законов». Институциональное закрепление принадлежащий народу суверенитет находит в избрании гражданами (каждый раз на определенный срок) депутатов, которые образуют высший законодательный орган страны — Национальную ассамблею. Она формирует правительство, выступающее органом исполнительной власти в центре. На местах эту власть представляют магистраты, также избираемые населением. Учреждения исполнительной власти подотчетны власти законодательной («общая субординация связывает все части общества»). Вне сомнения, Г. Мабли считает демократическую республику наиболее подходящей политической оболочкой для общества, сумевшего «доработаться» до коммунистического строя. Спорадические реверансы писателя в сторону монархизма не могут приниматься всерьез, ибо он намеренно лишает сан монарха понастоящему значимых властных полномочий, оставляя за ним преимущественно декоративно-символические функции .

16) Соц-полит взгляды Ж. Мелье. ( франц утоп коммунизм)-теории общинного безгосударственного коммунизма. Произведение: "Завещание" . Для Мелье социализм – вопрос современности, борьба за социализм - задача непосредственной деятельности. Скромный сельский священник-атеист, для которого всякая религия – лишь лицемерная сказка, придуманная высшими, чтобы держать в узде низших.

Начало современному гос-ву было положено не "всеобщим соглашением"( общественным договором), а обманом, насилием, принуждением, при помощи которых на спины трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дворян, чиновников. В "Завещании" порицается частная собственность. Она порождает жадность; отсюда — обогащение наиболее сильных, хитрых и ловких, злых и недостойных, с одной стороны, обнищание народных масс — с другой. Осуждение феодализма и частнособственнического строя в учении Мелье связано идеей народной революции. Будущее общество Мельепредставлял в самых общих чертах. Жители каждой деревни, города должны составить общину. Они будут "сообща пользоваться одной и той же или сходной пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жилища, одинаково хорошую обувь; с другой стороны, должны все одинаково заниматься делом, т. е. трудом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием". Об организации управления в будущем обществе Мелье писал кратко: "Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния".

Для того чтобы уничтожить неравенство, бедняки должны объединиться и свергнуть господство тиранов. Будущий справедливый строй представлялся Мелье как федерация общин, все члены которых трудятся , и пользуются предметами своего труда на равных правах.

30) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ДЕШАНА. Произведение:"Истина, или Истинная система". История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сначала было "состояние дикости", когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были разъединены и невежественны. Затем люди перешли в "состояние законов", когда неравенство достигло крайних степеней ."Социальный порядок поддерживается насилием (человеческие законы, "шпага") и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сословия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебрежении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия (дворяне, духовенство, чиновники).Царят "безумие нравов", обман и насилие.

Постепенное раскрытие и распространение истины должно обусловить переход к "состоянию нравов, равенства, или истинного естественного закона", в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. В "состоянии нравов" не будет религий, войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции, воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, арсеналов, трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем. Люди будут жить поселками, сообща работать и пользоваться общими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь станет простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусства, театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные блюда, драгоценные камни и т.п. Будут сожжены все книги. Люди будут носить простые удобные одежды, употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут абсолютно равны в моральном отношении. Сознание морального единства людей и простота жизни приведут к отпадению надобности не только в принуждении, но и в руководстве, управлении.

Выводы Дешана противоположны – он против какой-либо власти человека над человеком в будущем обществе и даже управления им.

СОЦ ПОЛИТ ВЗГЛЯДЫ ФРАНКЛИНА

Бенджамин Франклин (1706—1790) стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также деятельности просветителя и дипломата. Разносторонняя деятельность Франклина во многом напоминала . В. Ломоносова. В конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как единого политического образования и развивает идею самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций. В 1769 г. Франклин впервые назвал североамериканские провинции государствами (штатами). Он был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции на Филадельфийском конвенте.

Франклин не был сторонником радикальных политических преобразований. В разное время он был публицистом, членом выборных собраний Пенсильвании или дипломата в Лондоне и Париже . Он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного развития своей страны как «страны труда», в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой умеренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки. Его вера в быстрый прогресс Северной Америки за счет роста населения, территории и социальных достижений связывалась с надеждой на то, что здесь произойдет усовершенствование — науки о политике.О франц рев «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать».

ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ Т.ПЕЙНА

Томас Пейн (1737—1809) был уроженцем Англии и в Америку прибыл по совету и рекомендации Франклина. В период американской войны за независимость он стал популярнейшим публицистом. Произведение:политико-философский очерк «Права человека» (1791 г.) Он активно участвовал в политической жизни революционной Франции, был избран депутатом Конвента. За критику якобинского террора был заключен в тюрьму, где стал соседом Дантона.

Для Берна государство-изобретение человеческой мудрости, а права человека — разумные требования, которые люди выдвигают при выборе между добром и злом. Пейн, в свою очередь, утверждал, что зарождение и существование власти строится исключительно на согласии управляемых. Все формы правления он делит на два вида: выборно-представительные и наследственное правление. Первое известно под именем республики, второе — монархии и аристократии. Поскольку правительственная власть требует таланта и способностей и поскольку таланты и способности не могут переходить по наследству, то очевидно, заключал Пейн, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканского, а для монархического и аристократического правления.

Представитель Демократического направления американского Просвещения Томас Пейн (1737 – 1809) основное внимание в своем учении уделил правам человека и его гражданским свободам. Он автор яркого памфлета «Здравый смысл»,политико-философскогоочерка «Права человека», был активным участником войны за независимость Америки. Его взгляды формировались под влиянием ученияЖ.-Ж.Руссо.

Пейн настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам США независимо от их имущественного положения, профессиональных занятий, вероисповедания. Выступал за предоставление избирательных прав как всем мужчинам, так и женщинам. Государство рассматривал как орган, закрепляющий социальное неравенство, но оно необходимо для обеспечения порядка в обществе и защиты его от внешних врагов. Считал обязательным контроль задеятельностью государственных органов с целью недопущения посягательств с их стороны на законные права граждан и вмешательства в их личную жизнь. Подобно другим просветителям США Пейн придавал решающее значение соблюдению Конституции, на принципах которой должны основываться государственная власть, деятельность парламента, полномочия исполнительной власти. Единственным источником Конституции признавал народную волю. Пейн – сторонник теорий естественного права и общественного договора, при этом он толковал их в свете революционно-демократических идей, признавал право народа на политическую революцию. Но впоследствии отошел от признания этого права, занял более умеренные позиции.Отождествляя республиканский строй с народовластием, он заявлял, что насильственное свержение правительства означало бы ликвидацию народовластия.

Ярким выразителем экономических и политических интересов не широких демократических масс,

Которая видит свою основную задачу в обеспечении этих прав и свобод и в свою очередь нуждается в поддержке граждан. Он стремился построить в Америке классическую демократию, в которой полностью соблюдались бы права человека, в том числе право на жизнь, свободу, собственность, на участие в политической жизни общества и осуществление власти в местных и федеральных органах власти.

Джефферсон отверг трактовку общественного договора как договора между правителями и народом. По его мнению, речь может идти только об общественном договоре всех граждан между собой, в котором выражено волеизъявление всего народа (в этом он близок Ж.-Ж.Руссо). Со временем в концепции Джефферсона, а также других американских просветителей,

понятие «общественный договор» уступило место понятию «конституция», которая рассматривается ими как конкретно-политическоеи правовое выражение общественного договора. Джефферсон выступал за религиозную свободу и отделение церкви от государства. Это получило всестороннее обоснование в составленном им Билле об установлении религиозной свободы, принятом в штате Вирджиния в 1786 г.Следует особо отметить, что Джефферсоном было обосновано право народа на реформирование государственной власти и даже на ее революционное ниспровержение, если эта власть действует вопреки интересам народа, узурпирует права и свободы человека. Представитель Демократического направления американского Просвещения Томас Пейн (1737 – 1809) настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам США независимо от их имущественного положения, профессиональных занятий, вероисповедания. Выступал за предоставление избирательных прав как всем мужчинам, так и женщинам. Государство рассматривал как орган, закрепляющий социальное неравенство, но оно необходимо для обеспечения порядка в обществе и защиты его от внешних врагов. Важное значение исполнение Конституции, на принципах которой должны основываться государственная власть, деятельность парламента, полномочия исполнительной власти. Единственным источником Конституции признавал народную волю, признавал право народа на политическую революцию.Но впоследствии отошел от признания этого права, занял более умеренные позиции.Отождествляя республиканский строй с народовластием, он заявлял, что насильственное свержение правительства означало бы ликвидацию народовластия.

Гамильтон. Государство должно, по Гамильтону, защищать и укреплять прежде всего власть богатых людей, которые призваны играть главную роль в обществе, развивать его экономику и культуру и могут содержать само государство. Он ратовал за сотрудничество государства с торговофинансовыми кругами США.

Был сторонником сильного федеративного государства, Именно принципы федерализма были закреплены в Конституции США 1787 г.

БАБУВИСТЫ.+ГОДВИН

Содержание политико-правового учения.

Критика институтов буржуазного общества. Бабёф был убежден, что право частной собственности не входит в число естественных прав: «происхождение его грязно и незаконно". Бабувисты критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества:«собственность является причиной всех бедствий на земле»;

«закон о наследовании в высшей степени несправед лив. Он создает обездоленных уже со второго поколения».

Программа перехода к коммунизму. Цель бабувистов: установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности. Эта цель оправдывалась ссылками на естественное право: «Природа дала каждому равное право на пользование всеми благами».Средство для перехода к коммунизму — насильственная революция, в ходе которой народ должен: завладеть государственным казначейством, почтой, правительственными зданиями, всеми общественными и частными складами. Члены Исполнительной директории должны быть пре даны суду народа как узурпаторы народного суверенитета.

Бабувисты планировали в ходе революции осуществить ряд чрезвычайных мер в пользу бедняков:—> бесплатную раздачу хлеба— > передачу имущества эмигрантов и других врагов на рода;—> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей

Тактика революционного правительства. В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу бабувисты планировали создать революционное правительство. Предполагалось, что это правительство введет:

—> якобинскую Конституцию 1793 г. (с некоторыми изъятиями);

-> всеобщее равенство; —> всеобщее вооружение народа;

—> всеобщую обязательность труда: «Природа возложила на каждого человека обязанность трудиться».

Лица, которые ие будут заниматься общеполезным фи зическим трудом, будут объявлены революционным правительством иностранцами и лишены политических прав. Кроме того, эти иностранцы будут высылаться на «острова Маргариты и Оноре, Гиерские острова, остров Олерон и Ре», которые будут превращены в места исправительного труда.

Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собствен-ность в течение жизни одного поколения. Планировалось принятие закона о запрещении всех форм наследования имущества.

Действия революционного правительства приведут к су-щественному изменению положения трудящихся: они будут иметь приличные меблированные квартиры, одежду дня работы и отдыха, участвовать в общественных трапезах.

15) Социально-политические идеи Э.Берка, его консерватизм. Основатель консервативной идеологии( англ). Произведения:"Размышления о Французской революции". Критиковал франц революцию, считал, Обосновывая приоритет социального над индивидуальным, Э. Бёрк в своих произведениях доказывал, что исходным пунктом рассуждений о природе человека и общества должно быть общество в целом, а не отдельный индивид. Для нормального функционирования общества решающее значение имеет та часть человеческой природы, которая включает традиции, нравы, привычки, вкусы и потребности людей, меняющиеся в процессе исторического развития. Общественный порядок-результат медленного исторического развития. Бёрк решительно отрицал идею общественного договора, как ее понимали философы эпохи Просвещения. Он считал, что те связи, которые существуют в обществе, устанавливаются совсем другим путем: браком, родственными отношениями, принадлежностью к одной нации.

КАНТ.

ГЕГЕЛЬ.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЕГЕЛЯ.Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом, по существу, имеется в виду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формально-правовом равенстве людей. В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия:субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники). В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду чрезвычайно обедневшую часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство. Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Г.В.Ф. Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Г.В.Ф. Гегелю, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, – подчеркивает Г.В.Ф. Гегель, – государство есть вообще скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента». В государстве, наконец, достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность.

УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ ГЕГЕЛЯФилософия права – важная составная часть всей гегелевской системы философии. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В философии права Гегель как раз и освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Общество и государство соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве. Гражданское общество в освещении Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в древности и в Средневековье, связано с утверждением буржуазного строя. Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Идея государства, таким образом, представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство само, будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию. Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательная власть, по характеристике Гегеля, это власть определять и устанавливать всеобщее. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т. п., а не путем индивидуального голосования.

ФРАНЦ КОММУНИСТЫ

8) ИДЕЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА В УТОПИЯХ ФРАНЦУЗСКИХ КОММУНИСТОВ-18 век, Ж. Мелье, Г. Б. де Мабли, Морелли, Л. М. Дешана, складывался в русле рационалистических концепций Просвещения об идеальном разумном устроении общества, возвращающем человека в изначальное «естественное состояние». Таковым предстаёт патриархальный братский союз сельских семей-коммун (Мелье), аскетический идеал ограниченных в своих потребностях земледельческих общин наподобие Древней Спарты (Мабли) и автономно хозяйствующих поселений, сотрудничество которых, как и все человеческие отношения, регулируется при отсутствии государства исключительно нравственным самосознанием граждан (Дешан). В «Кодексе природы», приписываемом Морелли, принципы всеобщей занятости и обязательного трудоустройства, общественные распределения при запрете торговли и обмена, унификации всего быта (жилищ, одежды, воспитания и т.д.) во многом перекликаются с аналогичными построениями Т. Мора и Т. Кампанеллы. Все представители французского утопического коммунизма отстаивают принцип общности имуществ, общего владения всеми благами и требуют упразднения частной собственности как источника морального неравенства и «разъединения» людей(Дешан) и главного порока современного общества - «жадности» (в «Кодексе природы» и у Мабли). В «состоянии нравов», которое, согласно «Истине, или Достоверной системе» Дешана, должно сменить «состояние законов», с уничтожением разделения на «моё» и «твоё» исчезнут различия между нациями и вражда между народами; не будет также постоянного прикрепления людей к той или иной профессии.

Сочинения: «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» (1755 г.) Морелли, Г. Мабли: «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве, или Принципы законов» и др. Оба писателя стояли на позициях отрицания частной собственности и всего с нею связанного и полагали идеальным строй, основанный на общности имуществ.

Жан Мелье в своем «Завещании» одним из первых высказал мысль с том, что путь к новому обществу лежит через борьбу народных масс. Он резко критиковал феодальные порядки и религию, призывал крестьян взяться за оружие, с угнетениям можно покончить только через революцию.Коммунизм, атеизм и народная революция у него сливаются воедино.

Этьен Габриэль Морелли в труде «Кодекс природы» дал развернутую характеристику нового общества, основанного на коллективной собственности. Против собственности, она испортила природу человек, но надо сохранить право собственности только на предметы личного потребления. Морелли впервые провозгласил право на труд и сформулировал принцип необходимости трудиться по способностям.

4) Соц-полит доктрина Мабли (франц утопист)-утопическая республика равенства. От частной собственности нельзя избавиться( только если на пустынном острове, вдали от страстей Европы), но при этом он резко критикует частную собственность. Идеал-общность имущества, но она неосуществима из-за деления общ-ва на противоположные классы, и из-за отсутствия сил, способных взять на себя осуществление комун. идеала. Главное сочинение: "О законодательстве или принципы законов" (1776 г.) Частная собственность неизбежно порождает неравенство имуществ, неотвратимо ведущее к деспотизму. Мабли делает вывод: лучше всего, чтобы нация была настолько бедна, чтобы богатых вообще не было бы и быть не могло.

Мабли выступает за принятие целого ряда законов, уравнительных по своей направленности . Мабли считал невозможным ликвидировать частную собственность, породившую жадность. Но он предлагал ограничить частную собственность законами: "Устройте свои законы так, чтобы я довольствовался умеренным состоянием. Покажите мне, что богатства бесполезны". Для этого, полагал Мабли, нужно запретить торговлю, вместо денежных взносов (налогов) требовать от граждан услуг, отменить завещания; дробить состояния между наследниками, определить законом предел владения каждого гражданина, ввести аграрные законы. Весьма важны, согласно учению Мабли, законы против роскоши.( искусственное поддержание бедности) обеспечить всеобщего равенства граждан при сохранении строго ограниченной частной собственности.

Конструкция политической власти. Согласно Мабли, народ — единственный создатель политического строя, изначальный носитель верховной власти и ее распределитель, доверяющий таковую полностью или в долях своим должностным лицам. Народ лишь тогда свободен, когда является законодателем и имеет возможность «путем разумных распоряжений принудить правительство служить только орудием и верным исполнителем законов». Институциональное закрепление принадлежащий народу суверенитет находит в избрании гражданами (каждый раз на определенный срок) депутатов, которые образуют высший законодательный орган страны — Национальную ассамблею. Она формирует правительство, выступающее органом исполнительной власти в центре. На местах эту власть представляют магистраты, также избираемые населением. Учреждения исполнительной власти подотчетны власти законодательной («общая субординация связывает все части общества»). Вне сомнения, Г. Мабли считает демократическую республику наиболее подходящей политической оболочкой для общества, сумевшего «доработаться» до коммунистического строя. Спорадические реверансы писателя в сторону монархизма не могут приниматься всерьез, ибо он намеренно лишает сан монарха понастоящему значимых властных полномочий, оставляя за ним преимущественно декоративно-символические функции .

16) Соц-полит взгляды Ж. Мелье. ( франц утоп коммунизм)-теории общинного безгосударственного коммунизма. Произведение: "Завещание" . Для Мелье социализм – вопрос современности, борьба за социализм - задача непосредственной деятельности. Скромный сельский священник-атеист, для которого всякая религия – лишь лицемерная сказка, придуманная высшими, чтобы держать в узде низших.

Начало современному гос-ву было положено не "всеобщим соглашением"( общественным договором), а обманом, насилием, принуждением, при помощи которых на спины трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дворян, чиновников. В "Завещании" порицается частная собственность. Она порождает жадность; отсюда — обогащение наиболее сильных, хитрых и ловких, злых и недостойных, с одной стороны, обнищание народных масс — с другой. Осуждение феодализма и частнособственнического строя в учении Мелье связано идеей народной революции. Будущее общество Мельепредставлял в самых общих чертах. Жители каждой деревни, города должны составить общину. Они будут "сообща пользоваться одной и той же или сходной пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жилища, одинаково хорошую обувь; с другой стороны, должны все одинаково заниматься делом, т. е. трудом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием". Об организации управления в будущем обществе Мелье писал кратко: "Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния".

Для того чтобы уничтожить неравенство, бедняки должны объединиться и свергнуть господство тиранов. Будущий справедливый строй представлялся Мелье как федерация общин, все члены которых трудятся , и пользуются предметами своего труда на равных правах.

30) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ДЕШАНА. Произведение:"Истина, или Истинная система". История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сначала было "состояние дикости", когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были разъединены и невежественны. Затем люди перешли в "состояние законов", когда неравенство достигло крайних степеней ."Социальный порядок поддерживается насилием (человеческие законы, "шпага") и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сословия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебрежении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия (дворяне, духовенство, чиновники).Царят "безумие нравов", обман и насилие.

Постепенное раскрытие и распространение истины должно обусловить переход к "состоянию нравов, равенства, или истинного естественного закона", в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. В "состоянии нравов" не будет религий, войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции, воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, арсеналов, трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем. Люди будут жить поселками, сообща работать и пользоваться общими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь станет простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусства, театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные блюда, драгоценные камни и т.п. Будут сожжены все книги. Люди будут носить простые удобные одежды, употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут абсолютно равны в моральном отношении. Сознание морального единства людей и простота жизни приведут к отпадению надобности не только в принуждении, но и в руководстве, управлении.

Выводы Дешана противоположны – он против какой-либо власти человека над человеком в будущем обществе и даже управления им.

ТРИ СВЯЩЕННЫХ ЗАКОНА» СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА МОРЕЛЛИ

В основе системы Морелли лежит представление о естественном состоянии или "кодекс природы", которому должно следовать человечество, чтобы жить счастливо и нравственно. Разрыв с естественным состоянием произошел через частную собственность, которая явилась причиной всех бед человечества. Только ее упразднение может привести назад к естественному и счастливом<

Наши рекомендации