VII. Закрепление изученного.
— Выпишите выделенные словосочетания, поставив в скобках вопрос к слову «котенок», в упр. 176.
— Выделите окончание в слове «котенок». Возьмите карточку и прочитайте стихотворение.
— Что необходимо выполнить в этом задании? (Записать правильные окончания имен существительных).
* * *
Спроси у (жизнь) строгой, Иди за (солнце) следом,
Какой идти (дорога), Хоть этот путь неведом.
Куда по (свет) белому Иди, мой друг,
Отправиться с (утро). Всегда иди дорогою (добро).
— Прочитайте, что у вас получилось.
— О чем говорится в этом стихотворении?
Запишите слова, в которых вы изменили окончания, и выделите их (слова, употребленные с предлогами, запишите вместе с ними).
VIII. Работа по развитию речи(работа в больших группах).
— Послушайте текст и составьте свою концовку по данному началу.
Прилетела Весна, начала украшать землю. Собрались бабочки, жуки, осы, шмели, стрекозы. Стали просить у Весны нарядные одежды. Всех одарила Весна, всем раздала подарки.
Один только маленький ночной жучок-червячок ничего не попросил для себя. Тогда решила Весна подарить ему голубой фонарик. Пусть жучок зажигает его каждую ночь. Пусть этот фонарик светит в темноте, как яркая звездочка.
А сейчас в группах придумайте концовку данной сказки. (Заслушиваются рассказы детей.)
Сравните ваши рассказы с концовкой, придуманной автором.
В густой траве живет маленький жучок. Каждый вечер жучок достает свой голубой фонарик и светит им в темноте. За это назвали жучка Светлячком.
(По Г. Скребицкому.)
IX. Итог урока
— Что нового узнали?
— Какие задания вам понравилось выполнять?
X. Рефлексия.
— Оцените свою работу. Те, кому сегодня на уроке было все понятно, поставьте «!» на полях тетради.
— Если иногда возникали трудности, поставьте знак «+».
— Если многое не поняли, поставьте «?».
— А я на этом уроке всем вам поставила «!». Это значит, мне понятно, что вы любознательны, активны и хотите стать грамотными гражданами своей страны.
— XI. Домашнее задание.
Упражнение 179, с. 95; правило (с. 93).
Русский язык Дата
ТЕМА: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Цель: проверить умение различать имя существительное среди других частей речи по его признакам;
проверить умение сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей;
правильно употреблять в речи и согласовывать существительное с другими частями речи; развивать языковое чутье;
обогащать словарный запас и стимулировать речевую деятельность;
воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Проверка домашнего задания.
Упражнение 179, с. 95.
Один ученик называет слово с пропущенной буквой, а второй объясняет написание.
* * *
Наш урок — он необычный. В лес весенний, шумный, яркий
Отправляемся в поход И загадочный порой.
— Когда вы шли в школу, вы обратили внимание на погоду сегодня?
Постарайтесь описать сегодняшнее утро. (Солнечное, теплое, безоблачное.)
— Какую часть речи использовали для описания?
— Закройте глаза и шепотом произнесите слово «весна». Какое чувство у вас возникло? (Радость, восторг, удовольствие.)
— Какая часть речи помогла выразить это?
— Почему весенний лес предстает перед нами шумным и ярким? (Ответы.)
IV. Чистописание.
* * *
Прошли дожди, апрель теплеет, И тихо дремлет бор зеленый,
Всю ночь — туман, а поутру И в серебре лесных озер
Весенний воздух точно млеет Еще стройней его колонны,
И мягкой дымкою синеет Еще свежее сосен кроны
В далеких просеках в бору. И нежных лиственниц узор!
(И. А. Бунин.)
— Кто такой И. Бунин?
— О чем он писал в своих стихах? (О природе.)
— На доске записаны буквы. Назовите их.
аяиео
— Расскажите все, что вы о них знаете. (Гласные, которые, будучи безударными, требуют проверки или запоминания; «а», «о» указывают на твердость предшествующего согласного, «я», «е», «и» — на мягкость; «я», «е» могут обозначать два звука).
Закрепление написания «опасного» соединения с данными буквами и буквами «л», «м».
— Почему я объединила буквы «л» и «м»?
аяиео ал ял ил ел ол ам ям им ем ом
— Подберите и запишите однокоренные слова к слову «лес», выделите корень. (Лес, лесной, лесник, лесочек, лесоповал.)
V. Работа по теме урока.
— Какую часть речи мы изучали на протяжении последних уроков?
— Что такое имя существительное?
— Как изменяются имена существительные? (По числам и по падежам.)
— Имена существительные изменяются по родам или имеют род? (Имеют.)
— Как определить род имен существительных?
— Выпишите имена существительные из стихотворения И. Бунина в начальной форме и укажите их род.
— Какая форма является начальной для имен существительных? (Дети работают по цепочке.)
Физкультминутка
Словарная работа
3 ученика работают у доски.
— Вы сказали, что имена существительные изменяются по числам. Какое число они имеют?
— Как отличить единственное число от множественного?
— Запишите словарные слова в два столбика в зависимости от числа, в котором они стоят.
Дятел, праздники, сорока, каникулы, природа, корзина, чувство, ягоды, животные.
— В каждом столбике найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните, почему исключили это слово. (Природа — употребляется в форме только единственного числа; каникулы — только множественного числа.)
Изменение существительных по вопросам(с опорой на карточку).
— Гуляя по весеннему лесу, что мы с вами можем увидеть?
Каждый ряд получит свое слово:
— 1 ряд—«лиса»,
— 2 ряд—«куст»,
— 3 ряд — «дерево»;
и эти слова ученики изменяют по вопросам.
Взаимопроверка в парах.
Работа с предложением.
1 ученик работает у доски.
— Пока мы с вами гуляли по лесу прошел дождик и смыл в некоторых словах буквы. Ваша задача восстановить эти предложения.
На старой б..резе с.дела любопытная белочка. Она с интересом наблюдала за дет..ми под дер..вом.
— Первое предложение разберите по членам предложения и выпишите словосочетания.
Выполнение теста(распечатан на листочках).
Наблюдая за белочкой, мы не заметили, как заблудились. Чтобы найти дорогу домой, нам необходимо ответить на вопросы теста.
Тест.
Выберите верное утверждение:
а) Имя существительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое?.
о) имя существительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?.
Выберите верное утверждение:
а)Имя существительное — это часть речи, которая обозначает признак предмета.
б)Имя существительное — это часть речи, которая обозначает действие предмета.
в)Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.
Выберите верное утверждение:
а)Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
б)Имена собственные пишутся с большой буквы.
Выберите верное утверждение:
а)Имена существительные по числам не изменяются.
Б) Имена существительные по числам изменяются.
Выберите верное утверждение:
а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода;
б) Имена существительные бывают мужского, среднего и женского рода;
в) Имена существительные бывают только среднего рода.
Какое из слов является именем существительным женского рода:
а) темный;
б) шкаф;
в) зеркало;
г) темнота.
Укажите число подчеркнутых имен существительных.
Ребята шли по лесной тропинке. Пахло грибами и листвой. Стайка крикливых дроздов слетела с рябины. В небе летел большой косяк журавлей.
— Вставьте, где необходимо, мягкий знак.
Реч.., скрипач.., товарищ.., полноч.., брош.., шалаш...
Работа по развитию речи
— А теперь мы с вами отправимся в музей весны, где она выставляет картины, показывающие красоту весенней природы. Рассмотрите их внимательно.
— Представьте, что именно эта картина пропала. (Учитель показывает на одну из картин на доске.)
— Постарайтесь дать словесное описание этой картины, чтобы можно было узнать ее. (Дети дают словесное описание, а один угадывает картину.)
XII. Рефлексия
¾ Весь урок мы посвятили имени существительному. Свое отношение к нему мы выразим в синквейне.
¾ Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка — характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка — характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка — что думает автор. (Фраза из четырех слов).
Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Существительное
Значимое, необходимое
Помогает, рассказывает, уточняет
Без существительных тексты непонятны.
Предмет
ХШ. Домашнее задание.
Составьте и запишите три предложения о весеннем лесе.
Русский язык Дата
ТЕМА: Имя прилагательное, его значение и роль в предложении
Цель: углубить представление об имени прилагательном;
развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
расширить знания об овощах.
Ход урока
I. Работа у доски
¾ К данным существительным подберите однокоренные существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Береза, топор, корова, морковь, солнце.
¾ Впишите подходящие по смыслу словарные слова. Укажите их род.
Душистая.., жареный.., теплое.., железная.., большой.., красное...
Составьте предложение. Разберите его по членам, по частям речи. Выпишите словосочетания. (2 ученика выполняют задание у доски).
Кусочки, медведь, еды, из, выпрашивал, клетки.
Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.
Класс в это время выполняет следующее задание:
¾ Просклоняйте существительные «работа», «труд».
— Чем являются эти слова? (Ответы.)
II. Чистописание
еев ссс
се её ел ем ев ер
Сеет, сеялка, лестница, сердце.
— Какое слово лишнее?
— Что вы знаете об имени существительном? (Ответы.)
III. Словарная работа(в малых группах).
¾ Чтобы узнать новое слово, вам необходимо разместить буквы в порядке следования цветов радуги.
У Ч К И О Р Г
— Какое значение имеет это слово?
— Что такое огурец? (Стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зеленым плодом.)
Слово огурец пришло к нам из греческого языка и первоначально звучало как «огур», что означало «неспелый», «несозревший». В самом деле, в отличие от своих близких сородичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурчики ценятся пока еще не пожелтели, не созрели окончательно. Их едят незрелыми. Вот поэтому они и названы огурцами.
Назовите и запишите однокоренные слова.
Огурец, огурчик, огуречник, огуречный.
IV. Работа по теме урока.
¾ Чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны будете выполнить следующее задание.
¾ Прочитайте слова. Выпишите только слова с непроизносимыми согласными.
Поз..ний, ..сенний, мес.ный, ч..шка, избу.ка, радос.ный, ярос.ная.
— Какие слова выписали?
— На какие вопросы отвечают эти слова?
— Какой частью речи они являются? (Ответы.) Сформулируйте тему урока.
V. Сообщение цели урока
¾ Что такое имя прилагательное?
— Для чего служат имена прилагательные?
Физкультминутка
Я буду называть слова. Если услышите имя существительное — приседайте, имя прилагательное — хлопайте, глагол — руки вверх.
Украшать, ветер, играть, высокий, думающий, мысль, понял, ударить, здоровье, невыдержанный, темнокожий, удалой, дерево.
VI. Работа с правилом(с. 96)
Упражнение 180, с. 95 (устно)
¾ А сейчас давайте вернемся к нашему словарному слову и подберем как можно больше прилагательных, сочетающихся с существительным огурец.
(Не]большой, маленький, длинный, зеленый, желтый, молодой, старый, свежий, вкусный, соленый..; ранние, поздние, парниковые, крупные, мелкие, крепкие, мягкие, дорогие, дешевые....