Iii. словарная работа в парах
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Оно зашифровано в кроссворде.
1. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц.)
2. Носит серенький жилет, Но у крыльев — черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: — Карр! Карр! Карр! (Ворона.)
3. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.
(Береза.)
4. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Календарь.)
5. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь.) 6. Сладкое лакомство, любимое взрослыми и детьми. (Конфета.) 7. Антоним к слову «можно». (Нельзя.) |
— Какое слово получили? (Звенеть.) — Как вы понимаете его смысл? (Издавать, производить чем-нибудь звуки высокого тембра.) ІV. Работа по введению слова в активный словарь детей¾ Составьте предложение с данным словом. Запишите его. В сосновом бору звенели голоса детей. |
¾ Разберите его по членам предложения, по частям речи. Выпишите словосочетания.
V. Работа по теме урока
¾ Прочитайте словосочетания.
Солнечный зимний день.
Интересная красивая книга.
Высокое старое дерево.
— Из каких частей речи они состоят?
¾ Назовите имена существительные. Определите число. В каком числе стоят имена существительные, в таком и относящиеся к ним имена прилагательные. Назовите имена прилагательные.
— В каком числе они стоят? Почему?
— Запишите эти словосочетания.
¾ Поставьте имена существительные во множественное число. От имен существительных поставьте вопросы к именам прилагательным во множественном числе.
Дни (какие?) солнечные зимние.
Книги (какие?) интересные красивые.
Деревья (какие?) высокие старые.
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные во множественном числе? (Ответы.)
— Выделите окончания у прилагательных во множественном и в единственном числе. Назовите их.
Работа с правилом (с. 98.)
Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного
Разноуровневые задания.
3 группа — упражнение 185, с. 98.
— Спишите стихотворение.
— Подчеркните имена прилагательные.
— Определите их число, выделите окончания.
— Найдите слова в переносном значении.
2 группа — запишите фразеологические обороты в два столбика, исходя из темы сегодняшнего урока.
— Выделите окончания имен прилагательных.
Черная неблагодарность, золотые руки, молочные реки и кисельные берега, уязвимое место, легкая рука, лакомый кусок, в ежовых рукавицах, есть чужой хлеб.
1 группа — допишите в каждую строчку еще по 3 имени прилагательных, определив орфограмму в двух предыдущих словах.
Л..жачий, п..тнистый,...
У.кий, кре..кий,...
Извес.ный, чес.ный,...
VII. Итог урока
Игра «Не подведи свой ряд»
От каждого ряда к доске выходит один ученик, который указывает число имен прилагательных. (Учитель может называть слова по очереди каждому ряду, а дети определяют род.)
Прекрасный | Вредные | Длинное |
терпеливая | вкусная | веселые |
драгоценные | дружный | заботливый |
веселое | золотые | прозрачные |
горячий | темное | голубая |
шумные | нежная | пушистые |
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе?(Ответы.)
VIII. Рефлексия
— Что нового мы узнали на уроке?
— Где мы можем применить новые знания? (При выполнении домашнего задания, на контрольной работе, при написании сочинений и изложений.)
X. Домашнее задание.
Упражнение 187, с. 99, правило на с. 98.
Русский язык Дата
ТЕМА: Изменение имен прилагательных по родам
Цель: развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
расширять знания детей об окружающей действительности;
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент
— Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.