VI. Работа над новым материалом.

Систематизация знаний о словах, обозначающих пред­меты.

— Что обозначают словарные слова, записанные вами?
— Задайте вопрос к каждому слову.

— Вспомните еще какие-нибудь словарные слова, обозначаю­щие предмет.

— На какой вопрос отвечает ваше слово?

— Как в русском языке называются слова-предметы? (Име­на существительные.)

— Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в речи — имя существительное.

Если первобытные люди, познавая окружающий мир, называли предме­ты и явления, то эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.

Подбор имен существительных. Работа по вариантам.

Посмотрите вокруг. Подберите имена существительные на темы:

1 вариант — небо;

2 вариант — земля;

3 вариант — класс.

Проверка.

— Что называют имена существительные? (Ответы.)
Физкультминутка.

На болоте две подружки. Ручками хлопали.

Две зеленые лягушки, Вправо, влево наклонялись —

Утром улыбались, Вот здоровья в чем секрет.

Полотенцем растирались, Всем друзьям — физкульт-привет!
Ножками топали,

3. Упражнения в распознавании имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?.

— Ребята, давайте расскажем, что мы уже знаем об имени существительном?

Дети говорят хором:

** *

Имя существительное На вопросы кто? и что?
Очень удивительное. Отвечать оно должно!

— Я буду называть слово, если оно будет отвечать на вопрос кто? — поднимите руки вверх, если на вопрос что? — руки вперед, если встретятся другие (части речи) слова — присядьте.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, весна, рисо­вать, красивый, лиса.

* * *

А сейчас внимательно И все, что мы узнали,

Мы правило прочтем, Теперь мы назовем.

Чтение правила (с. 81).

— Какие слова называются именами существительными?

— Какие предметы они обозначают? (Людей, животных, неживые предметы, явления природы и т. д.)

— Предметы, отвечающие на вопрос кто? — одушевленные, а на вопрос что?— неодушевленные.

VII. Закрепление изученного материала.

Письмо с комментированием.

— Запишите предложение, назовите существитель­ные и выделите орфограммы.

с. с. с. с. с.

На верхушке со_сны дятел долбил клювом шишку.

— Разберите предложение по членам предложения и по ча­стям речи.

— Разберите по составу слова «верхушке», «долбил».

Работа с учебником.

Развитие умения классифицировать существительные по тематическим группам.

1 группа — упражнение 156, с. 82.

— Какие реки, озера, названия которых также пишутся с большой буквы, есть в Беларуси?

2 группа — упражнение 155, с. 81. Выполните грамматическое задание.

— Почему одни существительные отвечают на вопрос что?, а другие — на вопрос кто?

(После выполнения упражнения ребятам предлагается подо­брать существительные, обозначающие названия различных предме­тов: явлений природы, веществ, профессий людей, насекомых и др.)

Незаконченные предложения.

Закончите предложения:

Меня зовут... . Я живу в городе... . Наша улица... . У нас живет собака (кот)....

Ребята по очереди встают и читают свои ответы.

Мини-тест.

1. Укажите имена существительные:

а) богатый;

б) богач;

в) беречь;

г) багаж;

д) багажный.

2. Укажите ряды, в которых все слова обозначают предмет
и отвечают на вопросы кто?, что?:

а) речной, ручка, иней;

б) книга, князь, тень;

в) пианино, солистка, апрель;

г) декабрьский, снежит, могучий;

д) огонь, известить, пришел.

3. Укажите, в каких предложениях есть существительные, которые отвечают на вопрос кто?:

а) Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...

б) Давно уже расцвела сирень в саду.

в) Собака лежит, не шевелится, все по сторонам смотрит.

г) Жеребята подбежали к собаке, но она не захотела с ними играть.

д) Узкая тропинка вела к сторожке лесника.

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 157, с. 82.

IX. Итог урока. Рефлексия.
— Чем мы занимались на уроке?

— Расскажите все, что мы знаем об имени существительном.

— Сегодня подходит к концу наше путешествие, но мы гово­рим Имени существительному «До свидания». Оно будет долго учить нас, а чему — мы узнаем на следующих уроках.

VI. Работа над новым материалом. - student2.ru

Русский язык Дата

ТЕМА: Число имен существительных

Цель: формировать представление о единственном и множественном числе имен существительных;

развивать умение определять число имен существительных;

познако­мить с существительными, которые употребляются толь­ко в единственном или только во множественном числе;

развивать орфографическую зоркость, устную и письмен­ную речь.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Упражнение 157, с. 82.

Один ученик подбирает слово, второй называет к данному слову однокоренное.

— Какие слова называются однокоренными?

— Как называется общая часть однокоренных слов? (Ответы.)

Наши рекомендации