От Советского Союза к современной России
Занятие 1.
Введение в курс.
- Организация учебного процесса.
- Технология подготовки к семинарским занятиям.
- Распределение тем рефератов и презентаций.
Занятие 2.
Мировая цивилизация и Древняя Русь (V – XII в.в.)
- Становление европейской средневековой цивилизации и славянство в V-VII в.в.
- Предпосылки государственности у восточных славян. Норманнская теория.
- Внутренняя и внешняя политика киевских князей в IX-XII в.в.
Занятие 3.
Мировые религии и Киевская Русь. Крещение Руси.
- Язычество восточных славян и его особенности. Языческие реформы и их результаты.
- Принятие христианства на Руси: время, обстоятельства крещения. Русь и Византия.
- Влияние христианства на социально-экономическое и политическое развитие Руси.
- Древнерусская культура X-XIII в.в.
Занятие 4.
От феодальной раздробленности к централизованному государству (XIII-XV) в.в.
- Русские земли в период феодальной раздробленности. Особенности крупных феодальных центров.
- Влияние монголо-татарского ига на перспективы образования единого государства.
- Основные периоды в процессе объединения земель вокруг Москвы. Московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III.
Занятие 5.
От Руси к России: государство в XVI-XVII веках.
- Проблема централизации управления в правление Ивана IV. Реформы Избранной Рады и опричнина.
- Смутное время. Причины и хронограф Смуты. Учреждение новой царской династии.
- Эволюция сословно-представительной монархии к абсолютизму. Раскол в церкви.
Занятие 6.
Россия в эпоху Нового времени.
- Преобразовательная деятельность Петра I. Основные направления реформ и их результаты.
- Приоритетные направления внешней политики при Петре I. Рождение империи.
- Эпоха дворцовых переворотов. Судьба реформ Петра I.
Занятие 7.
Эпоха «просвещенного» абсолютизма Екатерины II.
- Европейское Просвещение и Россия в XVIII веке: идеология, атмосфера времени.
- Реформаторские намерения Екатерины II и реальные результаты.
- Итоги внешней политики XVIII века.
- Культура Нового времени.
Занятие 8.
Контрольное полусеместровое занятие. Подведение промежуточных итогов.
Занятие 9.
Россия в эпоху Новейшей истории XIX века.
- Проблема модернизации политической системы. Либеральные намерения Александра I . Проект М.М. Сперанского. Либеральные реформы Александра II.
- Крестьянский вопрос: от Александра I до Александра II. Реформа 1961 года.
- Развитие революционной традиции в России: от декабристов до народничества.
Занятие 10.
Россия на рубеже эпох (последняя треть XIX – начало XX в.в.)
- Экономическая модернизация в конце XIX в. – начале XX в.в. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
- Развитие политического процесса на рубеже столетий. Появление политических партий в России.
- Буржуазно-демократическая революция 1905 г. и становление парламентаризма в России.
Занятие 11.
От Февраля к Октябрю: проблема выбора политического развития в 1917 году.
- Первая мировая война и общенациональный кризис в России.
- Февральская революция 1917 года и развитие политического процесса до Октября.
- Октябрьский переворот. Курс большевиков на социалистическое строительство.
Занятие 12.
Советская республика в 20-30 е годы.
- Экономическая политика Советской власти. Политика «военного коммунизма» и НЭП. Форсированное строительство социалистической экономики в годы первых пятилеток.
- Политический процесс в 20-30-е годы. Эволюция монопартийности в тоталиторизм. Политические репрессии 30-х годов.
- Мир и СССР накануне II мировой войны.
Занятие 13.
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. СССР во II мировой войне.
Конференция. Презентации по теме. Доклады.
Занятие 14.
СССР в послевоенный период (1945-1991 г.г.)
- Политическое развитие страны: десталинизация, «оттепель» 60-х г.г., «застой» 70-х г.г.
- Экономическое развитие СССР: страна в эпоху НТР, проблемы командно-административной системы и попытки ее реформирования в 60-е годы. Кризис 70-х г.г.
- Социальное, культурное развитие советского общества в послевоенный период: кинематограф, театр, литература. Советская эстетика.
Занятие 15.
От Советского Союза к современной России.
- Развал СССР : объективные и субъективные факторы.
- Политика «перестройки» М.С. Горбачева и «рыночной демократии» Б.Н. Ельцына.
- Россия в современном мире.
Занятие 16.
Подведение итогов.
Структура курса «Отечественная история» и планы семинарских занятий
Лекция 1.
Введение в курс отечественной истории. Историография и источники. Методология.
Занятие 1. Введение в курс.
1.Организация учебного процесса.
2.Технология подготовки к семинарским занятиям.
3.Распределение тем рефератов и презентаций.
Лекция2.
Мировая цивилизация и Древняя Русь (V – XII в.в.)
Занятие 2.
1.Становление европейской средневековой цивилизации и славянство в V-VII в.в.
2.Предпосылки государственности у восточных славян. Норманнская теория.
3.Внутренняя и внешняя политика киевских князей в IX-XII в.в.
Лекция 3.