Типология политических конфликтов
Характер изменений политических процессов, темпы и направленность эволюции системы правления самым непосредственным образом зависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:
— с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь, прежде всего, выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Так, среди международных конфликтов могут выделяться кризисы типа «балансирования на грани войны» (Д. Даллес), отражающие выдвижение одним государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник скорее уступит, чем будет бороться; «оправдания враждебности» (Р. Лебоу), характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований (так, к примеру, действовал Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания развязывания войны против Польши) и т.д.
Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.). Они отражают характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.;
— по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о (целиком или частично) институализированных и неинституализированных конфликтах (Л. Козер), характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;
— по их качественным характеристикам, демонстрирующим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон). П.Шаран называет конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия). К. Маркс подразделяет конфликты на антагонистические и неантагонистические. Разрешение первых он связывает с уничтожением одной из противоборствующих сторон, вторых — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;
— с точки зрения публичности конкуренции сторон конфликты подразделяются на открытые и закрытые. Первые выражены в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов, вторые - (латентных) связаны с теневыми способами оспаривания субъектами своих властных полномочий. Открытые конфликты - это разнообразные формы массового участия граждан в политической жизни: манифестации, забастовки, участие в выборах и т.д., закрытые - скрытые от глаз рядовых граждан процессы принятия решений (в частности, взаимодействия внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти);
— по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон — долговременные и кратковременные конфликты. Например, отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях является первым типом конфликта, а противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств - конфликтами второго типа.
— в соотнесении со строением и организацией режима правления выделяют конфликты вертикальные, характеризующие взаимоотношения субъектов различных уровней власти (между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).
Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.