Тема 8. Идеологии «равенства» и «справедливости»: утопии и теории.
Социальные утопии колониального периода.
Знакомство Востока с социалистической идеологией. В начале XX века социализм был мало известен на Востоке. Это было отмечено уже первыми пропагандистами этого учения. Так, например, египтянин Мустафа аль-Мансури писал в своей книге «История социалистических учений», опубликованной в Каире в 1915 г.: «Мы много слышим о социализме, но мало кто из нас понимает суть дела. Самое большее, что у нас знают, — это что социализм — учение, провозглашающее имущественное равенство людей. Это — нечто противное человеческой природе и господствующим у нас религиозным представлениям и не для всех приемлемо». Любопытно заявление крупного индийского землевладельца, который в 1910 г. сказал: «Западный социализм начинает проникать в Индию. К счастью, в настоящее время здесь о нем знают лишь немногие из образованных людей».
Но поскольку все же социализм был частью западной общественной мысли и начинал активно влиять на политическую жизнь Европы и США он уже в конце XIX в. привлекал внимание отдельных представителей передовой восточной интеллигенции. В нем видели возможность разрешения социальных противоречий путем просвещения трудящихся и улучшения условий их труда и жизни. Но все же восточная интеллигенция относилась к социализму как к учению, реализация которого возможна исключительно в западном обществе.
В 80-е годы XIX в. о социализме, а также о К. Марксе и Ф. Энгельсе узнали в Японии. Там появился ряд статей с изложением взглядов европейской социал-демократии, а в конце 90-х годов появились первые социалистические организации.
Иллюстрация Файл 27.1.Маркс | Карл Маркс. |
Иллюстрация Файл 27.2.Энгельс | Фридрих Энгельс. |
Наконец, в Китае знакомство с социалистической идеологией пришлось на 1901—1907 годы, а в арабских странах и Турции на конец XIX – начало XX века.
Но если этот период на Западе был отмечен значительным усилением социалистического движения, то на Востоке, где капитализм был развит слабо, не возникало достаточных стимулов и для распространения социалистических идей.
Разделявшая социалистические взгляды восточная интеллигенция на самом деле плохо знала рабочий класс, рабочие и крестьяне для них представлялись одной «бедствующей массой». К тому же на первом плане стояли проблемы национально-освободительной борьбы и демократизации, хотя в концепциях некоторых идеологов задачи национального, политического и социального освобождения рассматривались в едином комплексе.
В Египте возникали эфемерные партии, в названии которых было слово «социалистическая», но которые в лучшем случае опирались на умеренно-либеральные платформы.
В Иране в 1908 г. существовала партия «умеренных социалистов». В партию входили аристократы, богатые купцы, немногие богословы, придерживавшиеся либеральных взглядов, и выступала партия вовсе не засоциализм, а за умеренные реформы в интересах аристократии и купечества.
Созданная в Китае уже в 1911 г. Радикально-социалистическая партия была на деле партией мелкобуржуазной демократии, в которой «нет ровно никакого социализма».
Социальные утопии и восточные интерпретации социализма. Социализм, повторюсь, воспринимался как одна (как правило, не главная) из доктрин удовлетворения извечных чаяний социальной справедливости обездоленной части человечества. «Я, — писал Вивекананда, — социалист не потому, что социализм — это совершенная система, но потому, что полхлебца лучше, нежели совсем без хлеба».
Многие выдающиеся идеологи и политические деятели Востока вслед за китайцем Сунь Ятсеном (1866-1925) и индийцем Махатмой Ганди исповедовали утопические теории развития, минуя капитализм вместе со связанными с ним общественными пороками. Другие – склонялись к анархизму.
Иллюстрация Файл 27.3.Ганди | Махатма Ганди, выдающийся руководитель национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием «гандизм». |
Утопическая модель общества китайских анархистов начала XX в. противопоставлялась существующему в стране режиму. Она предусматривала искоренение суеверий и религии, распространение научного знания, ликвидацию патриархального строя и сословных различий, экономическое равенство людей, уничтожение причин расслоения общества на богатых и бедных.
После Октябрьской революции в России умами радикальной части интеллигенции стран Востока все больше овладевает марксизм. Революция стимулировала не только зарождение и развитие коммунистического движения на Востоке, но и переориентацию некоторых приверженцев национально-демократической идеи на социализм. Социализм стал частью идейно-политической жизни восточных обществ.
Исследователи отмечают, что дискуссии о социализме в Китае приняли особенно широкий размах в 1920-е годы. В середине 1930-х годов в Сирии, а в конце 1930-х годов на Востоке отмечается сильное влияние марксизма как одного из идеологических факторов. Японский политический деятель Иенага Сабуро вспоминает: «Когда весной 1931 г. я поступал в Высшую школу… марксизм находился в зените». Социализм как бы «носился в воздухе». Марксизм влиял на формирование национальной и социальной идеологии.Выдающийся индийский политический деятель Джавахарлал Неру (1889-1964) заявлял: «Изучение Маркса и Ленина оказало огромное влияние на мое сознание и помогло мне увидеть историю и современную жизнь в новом свете. Мое мировоззрение стало более широким, и национализм в собственном смысле слова казался мне определенно узкой и недостаточной доктриной».
Иллюстрация Файл 27.4.Ленин | В.И.Ленин. Январь 1918 г. |
Иллюстрация Файл 27.5.Неру | Джавахарлал Неру после освобождения из тюрьмы. 1931 г. |
История развития социалистической идеологии на Востоке была отмечена выдвижением разных концепций. Важное место занимала концепция социализма идеолога революционной демократии Сунь Ятсена. Он считал, что социализм как наука призван разрешать проблемы экономической жизни общества на основе принципа всеобщего равенства, в частности путем введения уравнительных прав на владение землей. Один из ближайших соратников Сунь Ятсена, идеолог партии Гоминьдан, Ху Ханьминь, писал в 1906 г.: «Учений социализма — множество, но главным в каждом из них является установление равенства экономических классов».
Рассуждая об идеальном обществе, Сунь Ятсен соединял морально-этические принципы конфуцианства с девизом «Свобода, равенство и братство» в его европейском толковании.
Утопия Сунь Ятсена — была вариантом государственного социализма, опирающегося на две опоры: выгоду государства и богатство народа при общественном владении произведенным продуктом. Независимый Китай на пути к социализму должен создать государственный сектор экономики, включающий все основные средства производства, обеспечить развитие горной и тяжелой промышленности на базе новейших достижений научно-технического прогресса. «В тот день,— писал Сунь Ятсен, — когда осуществится социализм у нашего народа, юные смогут получать образование, старцы — иметь содержание, все будут трудиться, разделившись по профессиям, каждый получит свое место».
Иллюстрация Файл 27.6.Сунь Ятсен | Сунь Ятсен в форме генералиссимуса морских и сухопутных сил (1917 г., Гуанчжоу). |
Прослеживается сильное влияние социалистических идей, во взглядах радикального национал-революционера Аун Сана, который с 1939 г. считал себя приверженцем марксизма. Отдавая должное роли масс в истории, он понимал социализм как распространение демократических принципов на сферу экономики в качестве альтернативы буржуазной демократии. Подобно Дж. Неру, он считал, что социалистическая альтернатива в некоторой переходной форме общественной организации является этапом, который должен, последовать за обретением Бирмой национальной независимости.
Иллюстрация Файл 27.7.Аун Сан | Аун Сан с семьей. |
Первый глава независимой Индонезии Сукарно, который воспринимал социализм как теорию достижения счастья для всех, выдвинул концепцию индонезийского социализма. Она строилась на базе теории мархаэнизма, разработанной им в 1927—1933 гг.
Иллюстрация Файл 27.8.Сукарно | Сукарно, автор концепции индонезийского социализма. |
В мархаэнизме сочетались демократическая общественная мысль Запада, идеология национально-освободительного движения на Востоке, элементы марксизма и ислама, традиционные эгалитаристские идеи, общинные традиции и нормы и взгляды пионеров освободительной борьбы в Индонезии. Здесь императивы национальной борьбы за независимость подчиняли себе задачи установления социальной справедливости. Мархаэнизм носил антиимпериалистический характер и включал элементы мелкобуржуазного народнического социализма.
В Индии, которая в экономическом отношении была более развита, чем другие колонии, пропаганда социализма связана прежде всего с именем Лала Хаярдала (1884— 1939). Еще в 1912 г. он опубликовал в калькуттском журнале статью «К. Маркс — современный пророк», подчеркнув, что «К. Маркс был первым, кто поверил в силу трудящихся масс». Отвергая концепцию исторического материализма, теорию классовой борьбы и прибавочной стоимости, Хаярдал ставил в заслугу Марксу, что он обратил внимание идеологов на значение экономических отношений в истории человечества и тем помог им в борьбе за этическое переустройство общества. Подобно большинству восточных идеологов, Хаярдал считал марксизм теорией, пригодной только для высокоразвитых индустриальных обществ Запада. Коммунизм, в его представлении, достижимый на пути классового сотрудничества, — это общество примитивного эгалитаризма, в котором уничтожена власть денег.
Во второй половине 1930-х годов теория «национального социализма» стала официальной идеологией Индийского национального конгресса под влиянием Дж. Неру, который еще в 1920-х годах одним из первых в Индии пришел к мысли о неразрывной связи борьбы за независимость с социальными преобразованиями. Национальное освобождение он считал необходимым этапом борьбы за социальное освобождение масс: «Я всюду говорил о политической независимости и социальной свободе, подчеркивая, что достижение первой из них является шагом по пути осуществления второй».
Последователи неоиндуизма (индуизм, реформированный в конце XIX – начале XX вв.) считали, что необходимым условием духовного совершенствования является справедливое социально-экономическое устройство, позволяющее человеку удовлетворять в разумных пределах его материальные потребности на прочной религиозно-духовной основе. Вивекананда отождествлял такое общество с социализмом и называл свою религию «практической ведантой». Он считал, что этические основы Веданты близки основам социализма. «Невежественный индиец, бедный, нуждающийся индиец, будь то брамин или пария, — мои братья», — писал этот религиозный философ и предсказывал: «Придет время, когда класс шудр* добьется полного господства во всех странах: грядет социальная революция.
Определенный интерес представляет социалистическая концепция ливанского мыслителя Амина ар-Рейхани (1876-1940). Он писал: «По-моему высшей целью освобождения народов должно быть нечто среднее между большевизмом марксистской России и социализмом демократической Америки… Я оптимист, потому что считаю, что завтра, через 50-100 лет богатства мира повсюду перейдут из рук одиночек в руки масс. Вот как ар-Рейхани представлял себе общество будущего: «Воскреснет большевизм, очищенный неудачами и временем. Безоружный, он возьмет власть в цивилизованном мире. Всемирное правительство в условиях демократии будет контролировать деятельность предпринимателей и отдельных лиц, регулируя их доходы, будет осуществлять крупные проекты и т.п.». Это будет Великий город, царство знаний, свободы, братства и верности, в котором умственные, духовные силы возьмут верх над силами материальными, где мечи будут перекованы на орала и т.д.
Элементы социализма при желании легко обнаружить в раннем буддизме. В 1931 г. в Японии был создан Новый буддийский союз молодежи, который руководствовался положением о сходстве и взаимодополняемости основных принципов социализма и буддизма. По мнению его основателя Сэно Есио, в ранней общине буддийских монахов воплощен принцип равенства в духе первоначального коммунизма.
Иллюстрация Файл 27.9.Монах | Буддийский монах. |
B 1930-x годах в бирманских газетах обсуждался, в частности, вопрос о возможности соединения марксизма с буддизмом.
В Таиланде в 1930—1940-е годы распространение своего рода «буддийского социализма» связано с именем демократа Приди Паномионга. Воплощением царства справедливости он считал Царство Будды, где осуществляется народовластие, существует общественная собственность на средства производства, которыми распоряжается государство, кооперативные формы хозяйствования. В «буддийском социализме» Паномионга соединились популистское обращение к крестьянским идеалам, традиционным религиозным ценностям, морально-этическим нормам буддизма, идее некапиталистического развития и стремление к индустриализации страны в модернистском духе.
Иллюстрация Файл 27.10.Будда | Будда. XIX в. |
В мусульманских странах всеобщее представление о социальной справедливости отождествлялось с «исламским порядком», «государством ислама». Социальная этика ислама предполагает равенство, братство и солидарность членов религиозной общины — уммы, предусматривает, в частности, своеобразную налоговую систему, запрет ростовщичества, монополизма, чрезмерного накопления богатства, справедливое вознаграждение за труд и т.п. Так что концепция «исламского порядка» легко облекается в форму «исламского социализма».
Властитель умов мусульманской интеллигенции последней четверти прошлого века Джамальаддин аль-Афгани осуждал западные концепции социализма, основанные, по его мнению, на принципе равенства в потреблении, поскольку это могло бы подорвать принцип конкурентной борьбы, который лежит в основе прогрессивного развития человечества. «Западный социализм, — говорил аль-Афгани, — порожден ненавистью и желанием отомстить творящим несправедливость власть имущим. Эту ненависть породили в трудящемся человеке богачи, которые на нем наживаются».
В качестве альтернативы он выдвинул концепцию исламского социализма как совокупности морально-этических и социально-экономических установок ислама, предусматривающих справедливость для всех. В отличие от «западного» исламский социализм, по аль-Афгани, призван освободить народы от всякого гнета и вернуть трудящимся их узурпированные права. Вслед за ним Мухаммад Абдо, комментируя Коран, подчеркивал, что ислам и социализм преследуют одну цель. Их ученик и соратник Мухаммад Рашид Рида в 1920-х годах утверждал, что социализм исламу не противоречит, что между ними много общего, а Мухаммад Икбал писал: «Восприятие социалистической демократии… не противоречит исконным принципам ислама, его первоначальной чистоте».
Иллюстрация Файл 27.11.Икбал | Мухаммад Икбал, философ, поэт. |
Особенности развития социалистической идеологии и коммунистического движения на Востоке. Отношение мусульманских идеологов первых десятилетий XX в. к социализму во многом имело определяющее значение для судеб социалистической мысли в мусульманском мире, потому что они оказывали влияние на формирование мировоззрения новых поколений мусульманской интеллигенции. Отождествление социализма с социальным идеалом «золотого века» или религиозных доктрин, основанным на идее социальной солидарности, несомненно, облегчало усвоение социалистической идеи политически неразвитым массовым сознанием на Востоке. И вместе с тем это затрудняло усвоение западных теорий социализма.
В общественном сознании глубоко укоренилось убеждение, что коммунизм связан с полным обобществлением имущества и отменой всякой частной собственности, с диктатурой, стремлением утверждать свои принципы с помощью силы, с господством одной партии. Практика СССР и других стран социалистического лагеря способствовала закреплению искаженного представления о коммунизме. А между тем бесспорен факт быстрого роста влияния коммунистов на Востоке. Это объясняется в первую очередь их активным участием в борьбе народов колониальных и зависимых стран за свободу. В этом заключен секрет успеха коммунистов в Индонезии, Китае, Французском Индокитае 1920—1930-х годах: тогда массы поддерживали коммунистов как последовательных борцов за национальное освобождение: крестьянин обычно не видел никакой разницы между патриотом, националистом и коммунистом, которые, особенно коммунисты, равно подвергались преследованиям со стороны колониальных властей.
В 1930—1931 гг. вьетнамские коммунисты возглавили крестьянское движение. Вот как крестьянин воспринимал коммунистические максимы: «Быть коммунистом — значит поддерживать друг друга, чтобы снести головы французам и крупным землевладельцам, а их собственность разделить среди бедноты, среди нас».
Почва для пропаганды марксизма на Востоке, как уже было замечено, была совсем неподготовленной. Пролетариат был незрелым, малочисленным, плохо организованным. Идеология, характерная для развитого капиталистического общества, не могла овладеть умами, еще не пробудившимися от средневековой спячки. Даже там, где пролетариат становился социально значимым классом, процессу его идеологического становления мешали патриархальные религиозно-эгалитаристские представления в сочетании с бунтарством, идущим от эмоций, а не от разума.
Социалистическая идеология появилась и развивалась на Востоке преимущественно как часть идеологии национально-освободительного, а не рабочего движения, как одна из многих теорий социально-экономического преобразования традиционного общества. Коммунизм выступал как антитеза западных буржуазных идеологий, а так как Запад был олицетворением колониализма, империализма, пороков капиталистического мира, то леворадикальной интеллигенцией он воспринимался не столько как рецепт социальной перестройки, сколько как доктрина борьбы за национальную независимость и национальный общественный и экономический прогресс в первую очередь.
«Сначала мой патриотизм, — писал Хо Ши Мин,— а отнюдь еще не коммунизм привел меня к Ленину и Коммунистическому Интернационалу». Дж. Неру видел в социализме силу, способную одолеть коммунализм.
Иллюстрация Файл 27.12.Хо Ши Мин | Хо Ши Мин, вождь вьетнамского народа и первый глава Демократической Республики Вьетнам. |
B период становления коммунистического движения на Востоке в двадцатых годах XX в. среди марксистов была довольно распространена чрезвычайно завышенная оценка степени революционного потенциала народов колониальных и зависимых стран, их готовности к социалистической революции. Они были убеждены, что отдельные крестьянские выступления, национально-освободительную борьбу можно непосредственно ввести в русло «всеобщего рабоче-крестьянского восстания».
Однако действительность восточного мира в колониальную эпоху не способствовала распространению коммунистической идеологии. Национальную интеллигенцию привлекал в марксизме-ленинизме прежде всего его антиколониалистский и антиимпериалистический потенциал. В общественной мысли доминировала идея национального освобождения.
Контрольные вопросы:
- Когда произошло знакомство восточной интеллигенции с социалистической идеологией? Объясните, почему в колониальный период не возникало достаточных стимулов и для распространения социалистических идей на Востоке?
- Проанализируйте характеристики социальных утопий и восточных интерпретаций социализма. Обратите особое внимание на то, что их объединяет.
- Объясните, что способствовало сближению идей социализма с исконными принципами восточных религий?
- Каковы особенности развития социалистической идеологии и коммунистического движения на Востоке?