VI. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
(На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов.)
Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.
— Разделите данные слова на 3 группы. (Дети предлагают варианты: по количеству слогов, по месту ударения в слове.)
В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. И наша задача на уроке — раскрыть еще одну «тайну» данной части речи. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие еще три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные, сначала все они были очень похожи. Да так, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг — существительных знаки различия, тот будет награжден».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.
Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попами слова: муж, папа, стул, дядя...). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попаяй слова: жена, мама, весна...). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими стали слова: солнце, небо...).
Вот так и появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имени существительного.
— На какие еще три группы можно разделить имена существительные?
— Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы было легче, я открою вам секрет королевы. (Дети заучивают стихотворение.)
* * *
Женский род запомню я И опять скажу: «Он — мой».
И скажу: «Она — моя». Средний род: «Оно — мое!»,
И запомню род мужской, Это правило — твое!
— Пользуясь секретом королевы, запишите слова в три столбика (м. р., ж. р. ср. р.). (Один ученик работает у доски.)
— Прочитайте правило об определении рода имен существительных на с. 86.
VII. Закрепление изученного. Работа по рядам.
Упражнение 164, с. 87.
1 ряд записывает слова м. р.;
2 ряд — ж. р.;
3 ряд — ср. р.
Проверка.
— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить род имени существительного во множественном числе?
Работа с правилом (с. 87).
— Я буду называть имена существительные во множественном числе, а вы укажите их род, поставив в единственное число.
Книги, яблоки, улицы, деревья, дома, окна, столбы, мосты, каникулы, санки, ворота.
Упражнение 166, с. 88.
VIII. Итог урока.
— Что было главным на уроке?
— Как определить род имени существительного?
— Я буду называть имена прилагательные, а вы подберите подходящие по смыслу имена существительные и укажите их род.
Ловкая.., мягкая.., теплое.., поздний.., глубокое.., робкая.., легкий....
IX. Домашнее задание.
Записать по 5 существительных каждого рода (в 3 столбика); правило на с. 86, 87; словарное слово «неделя».
X. Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал... пСамым интересным было...
Русский язык Дата
TEMA: Мужской, женский и средний род имен существительных
Цель: закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по формированию умения определять род имен существительных;
развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, расширять словарный запас учащихся, вырабатывать внимательность;
воспитывать интерес к учению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я рада этой новой встрече, Мы будем наблюдать,
И с вами интересно мне, друзья! Выводы делать и рассуждать.
Интересные ваши ответы А чтобы урок пошел каждому впрок,
С удовольствием слушаю я. Активно в работу включайся, дружок!
Сегодня снова на уроке
II. Проверка домашнего задания.
— Назовите имена существительные мужского рода; женского; среднего.
— Какое дополнительное слово можно поставить к именам существительным женского рода? Среднего? Мужского?
— Какие имена существительные относятся к единственному числу? Множественному?
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Чистописание.
— Чтобы узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания, сначала определим слова по их лексическому значению и запишем полученные словарные слова.
· Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принадлежности. (Кровать.)
· Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак.)
· Городская электрическая дорога, обычно подземная. (Метро.)
· Дерево с оранжево-красными плодами. Ягоды этого дерева — любимое лакомство снегирей. (Рябина.)
· Огородное растение с продолговатым зеленым плодом. (Огурец.)
· Плетеное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей. (Корзина.)
— Что обозначает имя существительное? (Предмет.)
—Какая согласная буква встречается во всех этих словах? (р.)
— Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной буквы «Рр», так как тема нашего сегодняшнего урока начинается с этой буквы.
Рр ря ру ри
Тростник, взморье, деревья, дорожка, рыжик.
— Объясните орфограммы в словах.
V. Повторение пройденного.
— Давайте вернемся к словарным словам. Какой частью речи они являются? Докажите.
— Что такое имя существительное?
— Что еще знаете об имени существительном? Докажите, что имена существительные изменяются по числам.
— Какой род имеют имена существительные? (Ответы.) Давайте вспомним стихотворение, которое открыло секрет королевы на предыдущем уроке.
— Укажите над словарными словами род имен существительных (работа по цепочке).
Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока(коллективно).
— Я вам предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Необходимо подобрать пару к существительным мужского рода.
Кот — ... (кошка), лев — ... (львица), баран — ... (овца), селезень — ... (утка), петух — ... (курица).