VI. Работа над новым материалом.
Систематизация знаний о словах, обозначающих предметы.
— Что обозначают словарные слова, записанные вами?
— Задайте вопрос к каждому слову.
— Вспомните еще какие-нибудь словарные слова, обозначающие предмет.
— На какой вопрос отвечает ваше слово?
— Как в русском языке называются слова-предметы? (Имена существительные.)
— Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в речи — имя существительное.
Если первобытные люди, познавая окружающий мир, называли предметы и явления, то эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.
Подбор имен существительных. Работа по вариантам.
Посмотрите вокруг. Подберите имена существительные на темы:
1 вариант — небо;
2 вариант — земля;
3 вариант — класс.
Проверка.
— Что называют имена существительные? (Ответы.)
Физкультминутка.
На болоте две подружки. Ручками хлопали.
Две зеленые лягушки, Вправо, влево наклонялись —
Утром улыбались, Вот здоровья в чем секрет.
Полотенцем растирались, Всем друзьям — физкульт-привет!
Ножками топали,
3. Упражнения в распознавании имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?.
— Ребята, давайте расскажем, что мы уже знаем об имени существительном?
Дети говорят хором:
** *
Имя существительное На вопросы кто? и что?
Очень удивительное. Отвечать оно должно!
— Я буду называть слово, если оно будет отвечать на вопрос кто? — поднимите руки вверх, если на вопрос что? — руки вперед, если встретятся другие (части речи) слова — присядьте.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, весна, рисовать, красивый, лиса.
* * *
А сейчас внимательно И все, что мы узнали,
Мы правило прочтем, Теперь мы назовем.
Чтение правила (с. 81).
— Какие слова называются именами существительными?
— Какие предметы они обозначают? (Людей, животных, неживые предметы, явления природы и т. д.)
— Предметы, отвечающие на вопрос кто? — одушевленные, а на вопрос что?— неодушевленные.
VII. Закрепление изученного материала.
Письмо с комментированием.
— Запишите предложение, назовите существительные и выделите орфограммы.
с. с. с. с. с.
На верхушке со_сны дятел долбил клювом шишку.
— Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.
— Разберите по составу слова «верхушке», «долбил».
Работа с учебником.
Развитие умения классифицировать существительные по тематическим группам.
1 группа — упражнение 156, с. 82.
— Какие реки, озера, названия которых также пишутся с большой буквы, есть в Беларуси?
2 группа — упражнение 155, с. 81. Выполните грамматическое задание.
— Почему одни существительные отвечают на вопрос что?, а другие — на вопрос кто?
(После выполнения упражнения ребятам предлагается подобрать существительные, обозначающие названия различных предметов: явлений природы, веществ, профессий людей, насекомых и др.)
Незаконченные предложения.
Закончите предложения:
Меня зовут... . Я живу в городе... . Наша улица... . У нас живет собака (кот)....
Ребята по очереди встают и читают свои ответы.
Мини-тест.
1. Укажите имена существительные:
а) богатый;
б) богач;
в) беречь;
г) багаж;
д) багажный.
2. Укажите ряды, в которых все слова обозначают предмет
и отвечают на вопросы кто?, что?:
а) речной, ручка, иней;
б) книга, князь, тень;
в) пианино, солистка, апрель;
г) декабрьский, снежит, могучий;
д) огонь, известить, пришел.
3. Укажите, в каких предложениях есть существительные, которые отвечают на вопрос кто?:
а) Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...
б) Давно уже расцвела сирень в саду.
в) Собака лежит, не шевелится, все по сторонам смотрит.
г) Жеребята подбежали к собаке, но она не захотела с ними играть.
д) Узкая тропинка вела к сторожке лесника.
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 157, с. 82.
IX. Итог урока. Рефлексия.
— Чем мы занимались на уроке?
— Расскажите все, что мы знаем об имени существительном.
— Сегодня подходит к концу наше путешествие, но мы говорим Имени существительному «До свидания». Оно будет долго учить нас, а чему — мы узнаем на следующих уроках.
Русский язык Дата
ТЕМА: Число имен существительных
Цель: формировать представление о единственном и множественном числе имен существительных;
развивать умение определять число имен существительных;
познакомить с существительными, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе;
развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Упражнение 157, с. 82.
Один ученик подбирает слово, второй называет к данному слову однокоренное.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как называется общая часть однокоренных слов? (Ответы.)