Начало работы общегерманского собрания
18 мая 1848 г. под звон колоколов и гром артиллерийского салюта Национальное собрание начало свою работу. Местом заседания Национального собрания вновь был выбран Франкфурт-на-Майне и та же Паульскирхе. Две трети из 600 депутатских мест были предоставлены Пруссии и Австрии, и только одна треть — всем другим германским государствам. Социальный состав Собрания не отражал состава населения германских земель. В стране с преимущественно аграрным (70 %) населением был избран парламент, большинство в котором составляли чиновники, юристы, журналисты, врачи, представители академических профессий. В первый германский парламент вошли 49 профессоров, сыгравших в его работе столь заметную роль, что Национальное собрание стали называть «профессорским парламентом». В целом результаты выборов отражали политическое доминирование «буржуазии образования», которая в годы революции выступала как представительница немецкого национального движения.
Среди депутатов не было двух крайних течений: правых консерваторов и социалистов. На правом фланге Национального собрания находились умеренные консерваторы. Они выступали за сохранение существующих порядков и за политику соглашений с правительствами. На левом фланге собрания находилась довольно многочисленная (до 150 человек) группа демократов, которая не представляла единого целого и делилась на «умеренных» и «радикалов». Группу «умеренных» демократов возглавлял Роберт Блюм. Эта группа выступала за народный суверенитет, за федеративную республику, против политики соглашений с правительствами. Но одновременно умеренные демократы признавали принцип законности, поэтому допускали возможность сохранения монархий в отдельных государствах. Группа радикальных демократов во главе с участником баденского восстания Геккером считала необходимым продолжение революции и поэтому никаких компромиссов не допускала.
Центр собрания составляли либералы. Их фракции выступали за единство и свободу против реакции, за порядок против анархии. Самой сильной среди них была фракция «правого центра», которую возглавлял Гагерн. Во фракцию входили такие известные деятели либерального движения, как Ф. К. Дальман, Ф. Бассерман. Правые (или умеренные) либералы выступали за разрушение Старого порядка, но полагали, что проведение реформ должно быть согласовано с правительствами. В случае осложнений в отношениях Собрания с последними, «правый центр» был готов пойти на уступки. Внутри этой фракции большинство принадлежало малогерманцам, т. е. сторонникам объединения Германии во главе с конституционной Пруссией. Но в этой же фракции находился австрийский депутат; лидер проавстрийской (великогерманской) партии Антон Шмерлинг. Менее представительная группа левых либералов более решительно выступала за парламентский суверенитет. Границы между фракциями были условными и могли смещаться в ту или другую сторону в зависимости от обсуждаемых вопросов и ситуации в стране. Председателем собрания был избран представитель правых либералов Гагерн, который определил его главную задачу — создать конституцию для единой Германии. Из этой основной вытекал ряд сопутствующих задач: определить будущее государственное устройство Германии, выступить в качестве верховной власти, т. е. распустить Бундестаг, избрать союзное правительство, определить государственные границы объединенной Германии. По каждому из вопросов вспыхивала острая борьба; под ее влиянием вносились коррективы в проекты национально-государственного строительства.
Первоочередной задачей Франкфуртского собрания было создание единого для всей Германии временного центрального правительства и решение вопроса об имперском правителе. Развернулись острые прения, в ходе которых обозначилось несколько подходов к решению вопроса. Группа правых либералов во главе с Гагерном предложила компромиссный вариант, за который и проголосовало Национальное собрание: имперский правитель и временное правительство избирались Собранием, но не были ответственны перед ним. Самой приемлемой для большинства депутатов кандидатурой на пост главы государства оказался австрийский эрцгерцог Иоганн. Эрцгерцог принял предложенный ему пост, оговорив при этом, что его избрание должно быть санкционировано Бундестагом и всеми германскими монархами. 12 июля Бундестаг признал полномочия Иоганна. Тем самым устанавливалась преемственность старых и новых органов власти в Германии. В помощь эрцгерцогу было сформировано правительство, первым главой которого стал Шмерлинг. Уже в июле, при обсуждении вопроса об армии, были ясно очерчены границы власти нового правительства: Австрия и Пруссия отказались передать управление своими войсками имперскому правителю. Таким образом, самые значительные государства сохранили собственное командование над войсками, что позволило антиреволюционным силам использовать армию в своих интересах.
В июле 1848 г. в Паульскирхе началось обсуждение польского вопроса. Это был первый вопрос в рамках очень болезненной для Национального собрания проблемы границ объединенной Германии. В марте 1848 г. в принадлежавшей Пруссии Познани активизировалось национальное движение, которое выдвинуло две программы: автономии и независимости. Но и умеренные, и радикальные лидеры освободительного движения не хотели включения Познани в состав объединенной Германии. Парижский комитет польской эмиграции передал во Франкфуртский парламент меморандум, в котором выражалась надежда, что Национальное собрание в своих решениях по польскому вопросу будет исходить из принципа восстановления независимой Польши, поэтому откажется включать польские земли, находящиеся под властью Австрии и Пруссии, в состав Германии. Однако Франкфуртское собрание исходило, как выразился один из депутатов, из интересов «здорового национального эгоизма». Поэтому вопрос был сформулирован следующим образом: должна ли войти в объединенную Германию вся провинция Познань или только ее часть, населенная немцами. Большинство депутатов высказались за второй вариант, но поддержали подавление Пруссией польского национально-освободительного движения. Национальное собрание вменило в обязанности прусскому правительству «обеспечить защиту немцев, живущих в Познани».
Проблема Шлезвиг-Гольштейна
С июня 1848 г. Национальное собрание должно было решать сложную проблему, доставшуюся ему по наследству от Бундестага — проблему Шлезвиг-Гольштейна. Оба герцогства были связаны личной унией с датской короной, но при этом Гольштейн входил в Германский союз, а Шлезвиг — нет. Если Гольштейн был заселен преимущественно немцами, то в Шлезвиге ситуация была сложнее: на севере большинство составляли датчане, на юге — немцы, и права на весь Шлезвиг предъявляло как датское национальное движение, так и немецкое. Простое отделение герцогств друг от друга противоречило условиям международного договора 1460 г. (Рипенского), в котором были зафиксированы и права датского короля.
В предмартовский период немецкое национальное движение в Шлезвиге и Гольштейне требовало собственной общей конституции и независимого от Копенгагена правительства, чтобы таким образом обеспечить герцогствам самостоятельность. Но в то же время датское национальное движение выдвинуло требование включить весь Шлезвиг в датское государство. То, что в Шлезвиге и Гольштейне существовало разное право наследования престола, делало проблему еще более запутанной. В конечном итоге в шлезвиг-гольштейнском вопросе в непримиримое противоречие пришли староевропейское династическое право и процессы национально-государственного строительства.
После того как новый датский король в начале 1848 г. заявил о желании присоединить Шлезвиг к Дании, в герцогствах поднялась волна протеста. В Киле было сформировано временное правительство для обоих герцогств; оно обратилось в Бундестаг с просьбой присоединить Шлезвиг к Германскому союзу. Жители Шлезвига приняли участие в выборах в Национальное собрание. По просьбе кильского правительства Бундестаг принял решение о вооруженном выступлении против Дании. От имени Германского союза войну с Данией начала Пруссия. Национальное собрание 9 июня подтвердило решение Бундестага. В специальном постановлении было заявлено, что война за Шлезвиг и Гольштейн является «делом всей немецкой нации».
Война с Данией развивалась успешно для Пруссии и была чрезвычайно популярна в Германии. Но датско-германский конфликт, экспансия рождающегося немецкого национального государства за границы Германского союза создавали угрозу Венской системе международных отношений и не могли не вызвать реакцию великих держав. Под давлением Англии и России Пруссия отступила. 26 августа она заключила в Мальме перемирие с Данией, которое предусматривало освобождение герцогства от германских войск, ликвидацию временного правительства в Киле, отмену всех его решений. Пруссия заключила это перемирие в одностороннем порядке, без согласования с Паульскирхе и правительством. Тем самым Пруссия нарушила закон, по которому вопросы войны и мира и договоров с иностранными государствами должно было решать центральное правительство по соглашению с Национальным собранием. Таким образом, Национальному собранию и правительству был продемонстрирован действительный объем их власти.
Перемирие в Мальме вызвало в стране острый политический, так называемый «сентябрьский» кризис. В общественном мнении поднялась буря возмущения «предательством» Пруссии. В самом Национальном собрании по вопросу о перемирии развернулись бурные прения. Угроза европейской войны и разрыва с Пруссией пугала многих депутатов. В конечном итоге 16 сентября 1848 г. большинством в 21 голос перемирие было ратифицировано.
При первых сообщениях о результатах голосования начались массовые собрания в ряде городов, в том числе во Франкфурте. Для защиты депутатов в город были введены прусские, австрийские и гессенские войска. 18 сентября стычки с солдатами переросли в уличные бои, но в тот же день франкфуртское восстание было подавлено. Однако оно нашло живой отклик в Юго-Западной Германии, например, в Бадене, где была предпринята новая попытка республиканского восстания. Сентябрьский кризис сопровождался сменой центрального правительства.
Проблема Австрии
Вопрос о границах будущей единой Германии включал в се6я еще одну чрезвычайно сложную проблему — проблему Австрии. Большинство депутатов Паульскирхе занимало великогерманскую позицию: Австрия должна была войти в состав Германской империи. Но среди великогерманцев не было единства по вопросу, с какими территориями она войдет. Существовало два проекта. Первый предполагал включение только тех австрийских областей, которые входили в Германский союз («проект семидесяти»). Но это означало, что территория Австрии будет разделена на две части — имперскую и неимперскую, одна из которых будет иметь имперские органы власти, законодательство, суд, армию и т. д., а вторая свободна от этого. В результате, даже при формальном сохранении государственного единства, Австрия превратится в скрепленный личной унией союз.
Второй проект предусматривал включение всех территорий Австрии в состав Германской империи. В результате должно было образоваться центральноевропейское государство с 70 млн жителей. Но такое государство, как считали авторы проекта, не могло быть ничем иным, как только союзом государств. Речь, по сути, шла об изменении границ Германского союза при его сохранении. Но эта идея была неприемлема как для немецкого политического общества — она перечеркивала его надежду на национальное единство, так и для остальных народов — в будущем государстве они составляли бы меньшинство. 27 октября Национальное собрание проголосовало за «проект семидесяти». Голосование поставило Австрию перед альтернативой: или войти в Германскую империю ценой государственного единства, или сохранить государственное единство ценой исключения из империи. Победа контрреволюции в Австрии осенью 1848 г. усилила решимость австрийского правительства отклонить франкфуртский план. 27 ноября Феликс Шварценберг от имени австрийского правительства сделал заявление, которое явилось поворотным пунктом в конституционном развитии революционного периода. Смысл заявления состоял в следующем: Австрия останется единым государством, она по-прежнему будет частью германского мира, но одновременно — и частью Европы. Не следует торопить естественный ход событий. В перспективе предусматривалось создание Двойного союза (Doppelbund) — из «обновленной Германии и обновленной Австрии». Но этот союз должен быть оформлен в виде межгосударственного соглашения.